ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-А-388/19 от 09.07.2019 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Судья: Петрова А.В. Дело № 4-А-388/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

об отказе в удовлетворении жалобы на вступившие в законную силу

постановление по делу об административном правонарушении,

решения по результатам рассмотрения жалоб

Заместитель председателя Верховного Суда Чувашской Республики Савелькина Г.О., рассмотрев жалобу защитника Курочкина К.Е. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Управления Росприроднадзора № 10-18 от 24 декабря 2018 года и решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 20 февраля 2019 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.6, частью 4 статьи 8.13, частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия <данные изъяты>,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Управления Росприроднадзора № 10-18 от 24 декабря 2018 года муниципальное унитарное предприятие <данные изъяты> (далее – МУП <данные изъяты>, Предприятие) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.6, частью 4 статьи 8.13, частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию с применением части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 90000 рублей.

Решением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 20 февраля 2019 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, защитником Курочкиным К.Е. ставится вопрос об отмене вынесенных по делу актов.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.

В соответствии с частью 4 статьей 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет привлечение к административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В силу положений части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии с частью 1 статьи 22, частью 1 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (часть 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Верхне-Волжским бассейновым водным управлением Росводресурсов (далее – ВВБВУ) Предприятию предоставлено право пользования поверхностным водным объектом – <данные изъяты> (<данные изъяты>) для сброса сточных, в том числе дренажных, вод на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> на срок до 12 февраля 2020 года (далее-Решение). Вид использования водного объекта или его части: совместно водопользование, водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Нормативы допустимого сброса веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в <данные изъяты> (<данные изъяты>), утверждены приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, а именно (в мг.дм3) для: взвешенных веществ -2,6, БПК5 – 1,5, нефтепродуктов -0,04, минерализации (сухой остаток) – 246; Согласно пункту 10 части 2.3 раздела 2 Решения максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных, в том числе дренажных водах не должно превышать следующих значений (в мг.дм3): взвешенные вещества -2,6, БПК5 – 1,5, нефтепродукты-0,04, сухой остаток (минерализация) – 246.

Управлением Росприроднадзора по Чувашской Республике Предприятию выдано разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> со сроком действия до 13 февраля 2020 года.

В Разрешении установлены допустимые концентрации на выпуске сточных вод и (или) дренажных вод в пределах норматива допустимого сброса для следующих загрязняющих веществ (Перечень, допустимые концентрации и количестве загрязняющих веществ – приложение к Разрешению) в <данные изъяты> (<данные изъяты>): взвешенные вещества -2,6 мг.дм3, БПК5 – 1,5 мг.дм3, нефтепродукты-0,04 мг.дм3, сухой остаток (минерализация) – 246 мг.дм3.

Из материалов дела следует, что в соответствии с планом контрольно – надзорной деятельности Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике на 2018 год, утвержденным приказом руководителя Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике от 25 октября 2018 года <данные изъяты>, проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения МУП <данные изъяты> по объекту, расположенному по адресу: <адрес>, требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и в сфере природопользования, результаты которой оформлены актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>

Специалистами филиала ЦЛАТИ по Чувашской Республике ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» проведен количественный химический анализ проб сточных вод, отобранных ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ до их впадения в поверхностный водный объект – <данные изъяты> (<данные изъяты>), непосредственно в месте впадения сточных вод в водный объект, выше впадения сточных вод в водный объект (не более 500 м.) и ниже впадения в водный объект (не более 500 м.).

Контроль качества сточных вод показал, что в соответствии с протоколами количественного химического анализа воды <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (проба от ДД.ММ.ГГГГ), <данные изъяты> (проба от ДД.ММ.ГГГГ), <данные изъяты> (проба от ДД.ММ.ГГГГ) в пробах сточных вод до их впадения в поверхностный водный объект – <данные изъяты> (<данные изъяты>) Предприятие осуществляет сброс сточных вод с превышением концентрации сухого остатка, кратность превышения:1,01 раза, 1,1 раза, 1, 03 раза.

В соответствии с протоколами количественного химического анализа воды <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (проба от ДД.ММ.ГГГГ), <данные изъяты> (проба от ДД.ММ.ГГГГ), <данные изъяты> (проба от ДД.ММ.ГГГГ) в пробах сточных вод в месте их впадения в поверхностный водный объект – <данные изъяты> (<данные изъяты>) установлено превышение концентрации сухого остатка, кратность превышения:1,1 раза, 1, 04 раза, 1,1 раза.

Во всех отобранных пробах обнаружены следующие загрязняющие вещества: фосфаты, аммоний ион, нитрат ион, нитрит ион, сульфат ион, хлорид ион, АПАВ, железо общее, цинк, кальций, марганец, натрий, не включенные в установленный пунктом 10 части 2.3 раздела 2 Решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, и не указанные в Разрешении на сбросы веществ (за исключением радиоактивных (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>.

Осуществление МУП <данные изъяты> сброса сточных вод с превышением концентрации загрязняющих веществ в сточных водах до их впадения в <данные изъяты> (<данные изъяты>) и содержанием загрязняющих веществ, не включенных в перечень, установленный пунктом 10 части 2.3 раздела 2 Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 17 марта 2015 года <данные изъяты>, то есть с нарушением части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации, квалифицировано по статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Осуществление МУП <данные изъяты> сброса недостаточно очищенных сточных, в том числе дренажных вод, вредного (загрязняющего вещества), концентрация которого превышала нормативы допустимого воздействия сбросов вещества и микроорганизмов по сухому остатку, которое может повлечь загрязнение, засорение и (или) истощение водных объектов, то есть с нарушением требований статей 35, 39, 44, 55, 56. 60 Водного кодекса Российской Федерации, квалифицировано по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Осуществление МУП <данные изъяты> сброса сточных вод в <данные изъяты> (<данные изъяты>) с содержанием загрязняющих веществ, не включенных в перечень, установленный Разрешением на сбросы веществ (за исключением радиоактивных (за исключение радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от 6 марта 2015 года <данные изъяты>, таких как: фосфаты, аммоний ион, нитрат ион, нитрит ион, сульфат ион, хлорид ион, АПАВ, железо общее, цинк, кальций, марганец, натрий, то есть с нарушением части 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации, квалифицировано по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения административных правонарушений и виновность МУП <данные изъяты> имеющимися в деле доказательствами, которые получили надлежащую оценку при рассмотрении дела административным органом и жалобы судьей городского суда в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.

Выводы должностного лица и судьи городского суда о виновности юридического в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.6, частью 4 статьи 8.13, частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными.

Доводы жалобы на незначительное превышение концентрации загрязняющего вещества по сухому остатку, а также на то, что нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденные Приказом Минсельхоза России № 552 от 13 декабря 2016 года, не были превышены, основанием для освобождения МУП <данные изъяты> от административной ответственности не является.

Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене принятых по делу решений.

Наказание назначено в соответствии со статьей 7.6, части 4 статьи 8.13, частью 1 статьи 8.14 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 и части 2 статьи 4.4 Кодекса.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Управления Росприроднадзора № 10-18 от 24 декабря 2018 года и решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 20 февраля 2019 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.6, частью 4 статьи 8.13, частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия <данные изъяты> оставить без изменения, жалобу защитника Курочкина К.Е. – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Верховного Суда

Чувашской Республики Г.О. Савелькина