ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-А-382/2012 от 06.09.2012 Омского областного суда (Омская область)

4-А-382/2012

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Омск                                                                                              06.09.2012 года

         И.о. председателя Омского областного суда С.А. Волков, рассмотрев  надзорную жалобу Т., представителя ООО, на постановление мирового судьи судебного участка № 60 Ленинского АО г. Омска от 19.04.2012 года и на решение Ленинского районного суда г. Омска от 28.06.2012 года в отношении ООО по ч.1 ст.20.6 КОАП РФ,                  

УСТАНОВИЛ: 

         постановлением мирового судьи судебного участка № № 60 Ленинского АО г. Омска от 19.04.2012 года юридическое лицо - ООО было подвергнуто штрафу в размере 100 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6 ч.1 КОАП РФ.        

        Как следует из постановления,  в ходе проверки в деятельности ООО выявлены следующие нарушения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а именно:

        l. He создано на   объектовом уровне ТП РСЧС (Постановление Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 года);

        2. Не создана комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и пожарной безопасности, не разработано положение о комиссии (Постановление Правительства Российской Федерации №794 от 30.12.2003 года);

         3. Не организована работа комиссии (постановление Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 года);

         4. Не осуществляется работа комиссии (постановление Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 года);

         5. Не назначено должностное лицо, уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны (постановление Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 года пункт 10, № 782 от 10.07.1999г);

         6. Не определены компетенция и полномочия должностного лица, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны (функциональные обязанности) (постановления Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 года пункт 10; №782 от 10.07.1999гп.6);

           7. Не создана дежурная служба (постановление Правительства Российской Федерации №794 от 30.12.2003 года пункт 11);

           8.          Не организована работа ДС по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, гражданской обороны, террора (постановление Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 года пункт 11); и                

           9. Не осуществляется представление информации в области защиты населения и территорий, а именно не определен порядок сбора и обмена информацией (Федеральный Закон № 68-ФЗ от 21.12.1994г. ст. 14з);

           10. Не осуществляется оповещение работников организации об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (Федеральный Закон № 68-ФЗ от 21.12.1994г., ст. 14з постановление Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 года пункт 11);

          11. Не созданы нещтатные аварийно-спасательные формирования (постановление Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 года, приказ МЧС от 22 декабря 2005 г. № 999 Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 января 2006 г. N 7382);

          12. Не утвержден и не согласован состав нештатных аварийно-спасательных формирований, их табель оснащенности (постановление Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003года, приказ МЧС от 23 декабря 2005г. N 999 Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 января 2006 г. N 7283);

          13. Не ведется работа по поддержанию в готовности сил и средств к проведению аварийно - спасательных работ по ликвидации ЧС различного характера. (Федеральный Закон № 28 от 12.02.1998 г.Ст.15. постановление Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 года, приказ МЧС от 23 декабря 2005г. N999 Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 января 2006г. N7383; Приказ МЧС № 993 от 21.12.2005 г. зарегистрировано в Минюсте № 7184 от 19.01.06г. раздел 6,7,8,10.; Приказ МЧС РФ № 125от03.03.2005г.п.п.2.2.);

          14. Не создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуации (Федеральный Закон № 68-ФЗ от 21.12.1994г. ст. 14. ж; постановление Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003г., п. 6, п. 20);

         15. Не создан резерв Финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуации (Федеральный Закон № 68-ФЗ от 21.12.1994г. ст. 14. ж; постановление Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003г. п. 6, п. 20;

         16. Не спланированы необходимые меры в области защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций, а именно не разработан план действий па предупреждению и ликвидации ЧС природного, техногенного характера на территории объекта (Федеральный Закон № 68-ФЗ от 21.12.1994года статья 14 п. а, постановление Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 года пункт 16,23);

         17. Не разработан План основных мероприятий по вопросам ГО, предупреждения ликвидации ЧС на год (Федеральный Закон № 68-ФЗ от 21.12.1994 года статья 14 п. а, Приказ МЧС от 14 ноября 2008 г. N 687 п.4),    

         18. Не спланировано командно-штабное учение (тренировка) по действиям при возникновении ЧС (постановление Правительства Российской Федерации от № 547 от 4.09.2003 года п.8); 19.

