ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-А-328/2016 от 20.12.2016 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

№ 4-а-328/2016

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Салехард 20 декабря 2016 года

Председатель суда Ямало-Ненецкого автономного округа Патлатюк В.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора Новоуренгойского комплексного отдела Северо-Уральского управления Ростехнадзора Е. на вступившие в законную силу решение Тазовского районного суда от 16 мая 2016 года и решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - Открытого акционерного общества «Тюменнефтегаз» (далее ОАО «Тюменнефтегаз»),

установил:

постановлением государственного инспектора Новоуренгойского комплексного отдела Северо-Уральского управления Ростехнадзора Е. от 21 марта 2016 года ОАО «Тюменнефтегаз» подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.9.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Тазовского районного суда от 16 мая 2016 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 сентября 2016 года, постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

В жалобе на состоявшиеся по делу судебные решения государственный инспектор Новоуренгойского комплексного отдела Северо-Уральского управления Ростехнадзора Е. просит отменить их и принять по делу новое решение.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судебными инстанциями допущено нарушение норм материального права; неверно установлены фактические обстоятельства дела; в нарушение Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта, ОАО «Тюменнефтегаз» не сообщило незамедлительно страховщику о значительных изменениях в обстоятельствах, сообщенных страховщику при заключении договора обязательного страхования.

В возражениях на жалобу законный представитель ОАО «Тюменнефтегаз» С., не соглашаясь с доводами жалобы, просит судебные решения оставить без изменения, а жалобу инспектора Новоуренгойского комплексного отдела Северо-Уральского управления Ростехнадзора без удовлетворения.

Изучив состоявшиеся по делу судебные решения, доводы жалобы и возражений на нее, прихожу к следующему.

Статьей 9.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за эксплуатацию опасного объекта, за исключением ввода в эксплуатацию опасного объекта, в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Согласно материалам дела, постановлением должностного лица юридическое лицо привлечено к административной ответственности за то, что с 21 января 2015 года и 31 марта 2015 года по 7 декабря 2015 года осуществляло эксплуатацию скважин №№408Г, 406, 407 куста №4 Русского месторождения, расположенного на территории Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Прекращая производство по делу в виду отсутствия в действиях ОАО «Тюменнефтегаз» состава административного правонарушения судья Тазовского районного суда указал, что скважины, входящие в состав опасного производственного объекта не являются самостоятельным объектом, подлежащим самостоятельному страхованию гражданской ответственности.

С указанным выводом оснований не согласиться не имеется.

Так, на основании свидетельства о регистрации от 1 октября 2013 года ОАО «Тюменнефтегаз» эксплуатирует опасный производственный объект «Фонд скважин Русского месторождения», в состав которого входит 24 скважины.

21 января 2015 года ОАО «Тюменнефтегаз» ввело в эксплуатацию скважину №408Г, расположенную на Русском месторождении Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа, а 31 марта 2015 года скважины №№ 406 и 407. Сведения об указанных скважинах, на основании заявления юридического лица, внесены в государственный реестр опасных производственных объектов 7 декабря 2015 года.

10 октября 2015 года между ОАО «Тюменнефтегаз» и АО «Страховое общество газовой промышленности» заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение в результате аварии на опасном объекте №ТНГ-188-15 на все эксплуатируемые юридическим лицом опасные производственные объекты, в том числе «Фонд скважин Русского месторождения», в который входит 24 скважины.

25 февраля 2016 года в связи с изменением входящих в состав опасного производственного объекта скважин между ОАО «Тюменнефтегаз» и АО «Страховое общество газовой промышленности» заключено дополнительное соглашение к договору страхования, согласно которому страхованию подлежит 26 скважин, с учетом введения в эксплуатацию скважин №№408Г, 406 и 407 и исключения скважины №91Р (в консервации).

Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону; опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Приказом Ростехнадзора от 4 апреля 2011 года №168 утверждены требования к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.

Согласно разделу 4 названных требований, одним из видов опасных производственных объектов является фонд скважин, который включает в себя скважины всех категорий (пробуренные), замерные устройства, блок распределения воды, блок закачки химреагентов, КИПа, расположенные на территории месторождения (участка, площадки).

Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что входящие в состав опасного производственного объекта скважины, не являются самостоятельными объектами, подлежащими самостоятельному страхованию гражданской ответственности.

В соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Согласно положениям статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года №225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" ввод в эксплуатацию опасного объекта не допускается в случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию, установленной настоящим Федеральным законом.

Указанная обязанность юридическим лицом исполнена. Между тем, сроки подачи заявления о заключении дополнительного соглашения, как и сроки заключения дополнительного соглашения, названными выше законами не установлены.

При указанных обстоятельствах судебными инстанциями сделан обоснованный вывод об отсутствии в действиях ОАО «Тюменнефтегаз» состава административного правонарушения.

Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении судебными инстанциями дела об административном правонарушении не допущено, оснований для отмены или изменения судебных решений не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 30.13 и пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

решение Тазовского районного суда от 16 мая 2016 года и решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - Открытого акционерного общества «Тюменнефтегаз», оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора Новоуренгойского комплексного отдела Северо-Уральского управления Ростехнадзора Е., - без удовлетворения.

Председатель суда

Ямало-Ненецкого автономного округа (подпись) В.А.Патлатюк

Копия верна:

Председатель суда

Ямало-Ненецкого автономного округа В.А.Патлатюк