ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-А-387 от 27.09.2019 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 4-а-387

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

27 сентября 2019 года город Тверь

Заместитель председателя Тверского областного суда Улыбина С.А., рассмотрев дело по жалобе защитника - адвоката Рыжова С.В. в интересах ФИО1 на постановление и.о. главного государственного инспектора в Конаковском районе по использованию и охране земель, и.о. начальника Конаковского отдела Управления Росреестра по Тверской области от 06.02.2019, решение судьи Конаковского городского суда Тверской области от 28.03.2019 и решение судьи Тверского областного суда от 29.05.2019,

установил:

постановлением и.о. главного государственного инспектора в Конаковском районе по использованию и охране земель, и.о. начальника Конаковского отдела Управления Росреестра по Тверской области от 06.02.2019, оставленным без изменения решением судьи Конаковского городского суда Тверской области от 28.03.2019 и решением судьи Тверского областного суда от 29.05.2019, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Защитник адвокат Рыжов С.В. в интересах ФИО1 обратился в Тверской областной суд с жалобой на указанные постановление должностного лица и судебные акты, в которой просит о их отмене и прекращении производства по делу ссылаясь на то, что отсутствует определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Постановление вынесено с нарушением требований статьи 29.10 КоАП РФ. Не установлено время совершения административного правонарушения, поскольку материалы дела содержат противоречивые сведения. В документах отсутствуют координаты характерных точек земельного участка, подтверждающих, что обследование проводилось именно земельного участка, принадлежащего ФИО1. Указывает на то, что вина ФИО1 не доказана и акт обследования составлен с нарушением требований закона, в части того, что не утвержден ответственным лицом.

ФИО1, извещенный о поданной жалобе в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 КоАП РФ, в установленный срок письменных пояснений относительно изложенных в ней доводов, не представил.

Проверив материалы дела, истребованного и полученного Тверским областным судом 29.08.2019, ознакомившись с доводами жалобы, прихожу к следующим выводам.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации в порядке реализации положений статьи 9 (часть 1) и статьи 36 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации закрепляет в качестве основного принципа земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (постановление от 30 июня 2011 года № 13-П; определения от 24 декабря 2013 года № 2153-О, от 24 марта 2015 года
№ 671-О, от 23 июня 2015 года № 1453-О и от 28 февраля 2017 года № 443-О). Данный принцип земельного законодательства призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли как важнейшего компонента окружающей среды; этой же цели служат положения статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, возлагающие на собственников земельных участков обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и целевым назначением (определение от 28 сентября 2017 года № 1919-О, от 27 сентября 2018 № 2347-О).

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1, пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу положений статей 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

В соответствии с частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, относится к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», имеет вид разрешенного использования «для ведения сельского хозяйства», принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО6 и ФИО1 по 1/2 доли каждому, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 26-27).

ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской области на основании задания на проведение административного обследования объектов земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ проведено административное обследование земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес> правообладателем которого является ФИО1

В ходе обследования установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым , площадью <данные изъяты> га, с разрешенным видом использования – для сельскохозяйственного производства (несельскохозяйственные угодья), расположенном по адресу: <адрес> в центральной части участка выявлено складирование песка, в южной части участка находится двухэтажное строение на фундаменте, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен акт (л.д. 22-25).

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 должностным лицом Управления Росреестра по Тверской области к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела и виновность ФИО1 в совершении вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно:

письмом о направлении информации о нарушении требований земельного законодательства для принятия мер в пределах компетенции (л.д. 19, 20-21);

копией акта административного обследования объектов земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей (л.д. 22-25);

копией выписки из ЕГРП в отношении земельного участка (л.д. 26-27);

корпией письменных объяснений защитника ФИО1 по ордеру адвоката Рыжова С.В. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32-33);

копией ходатайства ФИО1 и ФИО7 о переводе земельного участка из одной категории в другую (л.д. 35-36);

копией заключения администрации городского поселения пос. Новозавидовский Конаковского района Тверской области (л.д. 39-41);

копией письма первого заместителя Министра имущественных и земельных отношений Тверской области (л.д. 42-43);

копией протокола об административном правонарушении (л.д. 59-62), а также иными материалами дела.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и согласившиеся с ним судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что вид разрешенного использования земельного участка изменен в установленном порядке на вид разрешенного использования, предусматривающий размещение на земельном участке в южной части двухэтажного строения на фундаменте, а также складирование песка в центральной части участка.

Таким образом, должностное лицо и судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что фактически земельный участок используется привлекаемым к административной ответственности лицом не в соответствии с документально учтенным видом разрешенного использования, что влечет за собой нарушение правового режима использования земельного участка, установленного требованиями статей 1, 7 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации.

Доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства материалы дела не содержат.

Доводы жалобы об отсутствии принятого в соответствии с частью 2 статьи 28.7 КоАП РФ решения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования признаются необоснованными, поскольку при выявлении административного правонарушения по частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ не требовалось осуществления процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, то есть административного расследования, не являлось обязательным и вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Доводы жалобы о нарушении требований статьи 29.10 КоАП РФ при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности и не установлении времени совершения административного правонарушения были предметом проверки нижестоящих судебных инстанций и обоснованно отклонены по мотивам изложенным в соответствующих судебных решениях, не согласиться с которыми оснований не имеется.

Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным на это должностным лицом, в соответствии с требованиями статьи 29.10 КоАП РФ.

Отсутствие в документах координат характерных точек земельного участка, вопреки доводам жалобы, не свидетельствует о том, что административное обследование проводилось на земельном участке, не принадлежащем ФИО1, поскольку в документах указан кадастровый номер земельного участка и его расположение, позволяющие его идентифицировать.

Согласно части 3 и 4 статьи 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации в случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.

Порядок проведения административного обследования объекта земельных отношений и форма акта административного обследования объекта земельных отношений утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2015 г. № 251 (далее –Правила), результаты административного обследования объектов земельных отношений оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений, форма которого утверждена указанным постановлением Правительства Российской Федерации.

В случае выявления по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.

В силу пункта 9 Правил акт административного обследования объекта земельных отношений утверждается уполномоченным должностным лицом органа государственного земельного надзора либо его территориальных органов и их структурных подразделений. Акт административного обследования объекта земельных отношений, составленный в электронной форме, подписывается квалифицированной электронной подписью уполномоченного на утверждение такого акта должностного лица.

Вопреки доводам жалобы, акт административного обследования объекта земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ составлен по утвержденной Правилами форме и в соответствии с пунктом 9 Правил утвержден уполномоченным должностным лицом органа государственного земельного надзора, что подтверждается актом (л.д. 22-23).

Приведенные в жалобе доводы сводятся к несогласию с содержащимися в обжалуемых актах выводами, заявлялись в ходе производства по данному делу об административном правонарушении, получили надлежащую правовую оценку всех судебных инстанций, не согласиться с которой оснований не имеется. Событие и состав административного правонарушения установлены на основании совокупности доказательств, что соответствует статьям 28.1 и 26.2, 26.7 КоАП РФ.

Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств.

Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюден.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Административное наказание назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 8.8 КоАП РФ, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не имеется.

Руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ,

постановил:

постановление и.о. главного государственного инспектора в Конаковском районе по использованию и охране земель, и.о. начальника Конаковского отдела Управления Росреестра по Тверской области от 06.02.2019 о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение судьи Конаковского городского суда Тверской области от 28.03.2019 и решение судьи Тверского областного суда от 29.05.2019 оставить без изменения, жалобу защитника - адвоката Рыжова С.В., поданную в интересах ФИО1 - без удовлетворения.

Заместитель председателя суда С.А. Улыбина