          19. Не проводилось командно-штабное учение (тренировка) по действиям при возникновении ЧС (постановление Правительства Российской Федерации от №547 от 4.09.2003 года п. 8);

            20. Не прошел обучение председатель КЧС по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС (постановление Правительства Российской Федерации от № 794 от 30.12.2003 года п. 7, N 841 от 2 ноября 2000 г.);

           21. Не прошли обучение члены комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС (постановление Правительства Российской Федерации от № 794 от 30.12.2003 года п,7, N 841от2ноября2000г.);

           22.        Не обучено должностное лицо, уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны (Федеральный Закон № 68-ФЗ от 21.12.1994 года статья 14, постановления Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 года пункт 18, № 547 от 4.09.2003 года п.4д, 5, N841 от 2 ноября 2000 г.),

          23. Не прошли обучение (повышение квалификации) специалисты дежурно- диспетчерской службы (постановление Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 года п. 11, Приложение к Приказу МЧС РФ от 19.01.2004г. № 19-зарегистрирован в Мин. юстиции РФ от 17.02.2004 г. № 5553 пункт 28);

           24. Не прошли обучение (повышение квалификации) руководители НАСФ (постановление Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003года п.11, Приложение к Приказу МЧС РФ от 19.01.2004 г. № 19- зарегистрирован в Мин. юстиции РФ от 17.02.2004 г. № 5553 пункт 28);

           25.        Не осуществляется обучение нештатных АСФ (Федеральный Закон № 68-ФЗ 21.12.1994 года, приказ МЧС от 23 декабря 2005 г. N 999 Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 января 2006 г. N7383);

          26. Не спланировано и не проводилось тактико-специальное учение с участием формирований (постановление Правительства Российской Федерации № 547 от 04.09.2003 года п.8);

         27. Не осуществляется обучение с персоналом объекта (Федеральный Закон № 68-ФЗ от 21.12.1994 года статья 14 в, постановления Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 года пункт 18, Федеральный Закон № 28-ФЗ от 12.02.1998 года ст.9 п.1 постановление Правительства Российской Федерации № 547 от 04.09.2003 года п.4 а).

        Апелляционная жалоба Т., представителя ООО, на постановление мирового судьи судебного участка № 60 Ленинского АО г. Омска от 19.04.2012 года о наложении штрафа в размере 100 000 рублей по ст.20.6 ч.1 КОАП РФ решением Ленинского районного суда г. Омска от 28.06.2012 года  оставлена без удовлетворения, однако из обвинения были исключены п. 16,18,26.                                                                  

         В своей надзорной жалобе Т., представитель ООО, просит отменить постановление мирового судьи и решение районного суда, считает, наложенное на ООО административное взыскание по ч.1 ст.20.6 КОАП РФ необоснованным и незаконным, ссылаясь также как и в апелляционной жалобе, на то, что ООО не относится к числу организаций, которые уполномочены на защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.  

Изучив материалы дела, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю необходимым  отменить решение Ленинского районного суда г. Омска от 28.06.2012 года, направив дело в тот же суд для повторного рассмотрения апелляционной жалобы представителя ООО.                   

         Согласно ст. 26.11 КОАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.  

         При рассмотрении административного материала по ч.1 ст.20.6 КОАП РФ в отношении юридического лица ООО указанные требования закона судом 1 и 2 инстанции не были  соблюдены, поскольку  не все  необходимые доказательства  были истребованы,  проверены  и оценены.   

Требования  п. 6 ст.29.10 КОАП РФ о мотивированном решении по делу при вынесении постановлений  являются  актуальными и для  решений по результатам рассмотрения жалоб,  в соответствии со ст.30.7 КОАП РФ.

Между тем,  районным судом не дано никакой оценки доводам апелляционной жалобы представителя ООО о том, что  ООО не относится к числу организаций, которые уполномочены на защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, и соответственно, требования нормативных актов, которые были вменены в вину юридическому лицу  в качестве нарушений,  не применимы.

При новом рассмотрении апелляционной жалобы Ленинскому районному суду г. Омска необходимо  также учесть следующие обстоятельства.    

Статья 20.6 КоАП РФ предусматривает ответственность за два самостоятельных правонарушения, а именно за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно за невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.

В данном случае в отношении ООО составлен протокол о невыполнении обязанностей, предусмотренных законодательством, по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Нормативно правовые акты прямо не перечисляют те организации, на которые они  распространяются, указывают лишь на  их признаки, соответственно должностные лица некоторых организаций могут добросовестно заблуждаться относительно наличия обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

В данных случаях необходимо проверять  направлялись или нет в адрес таких организаций уведомления со стороны администрации муниципального образования либо управления МЧС о том, что каждая из этих организаций является звеном муниципальной подсистемы единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Принцип «незнание закона не освобождает от ответственности» в данном случае не применим, поскольку нормативно - правовые акты по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера многочисленны, неконкретны и противоречивы между собой.

