ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-А-445 от 16.10.2019 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 4-а-445

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 октября 2019 года город Тверь

Председатель Тверского областного суда Карташов А.Ю., рассмотрев дело по жалобе Федяева С.Н. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 15.03.2019, решение судьи Центрального районного суда города Твери от 17.06.2019 и решение судьи Тверского областного суда от 12.08.2019,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 15.03.2019, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда города Твери от 17.06.2019 и решением судьи Тверского областного суда от 12.08.2019, должностное лицо – Федяев С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

В поданной в Тверской областной суд жалобе Федяев С.Н. просит об отмене постановления должностного лица и судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что должностным лицом и судебными инстанциями дана не надлежащая оценка представленным доказательствам. На момент вступления в должность схема, отвечающая требованиям закона и которая могла быть применена при проведении торгов, отсутствовала. Факт того, что схема № 1332 была проверена судом не может считаться обоснованным в части подтверждения его вины, поскольку решение суда вынесено за долго до внесения изменений в ГОСТ. По его поручению сотрудниками Департамента было обследовано место размещения рекламных конструкций по схеме № 1332 и установлено, что она не соответствует ГОСТу. Указанная информация направлялась в администарцию города Твери и Правительство Тверской области. Вносить изменения в схему для проведения торгов у него полномочий не было. Кроме того, в соответствии с требованиями закона установка и эксплуатация рекламных конструкций допускается при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, однако уполномоченный орган по выдаче таких разрешений в Тверской области отсутствовал. Кроме того, он не является ответственным лицом, к компетенции которого относится проведение торгов. Таким органом является комиссия, которую он не возглавлял. Также не принято во внимание, что проведение торгов до освобождения земельных участков не представлялось возможным. Между тем, земельные участки были заняты и разрешений для демонтажа незаконно размещенных рекламных конструкций, не имелось, хотя Департамент обращался с письмами, тем самым им предпринимались все возможные меры по созданию условий для функционирования рынка наружной рекламы в городе. Указывает на то, что проведение торгов при наличии указанных обстоятельств не привело бы к повышению конкуренции на рынке наружной рекламы, а лишь усложнило деятельность организаций в данной сфере. Таким образом, проводить торги в указанный период не представлялось возможным по не зависящим от него обстоятельствам.

Проверив материалы дела, истребованного и полученного Тверским областным судом 20.09.2019, ознакомившись с доводами жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон
№ 135-ФЗ) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона № 135-ФЗ за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании заявления Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тверской области в связи с поступившими жалобами предпринимателей (л.д. 106-109 том 1) приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело по признаками нарушения администрацией города Твери части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ и создана комиссия по его рассмотрению (л.д. 52 том 1).

По результатам рассмотрения дела комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области вынесено решение о признании бездействия администрации города Твери, выразившееся в непроведении торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности города Твери, по действующей схеме размещения рекламных конструкций, нарушением пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ и направлении материалов дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 184-187 том 1).

Определением начальника отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении по признакам нарушения части 1 статьи 14.9 КоАП РФ и проведении административного расследования (л.д. 196-194 том 1).

В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах (часть 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»).

Решением Тверской городской Думы от 27 июля 2004 года № 66 утверждены Правила распространения наружной рекламы в г. Твери (далее – Правила), согласно пункту 4.2.3 которых торги проводятся в форме открытого аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Организатором торгов является администрация г. Твери.

Из пункта 4.2.4 Правил для проведения торгов создается комиссия по подготовке и проведению открытого конкурса на право заключения договора. Решение о создании Комиссии по торгам и ее состав утверждаются правовым актом администрации г. Твери.

Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности или на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, проводятся администрацией г. Твери только в отношении рекламных конструкций, указанных в схеме размещения рекламных конструкций (пункт 4.2.7 Правил).

Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 19 Закона о рекламе дополнена частью 5.8, согласно которой органы местного самоуправления обязаны до 01.01.2014 утвердить схему размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

С 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 07 мая 2013 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Постановлением администрации г. Твери от 29 октября 2013 года
№ 1332 на территории г. Твери утверждена Схема размещения рекламных конструкций (1-я очередь) и сборник типовых рекламных и информационных конструкций г. Твери, которая предусматривала возможность проведения торгов в отношении 140 мест размещения рекламных конструкций.

Между тем, как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено в ходе рассмотрения дела, администрация
г. Твери в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не проводила торги на право заключения договоров на земельных участках, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности г. Твери, по действующей Схеме размещения рекламных конструкций.

Согласно письма администрации г. Твери от 28 декабря 2018 года
№ 01/7797-и проведение торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности г. Твери, осуществляется в соответствии с Положением о порядке проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности г. Твери, утвержденным постановлением администрации г. Твери от 26 августа 2013 года № 1016 (л.д. 199-200 том 1).

В соответствии с пунктом 1.9 указанного Положения организатором торгов выступает администрация г. Твери в лице департамента потребительского рынка и рекламы администрации г. Твери и управления муниципального заказа администрации г. Твери.

Согласно пункту 1.10.1 Положения, департамент потребительского рынка и рекламы администрации г. Твери формирует лоты и определяет форму проведения торгов; утверждает конкурсную (аукционную) документацию; предоставляет в управление муниципального заказа администрации г. Твери характеристику объекта, выставленного на торги, требования к техническому обслуживанию, начальный размер платы за предмет торгов, размер задатка и реквизиты для его перечисления, проект договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключаемого по результатам торгов, информацию по обеспечительному взносу; осуществляет иные функции организационного характера, связанные с проведением торгов и предусмотренные Положением (л.д. 202-232 том 1).

Постановлением администрации г. Твери от 08 августа 2014 года
№ 905 создан департамент потребительского рынка и рекламы администрации г. Твери (далее - Департамент).

Согласно пункту 3.2.12 названного Положения, Департамент осуществлял функции организатора торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в случае ее размещения на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности.

Согласно пункту 5.1 Положения о Департаменте, его возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой администрации г. Твери в соответствии с трудовым законодательством о муниципальной службе.

В соответствии с распоряжением администрации г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ «О приеме работника на работу» Федяев С.Н. назначен на должность начальника департамента потребительского рынка и рекламы администрации г. Твери с ДД.ММ.ГГГГ и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата увольнения) исполнял обязанности начальника Департамента (л.д. 16-17 том 2).

В соответствии с пунктами 1.2, 2.1, 2.7.11 должностной инструкции начальника Департамента, утвержденной распоряжением администрации г. Твери от 09 января 2017 года № 2-к, начальник Департамента организует и руководит работой Департамента в соответствии с Положением, обеспечивает выполнение текущих и перспективных планов работы и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и функций; обладает правой найма и увольнения работников Департамента; организует работу по осуществлению функций организатора торгов на право заключения договора и эксплуатацию рекламных конструкций на территории г. Твери (л.д. 10-14 том 2).

Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда не проводились торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности г. Твери, организационно-распорядительные функции Департамента выполнял начальник Департамента Федяев С.Н., являющийся должностным лицом.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении Федяева С.Н. протокола об административном правонарушении (л.д. 112-114 том 2) и вынесения заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области 15.03.2019 постановления , которым Федяев С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию (л.д. 195-197 том 2).

Обстоятельства, свидетельствующие о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ и вина Федяева С.Н. в его совершении подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно:

копией письма Министра строительства Тверской области от 31.05.2016 № 2505-01А (л.д. 21 том 1);

копией выписки из протокола заседания экспертного совета при Правительстве Тверской области по предварительному рассмотрению схем размещения рекламных конструкций от 26.05.2016 (л.д. 22-29 том 1);

копией письма и.о. Министра строительства Тверской области от 12.07.2016 № 3239-01А (л.д. 31-32 том 1);

копией заявления Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тверской области от 17.02.2016 № 66 о нарушении антимонопольного законодательства (л.д. 106-109 том 1);

