Дело № 4-а-310/2013
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
14 августа 2013 года г.Курск
Заместитель председателя Курского областного суда Жуковский В.С., рассмотрев по надзорной жалобе ФИО2 дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 52.4 Закона Курской области «Об административных правонарушениях в Курской области", в отношении
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <данные изъяты>, проживающего в <адрес>,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 г.Курчатова и Курчатовского района Курской области от 22 мая 2013г., оставленным без изменения решением судьи Курчатовского городского суда Курской области от 21 июня 2013 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 52.4 Закона Курской области «Об административных правонарушениях в Курской области», в отношении ФИО2 прекращено за отсутствием состава правонарушения.
В надзорной жалобе ставится вопрос об изменении решения судьи Курчатовского городского суда Курской области от 21 июня 2013 года с исключением из него выводов о том, что ФИО2 осуществлялась перевозка на маршруте регулярного сообщения, и о признании доводов защитника ФИО2 – Гордиенко Н.Г. об отнесении договора, заключенного между индивидуальным предпринимателем ФИО1 и ООО «Региональное объединение автовокзалов» к договорам фрахтования, как незаконного и необоснованного в данной части.
Проверив материалы дела, нахожу обжалуемое решение судьи подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Статьей 52.4 Закона Курской области от 04.01.2003г. № 1-ЗКО «Об административных правонарушениях в Курской области» установлена административная ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом без маршрутной карты.
Как следует из обжалуемого решения, ФИО2, работающий у индивидуального предпринимателя (ИП) ФИО1 по трудовому договору водителем, 10 апреля 2013 года на основании путевого листа, посадочной ведомости и договора № 2-Ф на транспортное обслуживание от 12.12.2012г., заключенного между ООО «Региональное объединение автовокзалов» и ИП ФИО1 на автобусе «<данные изъяты>» государственный регистрационный знак №, принадлежащем на праве собственности ФИО1., осуществлял перевозку пассажиров по маршруту регулярного сообщения «Курск-Рыльск-Курск», что в соответствии со статьями 11, 4 Закона Курской области от 23.04.2002г. № 23-ЗКО «О маршрутных пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Курской области» требует наличие маршрутной карты. При этом договор № 2-Ф от 12.12.2012г. условий, предусмотренных законом для договора фрахтования, не предусматривает, в связи с чем доводы защитника ФИО2 – Гордиенко Н.Г. о том, что указанный договор фактически является договором фрахтования, признаны несостоятельными. Однако, поскольку обязанность по оформлению надлежащих документов возложена на ООО «Региональное объединение автовокзалов», а выполнять перевозки пассажиров в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и Курской области обязан ИП ФИО1., который и является перевозчиком, водитель ФИО2 не является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 52.4 Закона Курской области «Об административных правонарушениях в Курской области»; маршрутная карта не входит в установленный Правилами дорожного движения перечень документов, которые обязан иметь при себе водитель, в связи с чем в действиях ФИО2 отсутствует состав правонарушения, предусмотренного статьей 52.4 Закона Курской области «Об административных правонарушениях в Курской области».
Данные выводы соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными судьей доказательствами, подробно мотивированы в решении, существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу не допущено.
Доводы надзорной жалобы о неправомерном и необоснованном признании перевозки, осуществленной водителем ФИО2, перевозкой по маршруту регулярного сообщения и непризнании данной перевозки, перевозкой по заказу на основании договора фрахтования, не могут быть признаны соответствующими закону и обстоятельствам дела.
В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»: перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки, перевозки по заказам и перевозки легковыми такси (статья 5); маршрутом регулярных перевозок признается предусмотренный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке (пункт 9 статьи 2); регулярные перевозки пассажиров и багажа (глава 3) подразделяются на перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных пунктах в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта, и перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов (статья 19); заключение договора перевозки пассажира по маршруту регулярной перевозки удостоверяется билетом, порядок продажи которого определяется правилами перевозок пассажиров (статьи 20, 24 главы 3).
Согласно «Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским электрическим транспортом», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009г. № 112, (далее – «Правила») транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются, в частности, над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла и на которых проставляются наименования начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок (пункты 29, 30); проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам, продажа которых в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов – водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта, и начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства (пункты 42, 50, 51).
В силу статьи 27 указанного Федерального закона от 08.11.2007г. № 259-ФЗ перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме и содержащего сведения о фрахтовщике и фрахтователе, типк предоставляемого транспортного средства (при необходимости – количество транспортных средств), маршруте и месте подачи транспортного средства, определенном или неопределенном круге лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство, сроках выполнения перевозки, размере платы за пользование транспортным средством, порядке допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленном с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц); при отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, реквизиты и порядок заполнения которого устанавливаются правилами перевозок пассажиров; в случае, если договором фрахтования предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается.
Согласно «Правилам»: договор фрахтования может предусматривать использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц и неопределенного круга лиц (пункт 90); договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство, который осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, предоставленным фрахтовщику фрахтователем (пункты 91, 92); договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства, если договор фрахтования заключен в форме заказа-наряда, находятся у водителя от начала и до конца осуществления перевозки по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию соответствующих должностных лиц (пункт 94); транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью «Заказной», размещаемыми, в частности, над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла (пункт 95); в случае, если договором фрахтования предусматривается использование транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, на правой стороне кузова по ходу транспортного средства устанавливается указатель маршрута, на котором проставляются наименования начального и конечного, а также промежуточных остановочных пунктов маршрута (при их наличии) (пункт 98).
