ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-А-436 от 13.09.2018 Тверского областного суда (Тверская область)

Судья районного суда – Сельхова О.Е. Дело № 4-а-436

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

13 сентября 2018 года город Тверь

Заместитель председателя Тверского областного суда Улыбина С.А., рассмотрев дело по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Фаворит+» на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района города Твери от 28.02.2018 и решение судьи Центрального районного суда города Твери от 19.04.2018,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района города Твери от 28.02.2018, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда города Твери от 19.04.2018, общество с ограниченной ответственностью Фаворит+» (далее – ООО «Фаворит+», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, законный представитель общества с ограниченной ответственностью «Фаворит+» - директор Ефремов А.Г. просит об отмене указанных судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что исполнить предписание общество не имело возможности, поскольку сайт, на который ссылается ГЖИ не работает по техническим причинам, о чем неоднократно сообщалось, а вносить изменения или дополнения на сайт не представляется возможным, поскольку отсутствует доступ к нему в подтверждение чего представлены доказательства. Доводы о том, что устранение допущенных нарушений должно быть на старом сайте, а не на новом необоснованно отклонены судебными инстанциями, поскольку противоречат требованиям закона. Ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации, полагает, что под источником понимается сеть Интернет, в котором был создан новый сайт управляющей организацией и куда были внесены все изменения и дополнения о многоквартирных домах. Выводы суда о том, что не были представлены доказательства невозможности внесения изменений на старый сайт общества, являются необоснованными, поскольку ГЖИ были представлены доказательства невозможности администрирования старого сайта. С учетом изложенного полагает, что в действиях общества отсутствует состав вмененного правонарушения.

Проверив материалы дела, истребованного и полученного Тверским областным судом 14.08.2018, ознакомившись с доводами жалобы, прихожу к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 данного Положения соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, является одним из лицензионных требований к лицензиату, устанавливаемых в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации к лицензионным требованиям, в числе прочего, относится соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 данного Кодекса.

Частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731 (далее - Стандарт), который устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных ЖК РФ, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией.

Под управляющей организацией в Стандарте понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 ЖК РФ.

Под раскрытием информации в данном документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.

Управляющими организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность (подпункт «а» пункта 5 Стандарта).

В соответствии с пунктом 6 Стандарта информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте «а» пункта 5 и подпункте «а» пункта 5(1) настоящего Постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.

Приказом Минрегиона России от 02 апреля 2013 года № 124 «Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а именно - www.reformagkh.ru.

В соответствии с пунктом 8 Стандарта раскрытие управляющей организацией информации осуществляется по формам, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Указанные формы должны предусматривать детализацию видов информации, предусмотренных пунктом 3 Стандарта, обеспечивающую реализацию собственниками помещений в многоквартирном доме правомочий собственников в полном объеме.

Как следует из материалов дела и установлено судьями,
ООО «Фаворит+» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34-35).

ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Фаворит+» проведена внеплановая документарная проверка исполнения ранее выданного предписания № 3942/ОГ-17 от 19.10.2017 соблюдения лицензиатом пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110, по результатам которой установлено, что ООО «Фаворит+» не обеспечило исполнение предписания Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области № 3942/ОГ-17 от 19.10.2017 в установленный срок – до 30.11.2017, о чем составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ
(л.д. 20-22), согласно которому:

В нарушение подпункта «а» пункта 5 Стандарта управляющей организацией не раскрыта в полном объеме информация в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте управляющей организации – укфаворит.рф.

В нарушение пунктов 3 и 6 Стандарта, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не раскрыты по формам раскрытия информации, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22.12.2014
№ 882/пр на сайте управляющей организации – http://плюс.укфаворит.рф следующие сведения:

- общая информация об управляющей организации, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) за 2016;

- сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) за 2016 (подпункт «а» пункт 3 Стандарта);

- перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому (на дату проверки сведения не актуальны);

- перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления (подпункт «б» пункт 3 Стандарта);

- общая информация о многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющая организация (подпункт «в» пункта 3 Стандарта);

- информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах с достижением целей управления многоквартирным домом;

- сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг (заполняется по каждой выполняемой работе (оказываемой услуги) (подпункт «г» пункт 3 Стандарта);

- информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме (заполняется по каждому используемому объекту общего имущества) (подпункт «е» пункт 3 Стандарта);

- информация о капительном ремонте общего имущества в многоквартирном доме (сведения раскрываются по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручения организация проведения капительного ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капительного ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капительного ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор) (подпункт «ж» пункт 3 Стандарта);

- информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний (подпункт «з» пункт 3 Стандарта);

- отчет об исполнении договора управления многоквартирным домом за 2016 (в том числе информация о выполненных работах (оказанных услугах) по содержанию общего имущества и текущему ремонту, информация о наличии претензий по качеству выполненных работ (оказанных услуг) (подпункт «и» пункт 3 Стандарта);

- информация о случаях привлечения управляющей организации, должностного лица управляющей организации к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копией документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушения, повлекших применении административных санкций (подпункт «к» пункт 3 Стандарта).

