Дело № 4-А-37/ 2014
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
18 июля 2014 года г. Биробиджан
Председатель суда Еврейской автономной области В.В. Старецкий, рассмотрев в порядке надзора жалобу законного представителя юридического лица <...> (далее - <...>) ФИО1 на постановление мирового судьи Теплоозёрского судебного участка Облученского судебного района ЕАО от 10.10.2013 и решение судьи Облученского районного суда ЕАО от 26.11.2013, вынесенные в отношении указанного юридического лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи Теплоозёрского судебного участка Облученского судебного района ЕАО от 10.10.2013, оставленным без изменения решением судьи Облученского районного суда ЕАО от 26.11.2013, юридическое лицо <...> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В надзорной жалобе <...> в лице его законного представителя ФИО1 просит отменить состоявшиеся по делу об административном правонарушении судебные постановления, в связи с отсутствием состава правонарушения.
Мотивирует тем, что вины названного юридического лица в совершении административного правонарушения нет, и субъектом правонарушения в данном случае Учреждение быть не может, поскольку его учредителем является муниципальное образование «Облученский муниципальный район» ЕАО, обязанное согласно законодательству в области гражданской обороны обеспечивать своих работников и работников созданных им муниципальных предприятий и учреждений средствами индивидуальной защиты, в частности противогазами. Руководителем юридического лица обучение в области гражданской обороны на момент проверки не пройдено по причине его назначения на должность непосредственно перед проверкой.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, нахожу её подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в период с 15 по 23.07.2013 в ходе плановой выездной проверки органом, осуществляющим государственный надзор в области гражданской обороны, юридического лица выявлены нарушения обязательных требований в области гражданской обороны, выразившиеся в отсутствии в Учреждении средств индивидуальной защиты (противогазов), а также в непрохождении его руководителем обучения в области гражданской обороны.
Административная ответственность за указанные нарушения требований в области гражданской обороны предусмотрена ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон) гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст. 2 названного закона одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района, помимо прочих, относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктом 2 ст. 8 Федерального закона установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств. Последние в силу п. 3 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее - запасы), утверждённого Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 № 379, включают в себя, в том числе, средства радиационной, химической и биологической защиты.
Исходя из п. 5 указанного положения, запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объёмах, определяемых создающими их органами и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности.
Приказом МЧС России от 21.12.2005 № 993 утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (далее - Положение), которое определяет организацию и порядок обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовой формы.
В соответствии с п. 4 Положения органами местного самоуправления осуществляется обеспечение СИЗ работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений. С этой целью согласно п. 23 Положения органы местного самоуправления ежегодно планируют и осуществляют закупку СИЗ в запасы (резервы) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно уставу Учреждения его учредителем является муниципальное образование «Облученский муниципальный район» ЕАО в лице администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО.
На основании изложенного обеспечение работников созданных муниципальным образованием учреждений средствами индивидуальной защиты, в том числе и вышеуказанного юридического лица средствами индивидуальной защиты (противогазами) из расчета 100 % численности работников, является обязанностью администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО.
Таким образом, юридическое лицо привлечено к административной ответственности за нарушения требований законодательства в области гражданской обороны, субъектом которых оно не является.
При этом судом второй инстанции при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не принято во внимание решение Облученского районного суда ЕАО от 05.11.2013, в соответствии с которым установлено, что в силу полномочий администрация муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО обязана обеспечить Учреждение средствами индивидуальной защиты (противогазами) из расчета 100 % численности работников, и на неё возложена обязанность устранить названное нарушение закона в сфере гражданской обороны.
В соответствии с пп. «а» п. 3 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 (далее - Положение), руководители организаций подлежат обучению в области гражданской обороны. Не является исключением и директор Учреждения ФИО1
Вместе с тем согласно распоряжению главы администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО от 11.07.2013 № 464л на должность директора <...> ФИО1 назначен с 15.07.2013, в то время как проверка Учреждения проводилась в период с 15 по 23.07.2013. Следовательно, он не имел реальной возможности пройти обучение в области гражданской обороны на момент проверки.
Таким образом, вывод о виновности указанного юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, изложенный в обжалуемых судебных актах, является незаконным, основанным на не правильном применении норм материального права и неверной оценке обстоятельств дела. В данном случае бездействие Учреждения состава названного административного правонарушения не образует.
При таких обстоятельствах, исходя из положений п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, постановление мирового судьи Теплоозёрского судебного участка Облученского судебного района ЕАО от 10.10.2013 и решение судьи Облученского районного суда ЕАО от 26.11.2013, вынесенные в отношении юридического лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по данному делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Жалобу законного представителя юридического лица <...> ФИО1 удовлетворить.
Постановление мирового судьи Теплоозёрского судебного участка Облученского судебного района ЕАО от 10.10.2013 и решение судьи Облученского районного суда ЕАО от 26.11.2013, вынесенные в отношении юридического лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Председатель суда В.В. Старецкий