ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-А-391 от 14.08.2018 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 4-а-391

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14 августа 2018 года город Тверь

Заместитель председателя Тверского областного суда Улыбина С.А., рассмотрев дело по жалобе генерального директора общества с ограниченной ответственностью «УПРАВДОМ» Тихомирова Л.Н. на постановление мирового судьи судебного участка № 3 города Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района Тверской области от 22.12.2017 и решение судьи Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 09.04.2018,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 3 города Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района Тверской области от 22.12.2017, оставленным без изменения решением судьи Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 09.04.2018, Тихомиров Л.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.

В поданной в Тверской областной суд жалобе генеральный директор ООО «УПРАВДОМ» Тихомиров Л.Н. просит об отмене указанных судебных актов, ссылаясь на то, что ООО «УПРАВДОМ» не является потребителем тепловой энергии, в связи с чем ссылки на предоставление каких-либо документов, указанных в утвержденной Постановлением Главы города Вышний Волочек Тверской области № 159 от 10.07.2017 программе готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду 2017-2018 не могут быть отнесены к ООО «УПРАВДОМ». Действующее законодательство не обязывает ООО «УПРАВДОМ» получить паспорт готовности, поскольку получить паспорт является правом и зависит от воли другого лица. Представленные ООО «Управдом» паспорта готовности домов к эксплуатации в осеннее-зимний период 2017-2018, утвержденные Главой города Вышний Волочек, акты проверки инженерного оборудования жилых многоквартирных домов к отопительному сезону 201-2018, удостоверенные подписями Председателей советов многоквартирных домов, акты промывки (продувки) системы теплопотребления свидетельствуют о надлежащем исполнении обществом обязанности по подготовке общего имущества многоквартирных домов к отопительному периоду 2017-2018. Обстоятельством, имеющим значение для дела является выполнение ООО «УПРАВДОМ» условий готовности организации к работе, следовательно, вины ООО «УПРАВДОМ» во вменяемом административном правонарушении и состава административного правонарушения не имеется. Кроме того, дело было рассмотрено в его отсутствие, а выводы о его надлежащем извещении являются необоснованными.

Проверив материалы дела, истребованного и полученного Тверским областным судом 16.07.2018, ознакомившись с доводами жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 192 ЖК РФ, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10. 2014 года № 1110, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату для осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, являются соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ.

В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ (в редакции, действующей на момент возникших правоотношений), при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно подпункту «д» пункта 10 «Правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13.08.2006, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

В соответствии с подпунктом «в(1)» пункта 24 названных выше Правил, сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду.

Пунктом 2.6.10 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя России № 170 от 27.09.2003 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), установлено, что готовность к зиме каждого жилого дома обслуживающей организацией должна быть завершена и подтверждена паспортом готовности дома к эксплуатации в зимних условиях.

В силу пункта 9 «Правил оценки готовности к отопительному периоду», утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 103 от 12.03.2013 (далее - Правила оценки готовности к отопительному периоду), паспорт готовности к отопительному периоду составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению № 2 к указанным Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем.

Из материалов дела следует, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры Тверской области проведена проверка исполнения законодательства о подготовке жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2017-2018 г.г.

В ходе проверки установлено, что ООО «УПРАВДОМ» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33).

ООО «УПРАВДОМ» осуществляет управление 6 многоквартирными домами, расположенными в <адрес> на основании лицензии и договоров управления многоквартирными домами между собственниками жилых помещений указанных многоквартирных домов и управляющей организацией (л.д.62-108).

В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ООО «УПРАВДОМ» является Тихомиров Л.Н. (л.д. 29).

По результатам проверки установлено, что ООО «УПРАВДОМ» нарушены требования законодательства, регламентирующего порядок содержания 6 многоквартирных домов, расположенных в <адрес>, поскольку до 15.09.2017 в полном объеме ООО «УПРАВДОМ» не осуществлены работы по подготовке инженерного оборудования указанных многоквартирных домов к отопительному периоду, а именно не проведены: гидравлические испытания на плотность и прочность тепловых узлов с обязательным присутствием представителя энергоснабжающей организации, гидравлические испытания внутренней системы отопления зданий, гидравлические испытания тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии (при наличии сетей), промывка трубопроводов отопления и теплопотребляющих установок, установка и опломбировка дросселирующих устройств (расчетных шайб и сопел элеваторов), проверка работоспособности автоматических регуляторов (при наличии), проверка работоспособности защиты системы теплопотребления, не разработаны эксплуатационные режимы (с приложением плана мероприятий по их внедрению), не утеплены здания (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери), оборудования ЦТП, ИТП, не создан реестр паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала, не проведена проверка отсутствия прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией, не издан приказ о создании собственных ремонтных бригад (при наличии), не заключен договор со сторонней организацией на привлечение аварийных бригад, не установлена обеспеченность надежности теплоснабжения потребителя тепловой энергии с учетом климатических условий, и как следствие не получены паспорта готовности многоквартирных домов к отопительному периоду 2017-2018 г.г.