Факт невыполнения предписания № 3942/ОГ-17 от 19.10.2017 в установленный срок послужил основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Фаворит+» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ (л.д. 5-6).

Делая вывод о виновности ООО «Фаворит+» в совершении вмененного административного правонарушения, мировой судья, с которым согласился судья районного суда, исходили из того, что ООО «Фаворит+» не выполнено в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами об устранении нарушений лицензионных требований.

При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи, судья районного суда проверяя доводы жалобы, признал доводы об отсутствии технической возможности доступа к сайту плюс.укфаворит.рф и представленные в их подтверждение доказательства несостоятельными, сделав вывод о том, что они не свидетельствуют о наличии объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица.

Вместе с тем при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не было учтено следующее.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предписание выносится должностными лицами контролирующего органа лишь в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на требованиях закона и исполнимы.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ.

Из диспозиции данной нормы следует, что установленная ею административная ответственность наступает только в случае неисполнения законного предписания указанного органа.

Вопрос о законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.

Так, в ходе рассмотрения дела законным представителем ООО «Фаворит+» неоднократно заявлялось о невозможности исполнения предписания № 3942/ОГ-17 от 19.10.2017 в виду отсутствия доступа к сайту плюс.укфаворит.рф, а вся информация, указанная в предписании, была размещена на новом сайте управляющей организации – dom-favorit-plus.ru.

Вместе с тем, в анкете управляющей организации ООО «Фаворит+», полученной с сайта http:/ www.reformagkh.ru 11.08.2017 официальным сайтом в сети Интернет указан адрес dom-favorit-plus.ru (л.д. 121-127).

Из заявки от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Фаворит+» следует, что в связи со сменой руководства были утрачены данные для входа и управления доменами укфаворит.рф и плюс.укфаворит.рф, в связи с чем, в настоящий момент по данным доменам сайты не доступны, в связи с чем просят восстановить доступ к указанным доменам (л.д. 62).

Как следует из акта исследования сайта укфаворит.рф и плюс.укфаворит.рф в сети Интернет от ДД.ММ.ГГГГ, доменное имя укфаворит.рф с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время перерегистрировано у другого регистратора на физическое лицо, данные которого не раскрываются регистратором в соответствии с действующим законодательством о защите персональных данных, в связи с чем, ООО «Фаворит+» не имеет технической возможности восстановить доступ к управлению данным доменным именем находящимся на домене укфаворит.рф и всех его поддоменах, в частности плюс.укфаворит.рф через обращение к регистратору и полностью лишено какой-либо возможности размещать/изменять информацию на сайтах с указанными доменами и поддоменами (л.д. 135-137).

Однако, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей районного суда не исследовался вопрос о том, какой сайт в качестве официального, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, определен ООО «Фаворит+» в сети Интернет, в том числе на сайте www.reformagkh.ru, на момент проведения проверки 19.10.2017 и вынесения предписания, как и не исследовался вопрос о законности требований должностного лица, указанных в предписании № 3942/ОГ-17 от 19.10.2017, о необходимости раскрытия ООО «Фаворит+» информации в сфере управления многоквартирными домами на сайте плюс.укфаворит.рф.

При таких обстоятельствах решение судьи Центрального районного суда города Твери от 19.04.2018 подлежит отмене, а настоящее дело в соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ подлежит направлению на новое рассмотрение в Центральный районный суд города Твери для рассмотрения по существу жалобы защитника ООО «Фаворит+» Аванесян Д.К. на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района города Твери от 28.02.2018

Руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ,

постановил:

жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Фаворит+» Ефремова А.Г. удовлетворить частично.

Решение судьи Центрального районного суда города Твери от 19.04.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Фаворит+» отменить.

Дело возвратить в Центральный районный суд города Твери для рассмотрения по существу жалобы защитника ООО «Фаворит+» Аванесян Д.К. на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района города Твери от 28.02.2018.

Заместитель председателя суда С.А. Улыбина