СУД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Ханты-Мансийск Дело № 4-а-42/2015 20 марта 2015 г.
Заместитель председателя суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры А.Л. Полуян, рассмотрев жалобу защитника Забиянова Э.М.? представителя по доверенности Розмана М.С. на постановление заместителя руководителя Службы жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 июня 2013 года, решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 августа 2013 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 ноября 2013 года, вынесенные в отношении должностного лица? директора общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Трубочист» Забиянова Э.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя руководителя Службы жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 июня 2013 года, оставленным без изменения решением судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 августа 2013 года и решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 ноября 2013 года, должностное лицо – директор общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Трубочист» (далее по тексту? ООО «УК «Трубочист») Забиянов Э.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 31000 (тридцать одна тысяча) рублей.
Не согласившись с вынесенными в отношении Забиянова Э.М. судебными актами по делу, его защитник Розман М.С. обратился с жалобой на вступившее в законную силу постановление в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В своей жалобе просит состоявшиеся судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучение доводов жалобы свидетельствует о наличии оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации влечет назначение административного наказания.
Частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую организацию возложена обязанность обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731 утвержден стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт).
Пунктом 2 названного Постановления Правительства РФ установлено, что организации, осуществляющие на день вступления в силу указанного Постановления деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании заключенных в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договоров управления многоквартирным домом, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержденным Стандартом в течение 2 месяцев со дня вступления в силу указанного Постановления.
Под раскрытием информации в названном документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации (пункт 2 Стандарта).
Виды информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, определены в пункте 3 Стандарта.
При рассмотрении дела об административном правонарушении было установлено, что ООО «УК «Трубочист» осуществляет управление многоквартирными домами.
Забиянов Э.М. является директором ООО «УК «Трубочист» (приказ от 22 марта 2010 года) и осуществляет текущее руководство его деятельностью.
Прокуратурой города Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проведена проверка соблюдения ООО «УК «Трубочист» требований жилищного законодательства об обеспечении раскрытия информации об их деятельности, с целью пресечения фактов неправомерного расходования денежных средств организацией жилищно-коммунального комплекса.
В ходе проверки было выявлено, что в нарушение требований Стандарта, на сайте www.reformagkh.ru не размещена информация о деятельности ООО «УК «Трубочист» (акт проверки от 25 июня 2013 года).
По факту выявленных нарушений 25 июня 2013 года Прокуратурой города Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в отношении директора ООО «УК «Трубочист» Забиянова Э.М. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
28 июня 2013 года за совершение данного административного правонарушения директор общества Забиянов Э.М. привлечен должностным лицом Службы жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к административной ответственности.
Судебные инстанции согласились с выводами должностного лица о том, что бездействие Забиянова Э.М. образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем состоявшиеся по делу решения нельзя признать законными.
В соответствии с пунктом 5 Стандарта, информация раскрывается управляющими организациями путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на момент вмененного административного правонарушения являлось Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегиона России).
Приказом Минрегиона России от 24 ноября 2011 года № 543 определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, - www.minregion.ru.
Приказом Минрегиона России от 10 декабря 2012 года № 535 в указанный выше Приказ внесены изменения, в частности, адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, определен - www.reformagkh.ru.
Приказ Минрегиона России от 10 декабря 2012 года № 535 официально опубликован не был.
Приказы Минрегиона России от 24 ноября 2011 года № 543 и от 10 декабря 2012 года № 535 отменены Приказом Минрегиона России от 3 июня 2013 года № 237 в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009, и на основании Письма Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) от 15 мая 2013 года № 01/42104-ЮЛ.
Согласно указанному Письму Минюстом России проведена правовая экспертиза Приказов № 543 и № 535, которая показала, что данные Приказы содержат нормативные предписания. В установленном порядке названные Приказы подлежали представлению на государственную регистрацию в Минюст России, однако, представлены не были.
В соответствии с пунктом 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Нормативные акты, которыми был определен адрес официального сайта в сети Интернет (www.reformagkh.ru) для исполнения установленной Стандартом обязанности обязательного опубликования на нем подлежащей раскрытию информации, не были зарегистрированы. На момент выявления вмененного Забиянову Э.М. административного правонарушения эти нормативные акты отменены.
Исходя из приведенных выше положений Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763, Приказы Минрегиона России от 24 ноября 2011 года № 543 и от 10 декабря 2012 года № 535, которые фактически определяли возможность исполнения обязанности по опубликованию на официальном сайте в сети Интернет подлежащей раскрытию информации, отмененные на момент выявления административного правонарушения, не могут повлечь правовых последствий.
Приказ Минрегиона России от 2 апреля 2013 года № 124 «Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», пунктом 2 которого определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, - www.reformagkh.ru, вступил в силу только 9 июля 2013 года.
С учетом изложенного вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в действиях директора общества Забиянова Э.М. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать обоснованным.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Службы жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 июня 2013 года, решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 августа 2013 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 ноября 2013 года, вынесенные в отношении должностного лица? директора общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Трубочист» Забиянова Э.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
постановил:
жалобу защитника Забиянова Э.М.? представителя по доверенности Розмана М.С. удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Службы жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 июня 2013 года, решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 августа 2013 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 ноября 2013 года, вынесенные в отношении должностного лица? директора общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Трубочист» Забиянова Э.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя
суда Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры А.Л. Полуян