ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-А-352 от 23.06.2015 Тверского областного суда (Тверская область)

Судья Торжокского городского суда – Решотко Л.Н. Дело № 4-а-352

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23 июня 2015 года город Тверь

И.о. председателя Тверского областного суда Мальцев Н.И., рассмотрев дело по жалобе ФИО1 на постановление ведущего специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Тверской области от 15.08.2014 и решение судьи Торжокского городского суда Тверской области от 15.10.2014,

установил:

постановлением ведущего специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Тверской области от 15.08.2014, оставленным без изменения решением судьи Торжокского городского суда Тверской области от 15.10.2014, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Директор филиала ООО «СТОД» в г. Торжке – Завод «Талион Терра» ФИО1 признан виновным в том, что он допустил нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды, а именно: на момент проведения надзорных мероприятий с 26.06.2014 по 23.07.2014 сотрудники, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, не прошли обучение, подтверждающее профессиональную подготовку в области охраны окружающей среды и природопользования.

ФИО1 обратился в Тверской областной суд с жалобой на указанные акты в которой ставит вопрос об их отмене как незаконных.

Проверив материалы судебного дела, истребованного и полученного Тверским областным судом 04.06.2015, а так же дело об административном правонарушении, истребованное из Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области, ознакомившись с доводами жалобы, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, представляет собой действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу положений ч. 2 ст. 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 67 Закона № 7-ФЗ производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

В свою очередь, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора.

При этом ч. 1 ст. 73 Закона № 7-ФЗ установлено требование, согласно которому руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Специалистами являются лица, на которые возложены нормативно-правовым актом или индивидуально правоприменительным актом (распоряжением) функции по принятию и реализации экологозначимых решений, соблюдению экологических требований, нормативов, стандартов и т.п., проведению организационных и иных мероприятий по охране окружающей среды, предотвращению ее загрязнения, обеспечению экологической безопасности работников данной организации/предприятия, населения и территории.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки установлен факт нарушения должностным лицом ФИО1 требований ч. 1 ст. 73 Закона № 7-ФЗ, поскольку в период проведения проверки с 26.06.2014 по 23.07.2014 сотрудники, ответственные за принятие решений, при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, не прошли обучение, подтверждающее профессиональную подготовку в области охраны окружающей среды и природопользования.

Между тем, в постановлении ведущего специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Тверской области от 15.08.2014 не указано какие конкретно сотрудники, на которых возложены функции по принятию и реализации экологозначимых решений, соблюдению экологических требований, нормативов, стандартов и т.п., проведению организационных и иных мероприятий по охране окружающей среды, предотвращению ее загрязнения, обеспечению экологической безопасности работников данной организации/предприятия, населения и территории, обязаны были пройти обучение.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела какой-либо информации о данных обстоятельствах также не содержат.

Таким образом описанное как в протоколе об административном правонарушении, так и в постановлении по делу об административном правонарушении событие административного правонарушения не позволяет квалифицировать бездействие директора филиала ООО «СТОД» в г. Торжке – Завод «Талион Терра» ФИО1 по ст. 8.1 КоАП РФ.

Отсутствие в протоколе об административном правонарушении указанных данных являлось основанием для возврата протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, составившему его для устранения изложенных выше нарушений закона в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.

Допущенное административным органом существенное нарушение процессуальных требований, установленных КоАП РФ, не было устранено судьей городского суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Учитывая изложенное, постановление ведущего специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Тверской области от 15.08.2014 и решение судьи Торжокского городского суда Тверской области от 15.10.2014, подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,

постановил:

жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление ведущего специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Тверской области от 15.08.2014 о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ и решение судьи Торжокского городского суда Тверской области от 15.10.2014 отменить, производство по делу прекратить.

И.о. председателя суда Н.И. Мальцев