Дело № 4-а-414
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
08 августа 2017 года город Тверь
Председатель Тверского областного суда Карташов А.Ю., рассмотрев дело по жалобе защитника Администрации Максатихинского района Тверской области ФИО1 на постановление № начальника ОГИБДД МО МВД России «Бежецкий» от 21.02.2017 и решение судьи Максатихинского районного суда Тверской области от 07.04.2017,
установил:
постановлением № начальника ОГИБДД МО МВД России «Бежецкий» от 21.02.2017, оставленным без изменения решением судьи Максатихинского районного суда Тверской области от 07.04.2017, Администрация Максатихинского района Тверской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, защитник Администрации Максатихинского района Тверской области ФИО2 просит об отмене постановления должностного лица, решения районного суда и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что вынесены в отношении не надлежащего лица, поскольку полномочия органов местного самоуправления в отношении дорожной деятельности переданы специально созданному учреждению, являющимся самостоятельным структурным подразделением - Управлению территориального развития администрации Максатихинского района, которое и подлежит привлечению к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ. Отсутствие вины администрации подтверждается заключенными муниципальными контрактами. Кроме того отсутствуют доказательства, что валы сформированные на краю проезжей части высотой более 50 см по улицам Спортивная, Железнодорожная, Северная и Пролетарская расположены ближе 5 метров от пешеходного перехода.
В письменных пояснениях Администрация Максатихинского района Тверской области поддержала доводы, изложенные в жалобе в полном объеме.
Проверив материалы дела, истребованного и полученного Тверским областным судом 25.07.2017, ознакомившись с доводами жалобы, не нахожу оснований для ее удовлетворения исходя из следующего.
В соответствии со статьей 12.34 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2009 № 380-ФЗ, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации к административной ответственности) несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 № 116-ФЗ, от 23.07.2013 № 196-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Под зимним содержанием автомобильных дорог в соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ 33181-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания» (далее - ГОСТ Р 33181-2014) понимается комплекс мероприятий по обеспечению безопасного и бесперебойного движения на автомобильных дорогах в зимний период года, включающий защиту автомобильных дорог от снежных заносов, очистку от снега, предупреждение и устранение зимней скользкости.
В соответствии с пунктом 7.1 ГОСТ Р 33181-2014 состояние покрытия проезжей части автомобильных дорог после проведения мероприятий по снегоочистке должно соответствовать требованиям таблицы 3.
Таблицей 3 ГОСТ Р 33181-2014 установлено, что наличие зимней скользкости на проезжей части не допускается.
При этом зимняя скользкость, в соответствии с пунктом 3.3 ГОСТ Р 33181-2014 - это все виды снежных, ледяных и снежно-ледяных образований на проезжей части, укрепленных обочинах, площадках отдыха, остановках маршрутного транспорта, тротуарах и пешеходных (велосипедных) дорожках, приводящие к снижению сцепных свойств поверхности покрытия.
Пунктом 7.2 ГОСТ Р 33181-2014 установлено, что дороги с интенсивностью движения до 1500 авт/сут, а также дороги с дорожными одеждами переходного и низшего типов, могут содержаться в зимний период с уплотненным снежным покровом (далее - УПС). УПС не должен иметь дефектов и участков с рыхлым (талым) снегом, влияющих на безопасность дорожного движения согласно таблицы 4.
Таблицей 4 установлено, что допускается наличие колеи глубиной до 3 см.
Согласно материалам дела в рамках надзора за дорожным движением на улично-дорожной сети пгт. Максатиха Тверской области 22.01.2017 должностным лицом инспектором ДПС ОГИБДД МО МВД России «Бежецкий» были выявлены недостатки в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, а именно: на ул. Спортивная от д. № 1 до д. № 25 проезжая часть дороги находится под уплотненным снежным покровом, при этом сформирована колея глубиной более 3 см., проезжая часть дороги не обработана противогололедными материалами, на краю проезжей части дороги сформированы снежные валы высотой более 50 см; на <адрес> от <адрес> до <адрес> проезжая часть дороги находится под уплотненным снежным покровом, при этом сформирована колея глубиной более 3 см., проезжая часть дороги не обработана противогололедными материалами, по краю проезжей части дороги сформированы снежные валы высотой более 50 см; на <адрес> от <адрес> до <адрес> проезжая часть дороги находится под уплотненным снежным покровом, при этом сформирована колея глубиной более 3 см., проезжая часть дороги не обработана противогололедными материалами, по краю проезжей части дороги сформированы снежные валы высотой более 50 см; на <адрес> от <адрес> до <адрес> проезжая часть дороги находится под уплотненным снежным покровом, при этом сформирована колея глубиной более 3 см., проезжая часть дороги не обработана противогололедными материалами, на краю проезжей части дороги сформированы снежные валы высотой более 50 см.
Перечисленные нарушения отражены в актах выявленных недостатков в содержании улично-дорожной сети. Замеры проводились с помощью рулетки ЭНКОР-1 тип № свидетельство о поверке № до ДД.ММ.ГГГГ, фотографирование на цифровой фотоаппарат <данные изъяты>
Факт выявленных недостатков улично-дорожной сети пгт. Максатиха Тверской области подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей и иными доказательствами, оснований не доверять которым не имеется. Допустимость, достоверность и достаточность указанных доказательства сомнений не вызывает.
Оценив представленные доказательств в их совокупности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о доказанности виновности администрации Максатихинского района в совершении указанного административного правонарушения.