Согласно объяснениям ФИО2 в протоколе об административном правонарушении (л.д.2) и материалам дела водитель ФИО2 10.04.2013г. осуществлял перевозку пассажиров «от ООО «Курский автовокзал» по путевому листу», имея при себе: путевой лист, выданный ИП ФИО1., для движения по маршруту «Курск-Рыльск-Курск» (л.д.6-8); посадочную ведомость, выданную ООО «Региональное объединение автовокзалов», согласно которой посадке в автобус, имеющий 18 посадочных мест и осуществляющий движение по внутриобластному маршруту с временем отправления «8:20», на автовокзале подлежит 3 пассажира, которым проданы билеты, имеющие соответствующие номера, в том числе 2 билета до остановки «г.Льгов» по цене 127,7 руб. и 1 билет до остановки «г.Рыльск» по цене 195,60 руб. (л.д.10); ведомость предварительной (текущей) продажи билетов на автобус, согласно которой на автобус под управлением ФИО2, отправляющийся из г.Рыльска по маршруту «Рыльск-Льгов-Курск» 10.04.2013г. в 14 час. 40 мин., проданы два билета: до остановочного пункта «г.Курчатов» по цене 52,60 руб. и до остановочного пункта «г.Курск» по цене 127,60 руб. (л.д.10). При этом при осуществлении перевозки 10.04.2013г. автобус под управлением ФИО2 на лобовом стекле в правом нижнем углу имел табличку с указанием начального и конечного остановочных пунктов «Курск-Рыльск» и промежуточных остановочных пунктов «Курчатов-Льгов» (л.д.4-5).
Таким образом, автобус под управлением ФИО2 не был оформлен табличкой «Заказной» (пункт 95 «Правил»), но имел указатель маршрута (пункт 29 «Правил»), осуществлял движение по строго определенному междугородному (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007г. № 259-ФЗ, расстояние между городами Курск и Рыльск – более 50 км.) внутриобластному маршруту «Курск-Курчатов-Льгов-Рыльск» и обратно по установленному расписанию – отправление из начального пункта 08 час. 20 мин., из конечного пункта – 14 час. 40 мин. (пункт 9 статьи 2, часть 5 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007г. № 259-ФЗ), посадка в автобус осуществлялась по билетам, то есть заключение договора перевозки удостоверялось билетом (статья 20 Федерального закона от 08.11.2007г. № 259-ФЗ), водитель ФИО2 не имел при себе ни договора фрахтования, ни его копии, ни заказа-наряда (пункт 94 «Правил»).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что автобус под управлением ФИО2 осуществлял перевозку пассажиров по маршруту регулярных перевозок.
При этом, несмотря на то, что пункт 98 «Правил» предусматривает наличие указателя маршрута, но на правой стороне кузова и только при использовании транспортного средства по договору фрахтования для перевозки неопределенного круга лиц, в силу части 5 статьи 27 Федерального закона от 08.11.2007г. при перевозке неопределенного круга лиц по договору фрахтования взимание платы с указанных лиц (то есть продажа билетов) не допускается.
Исходя из указанных норм федерального законодательства, представленный мировому судье договор № 2-Ф на транспортное обслуживание от 12.12.2012г. (л.д.21-24), несмотря на то, что согласно его содержанию он заключен на основании положений, регулирующих перевозки пассажиров и багажа по заказу, не может быть признан договором фрахтования, поскольку предусматривает обязанность перевозчика (ИП ФИО1 осуществлять посадку пассажиров в автобусы только при наличии билета, выданного через кассы автовокзалов и автостанций на пунктах отправления (пункты 2.3.10, 2.6), а ООО «Региональное объединение автовокзалов» обязалось осуществлять обязательное страхование пассажиров при реализации билетов на междугородные маршруты (пункт 2.4.2); кроме того, договор предусматривает ответственность сторон договора за перевозку безбилетных пассажиров и продажу билетов водителями (пункты 4.9, 4.12). Однако билетом удостоверяется лишь заключение договора регулярной перевозки (статья 20 Федерального закона от 08.11.2007г. № 259-ФЗ), при перевозке по заказу определенного круга лиц посадка в транспортное средство осуществляется по служебному удостоверению, экскурсионной путевке и другим аналогичным документам или списку пассажиров (пункт 92 «Правил»), а при перевозке по заказу неопределенного круга лиц взимание платы с указанных лиц (то есть продажа билетов) не допускается (часть 5 статьи 27 Федерального закона от 08.11.2007г. № 259-ФЗ).
Представленные мировому судье заявка и список пассажиров как приложения к договору № 2-Ф от 12.12.2012г. (л.д.41-42) не могут быть признаны достоверными доказательствами осуществления перевозки по заказу, поскольку они опровергаются вышеуказанными обстоятельствами дела: отсутствие на автобусе таблички «Заказной»; наличие на лобовом стекле автобуса таблички с указанием маршрута движения; отсутствие заказа-наряда при себе у водителя и неупоминание о нем водителем; фактической перевозкой пассажиров по билетам, а не по списку пассажиров; отсутствие в договоре № 2-Ф условия о возможности перевозки пассажиров по спискам. Кроме того, указанная заявка не соответствует обязательным требованиям Приложения № 4 к «Правилам»: отсутствие в заявке указания стоимости пользования предоставленным транспортным средством и количества перевезенных пассажиров.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Курского областного суда
П О С Т А Н О В И Л :
Решение судьи Курчатовского городского суда Курской области от 21 июня 2013 года оставить без изменения, а жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Заместитель председателя
Курского областного суда ЖУКОВСКИЙ В.С.