Медведева С.Ю. – мировой судья № 4-а-415
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
1 октября 2019 года город Тверь
Заместитель председателя Тверского областного суда Улыбина С.А., рассмотрев дело по жалобе начальника департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери ФИО1 и его защитника Зиновьева И.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района города Твери от 30.04.2019,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района города Твери от 30.04.2019, должностное лицо – начальник департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери ФИО1 привлечен к административной ответственности по статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
В порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.3 КоАП РФ, указанное постановление не обжаловалось и вступило в законную силу 05.06.2019.
ФИО1 и его защитник Зиновьев И.В. обратились в Тверской областной суд с жалобой на указанное постановление мирового судьи, в которой просит о его отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований закона в отсутствии ФИО1 и его защитника. Однако, защитник не был допущен для участия в составлении протокола об административном правонарушении, поскольку доверенность не была заверена нотариусом, что противоречит требованиям закона, а вывод мирового судьи о том, что доверенность, выданная защитнику носит общий характер и не связана с конкретным делом является неправомерным. Кроме того, в протоколе об административном правонарушении указано, что он составлен по одному адресу, однако фактически был составлении по другому адресу. Также указывают на то, что изначально сведения были предоставлены в УПФ через интернет без нарушения, установленного законом срока, но была допущена ошибка, при этом из УПФ уведомлений об ошибке не поступало. Департамент самостоятельно выявил ошибку, поэтому сведения были предоставлены 22.08.2018. Полагают, что имеются основаниям для признания правонарушения малозначительным, ссылаясь на решение Арбитражного суда Тверской области.
Проверив материалы дела, истребованного и полученного Тверским областным судом 02.09.2019, ознакомившись с доводами жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 15.33.2 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Порядок организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлен Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон об индивидуальном (персонифицированном) учете № 27-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона об индивидуальном (персонифицированном) учете № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона об индивидуальном (персонифицированном) учете № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района города Твери от 30.04.2019 начальник департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьёй 15.33.2 КоАП РФ за нарушение пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона об индивидуальном (персонифицированном) учете № 27-ФЗ, выразившегося в предоставлении в УПФР в г. Твери Тверской области (межрайонное) сведений для ведения персонифицированного учета по форме СЗВ-М за июль 2018 года с нарушением установленного законом срока: ежемесячно не позднее 15-го числа месяца следующего за отчетным периодом - месяцем, а именно 22.08.2018
Однако согласиться с принятым мировым судьёй постановлением нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи КоАП РФ в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.
В силу части 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
Из вышеприведенных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В его отсутствие протокол об административном правонарушении составляется только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Часть 1 статьи 25.15 КоАП РФ предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В силу части 2 статьи 25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Целью извещения должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола является обеспечение ему реальной возможности присутствовать при составлении протокола, давать свои объяснения и замечания по существу вменяемых нарушений, а также воспользоваться иными правами, предоставленными нормами Кодекса.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола об административном правонарушении.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов должностным лицом УПФР в г. Твери Тверской области (межрайонное) в отношении начальника департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.332 КоАП РФ в отсутствии ФИО1 или его защитника.
Составляя протокол об административном правонарушении в отсутствии лица в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должностное лицо УПФР в г. Твери Тверской области (межрайонное) указало на то, что ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вызове должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ№, полученным ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует уведомления о доставке заказного письма № и № (л.д. 3-4).
Между тем, уведомление о составлении протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ содержит информацию о том, что ФИО1 надлежит явиться ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов по адресу: <адрес> для дачи объяснений по факту нарушения установленных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования сроков предоставления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, а также составления протокола об административном правонарушении с документом, удостоверяющих личность (л.д. 11).
Указанное уведомление было направлено в адрес ФИО1 по месту его жительства, а также по месту исполнения им должностных обязанностей и по месту жительства уведомление получено ФИО1 лично, что подтверждается копией уведомления о вручении (л.д. 12), по месту исполнения должностных полномочий уведомление получено ФИО8 (л.д. 12).
Из протокола № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он был составлен должностным лицом УПФР в г. Твери Тверской области (межрайонное) по адресу: <адрес> (л.д. 3-4).
Сведений о том, что протокол об административном правонарушении фактически был составлен по адресу, указанному в уведомлении, направленном в адрес лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в материалах дела не имеется.
Таким образом, уведомление о составлении протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.2019 не может являться доказательством надлежащего извещения ФИО1 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Данных о направлении ФИО1 каких-либо иных извещений в материалах дела нет.
Учитывая изложенное, материалы дела позволяют сделать вывод о том, что названное лицо о составлении протокола об административном правонарушении надлежащим образом извещено не было.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, не извещенного о времени и месте его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ и повлекло нарушение права указанного лица на защиту.
Из смысла абзаца 3 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», указывающего, что несущественным недостатком протокола, является в том числе составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причине их неявки или причины неявки были признаны неуважительными, - следует, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного надлежащим образом о времени месте составления протокола относится к существенному недостатку, при наличии которого в соответствии с абзацем 4 пункта 4 данного Постановления Пленума протокол об административном правонарушении, как оформленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ подлежит возвращению в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
В соответствии с абзацем 5 пункта 4 указанного Постановления Пленума возвращение протокола возможно только на стадии подготовки дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Допущенное по данному делу нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого по делу постановления.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Таким образом, учитывая, что при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения требований законодательства об административных правонарушениях, влекущие невозможность использования протокола об административном правонарушении в качестве надлежащего доказательства по делу, которые не могут быть восполнены в процессе судебного разбирательства, и поскольку вина ФИО1 в совершении административного правонарушения установлена на недопустимом доказательстве, постановление мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района города Твери от 30.04.2019 нельзя признать законными и обоснованными, а вину ФИО1 в совершении административного правонарушении, предусмотренного статьёй 15.33.2 КоАП РФ, доказанной.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района города Твери от 30.04.2019, вынесенное в отношении начальника департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.33.2 КоАП РФ, подлежит отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, производство по данному делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
жалобу начальника департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери ФИО1 и его защитника Зиновьева И.В. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района города Твери от 30.04.2019, вынесенное в отношении начальника департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.33.2 КоАП РФ, отменить.
Производство по данному делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Заместитель председателя суда С.А. Улыбина