При этом из постановления должностного лица и решения судьи подлежит исключению указание в описательной части на нарушение Администрацией Максатихинского района Тверской области пункта 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 и пункта 6.2 ГОСТ Р 33181-2014 как не согласующихся с описанием правонарушения.
Как следует из протокола об административном правонарушении, Администрации Максатихинского района Тверской области вменяется нарушение пункта 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93, которым предусмотрено, что формирование снежных валов не допускается: ближе 5 м от пешеходного перехода; ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта; на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром, а также нарушение пункта 6.2 ГОСТ Р 33181-2014, которым предусмотрено, что формирование снежных валов не допускается: перед пешеходными переходами и остановочными пунктами маршрутных транспортных средств на обочинах согласно таблице 2 - высотой более 0,5 м. на участках дорог с ограждениями или повышенным бортовым камнем.
Однако, при описании события правонарушения в протоколе об административном правонарушении не отражены сведения о об оборудовании улиц Спортивная от <адрес> до <адрес>, Железнодорожная от <адрес> до <адрес>, Северная от <адрес> до <адрес>, Пролетарская от <адрес> до <адрес> ограждениями и повышенным бордюром, а также о наличии пешеходных переходов и остановочного пункта общественного транспорта, а формирование снежных валов у пешеходных переходов и остановочного пункта общественного транспорта вообще не вменяется Администрации как нарушение.
Само по себе наличие снежного вала на краю проезжей части дороги не нарушает положения пункта 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 и пункта 6.2 ГОСТ Р 33181-2014.
В то же время, исключение указанных пунктов не указывает на недоказанность вины Администрации Максатихинского района Тверской области в совершении правонарушения и на правильность вывода должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях Администрации Максатихинского района Тверской области состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ не влияет.
Довод жалобы о том, что Администрация необоснованно привлечена к административной ответственности, так как не уполномочена на проведение мероприятий муниципального контроля в отношении автомобильных дорог местного значения, соответствующим уполномоченным органом является Управление территориального развития администрации Максатихинского района, не влечет отмену состоявшихся по делу актов.
Составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, является несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12 статьи 3 Закон № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пункта 6 статьи 3 Закон № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Закон № 257-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
В силу статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно части 2 статьи 12 Закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Частью 1 статьи 17 Закона № 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения», установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Закона № 257-ФЗ).
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 6 Закон № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 34 Устава Муниципального образования Тверской области «Максатихинский район» (далее – Устав) администрация Максатихинского района осуществляет полномочия администрации городского поселения поселок Максатиха в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом, уставом городского поселения поселок Максатиха Максатихинского района.
В силу пункта 8 статьи 32 Устава администрация Максатихинского района исполняет в полном объеме полномочия администрации городского поселения поселок Максатиха Максатихинского района Тверской области, в части указанных полномочий администрация Максатихинского района подотчетна Совету депутатов городского сельского поселения поселок Максатиха Максатихинского района Тверской области.
Согласно пункту 8 статьи 34 Устава администрация Максатихинского района осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Максатихинского района, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что соответствующий орган местного самоуправления является лицом, ответственным за содержание дорог местного значения, в том числе в части контроля за выполнением мероприятий по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Доводы о заключении муниципального контракта основанием для освобождения администрации от административной ответственности быть не могут, поскольку в соответствии с муниципальным контрактом обязанность по выполнению работ по зимнему содержанию автомобильных дорог поселка Максатиха было возложено на МУП «Коммсервис» до ДД.ММ.ГГГГ.
Муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ обязанность по выполнению работ по зимнему содержанию автомобильных дорог поселка Максатиха было возложено на МУП «Коммсервис» до ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответственным за содержание автомобильных дорог, в том числе в поселке Максатиха являлась администрации Максатихинского района.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Доказательств, подтверждающих принятие администрацией всех зависящих от нее, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, администрацией не представлено.
Таким образом, установленный факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии при отсутствии доказательств принятия администрацией всех зависящих от нее мер к соблюдению действующего законодательства свидетельствует о том, что администрация, будучи лицом, в обязанности которого входит осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, является субъектом вмененного ей административного правонарушения, подлежит административной ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и обоснованно привлечена к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение, были предметом проверки в ходе производства по делу, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в состоявшемся судебном акте, установленные обстоятельства и выводы о виновности администрации в совершении вмененного административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых актов.
Несогласие заявителя с оценкой, установленных по делу обстоятельств не может являться правовым основанием к отмене обжалуемых актов.
Действия администрации квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями КоАП РФ, законодательства в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, а также безопасности дорожного движения.
Срок давности и порядок привлечения администрации к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено администрации в пределах санкции статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
жалобу защитника Администрации Максатихинского района Тверской области ФИО1 удовлетворить частично.
Постановление № начальника ОГИБДД МО МВД России «Бежецкий» от 21.02.2017 о привлечении Администрации Максатихинского района Тверской области к административной ответственности, предусмотренной статьёй 12.34 КоАП РФ и решение судьи Максатихинского районного суда Тверской области от 07.04.2017 изменить, исключить из них указание на нарушение Администрацией Максатихинского района Тверской области пункта 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 и пункта 6.2 ГОСТ Р 33181-2014.
В остальной части состоявшиеся по делу акты оставить без изменения.
Председателя суда А.Ю. Карташов