 Действие Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно требований пункта 10 Постановления Правительства РФ N 794, которым установлено, что постоянно действующими органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - единая система) являются на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

В данном пункте говорится об организациях,  а не о структурных подразделениях,  которые были уполномочены на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Соответственно, требования перечисленных  нормативных актов распространяются не на все организации, а только на те,  на которые возложены эти обязанности.

Между тем, пунктом 2 данного Постановления определено, что единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Законом о защите населения.

Пунктами 3, 5, 6 названного Постановления предусмотрено, что единая система состоит из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

На основании пункта 11 этого Положения органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.

В данном случае  прокурором не представлено, а судом не истребовано, доказательств того, что  ООО является  одним  из звеньев единой системы. Ссылок на какой-либо нормативный правовой акт, определяющий такое положение ООО,   в постановлении мирового судьи и в решении районного суда не приведено.

Из пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2010 N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации" (далее - Указ N 1632) следует, что создание единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований входит в полномочия органов местного самоуправления.

 Однако от  главы муниципального образования "Город  Омск"  не была истребована письменная  информация  в отношении ООО:  относится ли эта организация к потенциально опасным объектам, объектам экономики, обеспечивающим жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения); расположено или нет  Общество в непосредственной близости к потенциально опасным объектам (ядерно, радиационно, химически опасным предприятиям и гидросооружениям) и попадает в зоны возможных чрезвычайных ситуаций техногенного характера; является объектом, к которым установлены требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; на уровне муниципального образования определен  или нет для ООО статус звена единой системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; необходимость создания в  ООО локальной системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, либо ее территория охватывается другими системами оповещения; доведены эти обстоятельства до сведения ООО или нет.

Пунктом 4 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного приказом МЧС России от 09.08.2010 N 382, определено, что объектами надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются: федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, имеющие потенциально опасные объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, объекты экономики, обеспечивающие жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения), а также объекты, к которым установлены требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Подпунктом "г" пункта 5 Административного регламента установлено, что предметом проверки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является: для организаций, расположенных в непосредственной близости к потенциально опасным объектам (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения) и попадающих в зоны возможных чрезвычайных ситуаций техногенного характера и катастрофического затопления, - выполнение обязанностей и требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Следовательно, административный орган вправе проводить проверочные мероприятия в отношении организаций, указанных в Административном регламенте. В то же время проверяемые организации обязаны исполнять требования действующего законодательства, положения которого на них распространяется.

Даже, если суд придет  к выводу о том, что  Общество не является лицом, эксплуатирующим потенциально опасные производственные объекты, либо объекты обеспечивающие жизнедеятельность населения,  а также не является объектом экономики, суд должен также  выяснить расположено или нет ООО в непосредственной близости от потенциально опасных объектов (ядерно, радиационно, химически опасным предприятий) и попадает или нет в зоны возможных чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Кроме того, статьей Закона о защите населения, в том числе определено, что организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

Вместе с тем, ООО вменена только часть  из перечисленных мероприятий, которые не были  выполнены.

Пунктом 45 приказа МЧС России от 28.02.2003 N 105 "Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения" установлено, что к основным требованиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения относятся в том числе создание объектовых резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Между тем, пунктом 3 данного Приказа определено, что его требования предназначаются для применения: федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими деятельность в области предупреждения чрезвычайных ситуаций в соответствии с положениями о функциональных подсистемах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС); органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями о территориальных подсистемах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления (далее - органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), всех уровней РСЧС; организациями, эксплуатирующими и проектирующими потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения.

 Таким образом,  Ленинскому районному суду г. Омска прежде всего следует определить критерии, по которым ООО может быть отнесено  к одной из перечисленных групп  организаций, на которые распространяются требования нормативно - правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

         На основании изложенного,  руководствуясь ст. 30.13 п.2, ст.30.17 ч.2 п.3 КОАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:  

решение Ленинского районного суда г. Омска от 28.06.2012 года в отношении юридического лица – ООО по ч.1 ст.20.6 КОАП РФ – отменить, дело направить в тот же суд для повторного рассмотрения апелляционной жалобы представителя ООО.                   

          Копию постановления направить для сведения ООО.

И.о. председателя

Омского областного суда                                                                  С.А. Волков