Указанные обстоятельства послужили основанием к выводу мирового судьи и судьи районного суда о виновности должностного лица ООО «УПРАВДОМ» Тихомирова Л.Н. в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения генеральным директором ООО «УПРАВДОМ» Тихомировым Л.Н. инкриминируемого правонарушения подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами:

- постановлением и.о. заместителя Вышневолоцкого межрайонного прокурора от 23.10.2017 (л.д. 2-14);

- копией постановления Главы города Вышний Волочек № 159 от 10.07.2017 «Об утверждении Программы проведения проверки готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду 2017-2018 годов» (л.д. 16-22);

- копией акта проверки готовности ООО «УПРАВДОМ» к отопительному периоду 2017-2018 годов от 15.09.2017 (л.д. 24);

- копией приказа о назначении на должность генерального директора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29);

- копией письменных объяснений Тихомирова Л.Н. от 23.10.2017 (л.д. 30-31);

- копией лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д. 33);

- копиями договоров управления многоквартирными домами (л.д. 62-108) и другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Нарушение Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, выразившееся в неполучении паспорта готовности к отопительному периоду 2017-2018 годов, свидетельствует о нарушении лицензионных требований, в связи с чем, действия должностного лица Тихомирова Л.Н. правильно квалифицированы по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.

Доводы заявителя о том, что ООО «УПРАВДОМ» не осуществляет предоставление коммунальных услуг и не является их исполнителем, поскольку не имеет договора с ресурсоснабжающей организацией на поставку тепловой энергии, являются необоснованными, поскольку обязанность ООО «УПРАВДОМ» по предоставлению коммунальных услуг прямо предусмотрена частью 2.3 статьи 162 ЖК РФ, а также договорами управления многоквартирными домами, согласно которых управляющая компания обязуется обеспечивать потребителей коммунальными услугами установленного уровня, качества, в объеме, соответствующем установленным нормативам потребления (пункт 4.1.7 договоров).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.

В соответствии с пунктами 1, 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

Согласно пункта 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.

В соответствии с пунктом 5 Правил оценки готовности к отопительному периоду проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - комиссия).

Работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду (далее - программа), утверждаемой руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа, в которой указываются: объекты, подлежащие проверке; сроки проведения проверки; документы, проверяемые в ходе проведения проверки.

Постановлением Главы города Вышний Волочек № 159 от 10.07.2017 утверждена Программа проведения проверки готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду 2017-2018 годов и состав комиссии по проверке готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду 2017-2018 годов (л.д. 16-22), которая содержит требования по готовности к отопительному периоду для потребителей тепловой энергии аналогичные требованиям, установленным в Правилах оценки готовности к отопительному периоду.

Таким образом, доводы жалобы о том, что ссылки на предоставление каких-либо документов, указанных в утвержденной Постановлением Главы города Вышний Волочек Тверской области № 159 от 10.07.2017 программе готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду 2017-2018 не могут быть отнесены к ООО «УПРАВДОМ», являются не состоятельными.

Учитывая вышеизложенное, судебными инстанциями субъект административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, определен верно.

Доводы ООО «УПРАВДОМ» о наличии паспортов готовности домов к эксплуатации в осеннее-зимний период 2017-2018, актов проверки инженерного оборудования жилых многоквартирных домов, акты промывки (продувки) системы теплопотребления, удостоверенных подписями председателей советов многоквартирных домов, обоснованно не приняты судебными инстанциями, поскольку не подтверждают выполнение обязанностей по получению паспорта готовности к отопительному периоду 2017-2018 годов и предоставлению необходимых для его получения документов, установленных в приложении № 3 к Программе проведения проверки готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду 2017-2018 годов, утвержденной постановлением Главы города Вышний Волочек № 159 от 10.07.2017 и опровергается актом проверки готовности ООО «УПРАВДОМ» к отопительному периоду 2017-2018 годов от 15.09.2017.

Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании норм права и направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в статье 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.

Утверждение Тихомирова Л.Н. о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено мировым судьей в его отсутствие, не уведомленного надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

На основании части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.). Данная правовая позиция закреплена в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03. 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Как усматривается из материалов дела, о рассмотрении дела об административным правонарушении, назначенным мировым судьей на 19.12.2017 года в 12 часов 00 минут, Тихомиров Л.Н. извещался путем направления по месту жительства и по месту нахождения ООО «УПРАВДОМ» судебной повестки, которые возвращены в адрес мирового судьи с пометкой почтового отделения «за истечением срока хранения» (л.д. 126-130).

Таким образом, требования, предусмотренные частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ, при рассмотрении дела в отсутствие Тихомирова Л.Н. мировым судьей не нарушены, необходимые условия для реализации его права на судебную защиту и на непосредственное участие в рассмотрении дела ему были созданы.

Кроме того, из материалов дела следует, что Тихомиров Л.Н. реализовал свое право на обжалование постановления мирового судьи по делу об административном правонарушении. При этом Тихомиров Л.Н. и его защитник извещались о месте и времени судебного заседания по рассмотрению жалобы, однако Тихомиров Л.Н. в суд не явился, уполномочил защитника Чадина В.В. на представление его интересов, который участвовал в судебном заседании, пользовалась всеми правами, предоставленными ему Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом изложенного Тихомиров Л.Н. как должностное лицо обоснованно привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ и оснований для освобождения от административной ответственности не имеется.

Порядок и срок привлечения организации к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу менее минимального размера санкции части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 3 города Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района Тверской области от 22.12.2017 о привлечении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «УПРАВДОМ» Тихомирова Л.Н. к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решение судьи Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 09.04.2018 оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «УПРАВДОМ» Тихомирова Л.Н. - без удовлетворения.

Заместитель председателя суда С.А. Улыбина