ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-А-40/2016 от 16.03.2016 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

Надзорное производство№ 4-а-40/2016

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Салехард 16 марта 2016 года

Председатель суда Ямало-Ненецкого автономного округа В.А. Патлатюк, рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора по охране природы по ЯНАО Б. на вступившее в законную силу решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 КоАП РФ, в отношении ООО «Нова Энергетические Услуги»,

установил:

постановлением начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу от 9 апреля 2015 года ООО «Нова Энергетические Услуги» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Из постановления следует, что ООО «Нова Энергетические Услуги» не внесло в установленный срок плату за сверхлимитное размещение отходов бурения, образовавшихся в первом квартале при строительстве скважины на Ярудейском месторождении.

Решением судьи Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 октября 2015 года постановление о назначении административного наказания оставлено без изменения, жалоба защитника Р. - без удовлетворения.

Решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 декабря 2015 года постановление начальника отдела Управления Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу от 9 апреля 2015 года, решение судьи Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 октября 2015 года отменены, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В жалобе и дополнениях к ней старший государственный инспектор по охране природы по ЯНАО Б. просит отменить решение судьи суда ЯНАО, приводя доводы о том, что дополнительное соглашение не должно приниматься во внимание, поскольку обязательным условием данного соглашения является мотивированный отказ Обществу в выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по основаниям, не зависящим от ООО «НЭУ», когда как фактически отказ был связан с предоставлением в Управление Росприроднадзора по ЯНАО недостаточной информации в составе обосновывающих материалов, в том числе в составе проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Указывает, что дополнительное соглашение не вступило в силу, о чем свидетельствует тот факт, что ЗАО «Инвестгеосервис» не вносило плату за размещение отходов бурения при строительстве скважин являющихся предметом спора. Полагает, складирование Обществом отходов бурения, образовавшихся при строительстве скважин в шламовом амбаре кустовой площадки Ярудейского месторождения в целях их захоронения, является хранением (размещением) отходов, а не их накоплением, поэтому выводы суда, что в ходе рассмотрения дела не выяснялись обстоятельства размещения отходов в шламовом амбаре как на самостоятельном объекте размещения отходов, являются необоснованными.

Возражений от представителя юридического лица в суд ЯНАО не поступило.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, поступившие в суд Ямало-Ненецкого автономного округа 18 февраля 2016 года и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет административную ответственность.

Юридические лица в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и на основании статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" вносят в установленном порядке плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.

Срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен приказом Ростехнадзора от 08 июня 2006 года N 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

По общему правилу, обязанность по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов возлагается на лицензиатов, однако с учетом гражданско-правовых отношений, которые могут возникнуть в процессе осуществления лицензируемой деятельности в сфере природопользования, указанная обязанность может быть возложена на иных лиц (субподрядчиков, подрядчиков), что не противоречит регулирующим данную сферу правовым актам (разъяснения Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 05.12.62/8015-ОГ от 29 декабря 2014 года).

Из материалов дела следует, что между лицензиатом ООО «ЯРГЕО» (заказчик) 28 ноября 2013 года заключен договор подряда (далее - договор подряда) с ООО «Инвестгеосервис» (подрядчик), предметом которого является выполнение работ по строительству эксплуатации Скважин в установленные графиком Производства работ, а также сдача заказчику законченных строительством Скважины в соответствии с условиями Договора и Проектной Документацией.

Согласно пункту 6.20 договора подряда (в редакции дополнительного соглашения № 1 от 28 февраля 2014 года к Договору подряда от 28 ноября 2013 года) в ходе производства работ по строительству скважин подрядчик ведет учет, оформляет отчеты и производит платежи за негативное воздействие на окружающую среду по отходам, выбросам и сбросам, образованным в результате деятельности подрядчика. Оплата платежей за негативное воздействие в части размещения отходов бурения, производится подрядчиком только в том случае, если подрядчик получил утвержденные лимиты на размещение отходов бурения в территориальном органе Росприроднадзора. В случае получения мотивированного отказа по причинам, не зависящим от подрядчика в выдаче лимитов на размещение отходов бурения, заказчик самостоятельно и за свой счет оформляет проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Таким образом, обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду распределены между заказчиком и подрядчиком, указанные условия договора вступили в силу с даты подписания сторонами соглашения, и распространяют свое действие на отношения сторон с 28 ноября 2013 года и действуют до полного исполнения обязательств по нему (пункт 3 дополнительного соглашения от 28 февраля 2014 года).

В свою очередь ЗАО «Инвестгеосервис» заключило договор от 28 ноября 2013 года на оказание услуг по бурению эксплуатационных скважин на Ярудейском месторождении с ООО «Нова Энергетические Услуги».

С 28 февраля 2014 года вступает в действие новая редакция указанного пункта, в связи с подписанием дополнительного соглашения от 5 марта 2014 года к договору от 28 ноября 2013 года, согласно которому исполнитель (ООО «Нова Энергетические Услуги») осуществляет получение разрешительной документации в области обрушения с отходами бурения, а именно получает лимиты на образование и размещение отходов бурения, образующихся при оказании услуг по настоящему Договору. В случае получения мотивированного отказа от выдачи лимитов на образование и размещение отходов бурения по причинам, не зависящим от исполнителя, получение лимитов на образование и размещение отходов бурения и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов бурения осуществляется в соответствии с условиями, изложенными в п.6.20 Договора подряда от 28 ноября 2013 года, заключенного между Генподрядчиком и Заказчиком, и исполнитель по настоящему Договору не несет ответственности за выполнение указанных обязательств.

Таким образом, с 28 февраля 2014 года обязанности за внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду распределены между ООО «ЯРГЕО» и ЗАО «Инвестгеосервис», ООО «Нова Энергетические Услуги» ответственности за указанные действия не несет, вместе с тем, до 28 февраля 2014 года в силу пункта 4.1.45 договора (в первоначальной редакции) отходы бурения являлись собственностью исполнителя (ООО «Нова Энергетические Услуги»), оплата экологических платежей возлагалась на него.

Однако из материалов дела следует, что одним из оснований мотивированного отказа Росприроднадзора от выдачи лимитов на образование и размещение отходов бурения явилось отсутствие лицензии на право пользования недрами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа у ООО «Нова Энергетические Услуги» (л.д.65).

Полагаю, что судья суда ЯНАО пришел к обоснованному выводу о необъективном и неполном выяснении и оценке всех обстоятельств дела, имеющих существенное значение для его рассмотрения, а именно не установлено:

- возложена ли на ООО «Нова Энергетические Услуги» обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, безусловно или с условиями, и в каком объеме;

- в случае если таковая обязанность возложена на ООО «Нова Энергетические Услуги», то не наступили ли условия, при которых обязанность должна быть исполнена иным лицом (заказчиком, субподрядчиком);

- размер платы за размещение отходов бурения;

- сложившиеся гражданско-правовые отношения (деловые обыкновения) между заказчиком, субподрядчиком и исполнителем в данной сфере.

Действительно, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении судьей суда ЯНАО срок давности привлечения лица к административной ответственности истек, что не позволило направить дело на новое рассмотрение.

В связи с чем, вступившее в законную силу решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 декабря 2015 года является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 30.13 и пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 КоАП РФ, в отношении ООО «Нова Энергетические Услуги, оставить без изменения, а жалобу старшего государственного инспектора по охране природы по ЯНАО Б. - без удовлетворения.

Председатель суда /подпись/ В.А. Патлатюк

Копия верна.

Председатель суда В.А. Патлатюк