ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-А-359 от 14.11.2014 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

  Дело № 4-А-360

 №4-А-359

 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 14 ноября 2014 года г. Петропавловск-Камчатский

 Заместитель председателя Камчатского краевого суда Верес И.А., рассмотрев надзорные жалобы защитника открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» Лассаля М.В. на постановления мирового судьи судебного участка № 5 Камчатского края от 14 августа 2014 года по делам об административных правонарушениях №, №, решения судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 сентября 2014 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ,

 УСТАНОВИЛ:

 Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Камчатского края от 14 августа 2014 года по делу об административном правонарушении № 5а-11024/14, оставленным без изменения решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 сентября 2014 года, открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее по тексту – ОАО «Камчатскэнерго») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей, в связи с неисполнением в срок до 01 июня 2014 года законного предписания должностного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю от 04 октября 2013 года № об устранении нарушении законодательства в сфере геологического изучения, рационального использования и охраны недр по объектам скважинного забора в с. Пущино, в части обеспечения оборудования устья скважины контрольно-измерительным прибором (счетчиком), выполнения ремонта скважинного павильона, выполнения мероприятий согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в пределах первого пояса зоны санитарной охраны участка, восстановления ограждения.

 Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Камчатского края от 14 августа 2014 года по делу об административном правонарушении № оставленным без изменения решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 сентября 2014 года, открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее по тексту – ОАО «Камчатскэнерго») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей, в связи с неисполнением в срок до 01 июня 2014 года законного предписания должностного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю от 04 октября 2013 года № об устранении нарушении законодательства в сфере геологического изучения, рационального использования и охраны недр, а именно по объектам скважинного забора в с. Пущино обеспечить подготовку и согласование в установленном порядке проекта опытно-промышленной разработки подземных водозаборов (Камчатнедра).

 В жалобах, поданных в порядке надзора, защитник ОАО «Камчатскэнерго» Лассаль М.В. просит указанные постановления мирового судьи и решения судьи городского суда отменить. При этом, не оспаривая факта совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, указывает, что в результате бездействия ОАО «Камчатскэнерго» не были выполнены требования двух предписаний, выданных по результатам одной проверки соблюдения законодательства, в результате чего общество дважды привлечено к административной ответственности за совершение одного административного правонарушения. Ссылается на то, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьями не проверена законность предписаний и не учтены нарушения, допущенные при проведении проверки их выполнения.

 Изучение материалов дел об административных правонарушениях и доводов надзорных жалоб заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

 Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

 Как следует из материалов дел, на основании акта проверки от 04 октября 2013 года должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю, государственным инспектором по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр по Камчатскому краю ФИО1 предписаниями от 04 октября 2013 года № и № на ОАО «Камчатскэнерго» возложена обязанность устранить нарушения законодательства в сфере геологического изучения, рационального использования и охраны недр в срок до 01 июня 2014 года.

 В период с 16 по 30 июня 2014 года должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю, государственным инспектором по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр по Камчатскому краю ФИО2, на основании приказов руководителя Управления от 12 мая 2014 года № № года №, в отношении ОАО «Камчатскэнерго» проведены внеплановые документарные проверки выполнения указанных предписаний. По результатам проверок установлены неисполнения требований предписаний, что послужило основанием для составления протоколов об административных правонарушениях от 30 июня 2014 года № 1991/14-6 и № 1991/14-5 и привлечения мировым судьёй ОАО «Камчатскэнерго» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ по каждому предписанию отдельно.

 Виновность ОАО «Камчатскэнерго» в совершении вмененных правонарушений установлена на основании исследованных мировым судьей доказательств, дополнительно проверенных судьей городского суда, получивших оценку и анализ в соответствии со ст.ст.26.1, 26.7, 26.11 КоАПРФ, правильность которой сомнений не вызывает.

 Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

 Как следует из материалов дел предписания от 04 октября 2013 года № и № возлагали на ОАО «Камчатскэнерго» обязанность по устранению нарушений законодательства в сфере геологического изучения, рационального использования и охраны недр. Основанием выдачи предписаний явилось неисполнение недропользователем обязанности, закрепленной в п. 7 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», по соблюдению утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.

 При этом, указанные предписания выданы должностным лицом в отношении лицензионного участка недр Пущинский-1 с размещенным на нём скважинным водозабором ПВ, предоставленного на праве пользования одному недропользователю - ОАО «Камчатскэнерго».

 Проверка исполнения требований предписаний проводилась в отношении юридического лица ОАО «Камчатскэнерго», по указанному лицензионному участку недр, в одно и тоже время - с 16 по 30 июня 2014 года, одним и тем же должностным лицом ФИО2 Все акты проверки составлены 30 июня 2014 года. Предписания имели один срок исполнения - 01 июня 2014 года.

 Изложенное позволяет прийти к выводу, что фактически должностным лицом 4 октября 2013 года проведена одна внеплановая документарная проверка на предмет проверки исполнения предписаний от 28 ноября 2012 года, и по результатам проверки должно было составлено одно предписание с указанием выявленных нарушений, соответственно и ответственность юридическое лицо должно нести за одно нарушение, выразившееся в неисполнении должностным лицом предписания об устранении нарушений требований законодательства в сфере геологического изучения, рационального использования и охраны недр. По смыслу ст. 28.2 КоАП РФ, в данном случае должен быть составлен один протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

 Следовательно, два рассмотренных в отношении ОАО «Камчатскэнерго» дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, подлежат объединению в одно производство с назначением юридическому лицу одного административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей за совершение административного правонарушения, выразившегося в неисполнений законного предписания органа, осуществляющего надзор в сфере природопользования об устранении выявленных нарушений требований законодательства в сфере геологического изучения, рационального использования и охраны недр по объектам скважинного водозабора в с. Пущино.

 Доводы надзорных жалоб о грубом нарушении требований ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту Федеральный закон № 294-ФЗ) в части оснований проведения внеплановых документарных проверок, несостоятельны.

 В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

 Согласно п.1 ч. 2 ст. 10 указанного Федерального закона основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

 В силу ч. 1 ст. 20 результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

 Перечень грубых нарушений, являющихся безусловным основанием для признания проверки и ее результатов недействительными, установлен ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ.

 Материалы дел об административных правонарушениях сведений о нарушениях контролирующим органом действующего законодательства при организации и проведении внеплановых документарных проверок ОАО «Камчатскэнерго», которые могли бы повлечь недействительность результатов данной проверки, не содержат.

 В силу п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

 Изменением постановлений не усиливается административное наказание и иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

 Руководствуясь п. 2 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 и ст. 30.19 КоАП РФ,

 ПОСТАНОВИЛ:

 Жалобу защитника открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» Лассаля М.В. удовлетворить частично.

 Рассмотренные в отношении открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» дела № № об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, объединить в одно производство.

 Постановления мирового судьи судебного участка № 5 Камчатского края от 14 августа 2014 года №, №, решения судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 сентября 2014 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго», изменить: назначить открытому акционерному обществу энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, выразившегося в неисполнении законного предписания органа, осуществляющего надзор в сфере природопользования об устранении выявленных нарушений требований законодательства в сфере геологического изучения, рационального использования и охраны недр по объектам скважинного водозабора в с. Пущино от 04 октября 2014 года №, №

 Заместитель председателя

 Камчатского краевого суда И.А. Верес