копией письма Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области от 30.03.2019 № 2298-01А (л.д. 132 том 1);

копией постановления администрации г. Твери от 29.10.2013 № 1332 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций (1-я очередь) и сборника типовых рекламных и информационных конструкций города Твери» (л.д. 133 оборот том 1);

копией постановления администрации г. Твери от 26.03.2014 № 352 «О внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций (1-я очередь) на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектом Российской Федерации или муниципальной собственности муниципального образования город Тверь, утвержденную постановлением администрации города Твери от 29 октября 2013 года № 1332» (л.д. 135 оборот том 1);

копией предупреждения УФАС по Тверской области от 10.05.2017 № 04-8/6-1490ВФ (л.д. 140-143 том 1);

копией приказа руководителя УФАС по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 144 том 1);

копией жалобы представителя ООО «<данные изъяты>» от 27.07.2015 (л.д. 158 том 1);

копией решения комиссии УФАС по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 184-187 том 1);

копией предписания УФАС по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 188 том 1);

копией определения определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 196-197 том 1);

копией постановления администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 201-232 том 1).

копией должностной инструкцией начальника Департамента потребительского рынка и рекламы администрации г. Твери (л.д. 10-14 том 2);

копией распоряжения о приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16 том 2);

копией протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 112-114 том 2);

копией приказа Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области от 20.09.2017 № 112 (О создании рабочей группы по разработке схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Тверь» (л.д. 139-140 том 2);

копией решения Центрального районного суда г. Твери (л.д. 224-230 том 2);

копией решения Арбитражного суда Тверской области (л.д. 231-240 том 2);

копией постановления Четырнадцатого Арбитражного апелляционного суда (л.д. 241-250 том 2), а также иными материалами дела.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Федяева С.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, нарушившее требования антимонопольного законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доводы настоящей жалобы, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки в ходе производства по делу, были обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах, не согласиться с которыми оснований не имеется, установленные обстоятельства и выводы о виновности Федяева С.Н. в совершении вмененного административного правонарушения не опровергают.

Утверждение Федяева С.Н. о невозможности использования утвержденной постановлением администрации г. Твери от 29 октября 2013 года № 1332 на территории г. Твери Схемы размещения рекламных конструкций в целях проведения торгов не может быть принято во внимание.

Материалами дела подтверждается, что указанная Схема размещения рекламных конструкций была согласована с Управлением ГИБДД УМВД России по Тверской области (л.д. 134 том 1), признана надлежащей вступившими в законную силу решением Центрального районного суда г. Твери от 03.10.2014 и решением Арбитражного суда Тверской области от 29.06.2018 года (л.д. 224-250 том 2).

Доводы жалобы о том, что Федяевым С.Н. предпринимались все возможные меры по созданию условий для функционирования рынка наружной рекламы в городе, а проведение торгов при наличии указанных в жалобе обстоятельств не привело бы к повышению конкуренции на рынке наружной рекламы, а лишь усложнило деятельность организаций в данной сфере, в виду чего проводить торги в указанный период не представлялось возможным по не зависящим от него обстоятельствам, признаются необоснованными, поскольку являются выражением субъективного мнения заявителя по обстоятельствам вмененного административного правонарушения и не могут быть приняты во внимание при изложенных выше обстоятельствах.

Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе производства по делу фактических обстоятельств дела и не ставят под сомнение наличие в действиях Федяева С.Н. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Положения статьи 1.5 КоАП РФ в ходе производства по делу не нарушены.

Дело рассмотрено уполномоченным должностным лицом с соблюдением положений статьи 23.48 КоАП РФ.

Постановление о привлечении Федяева С.Н. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (с учетом норм части 6 указанной статьи) для данной категории дел.

Административное наказание назначено начальнику департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери Федяеву С.Н. в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.9 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, назначенное наказание является справедливым и соответствует целям административного наказания.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не имеется.

Руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ,

постановил:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 15.03.2019 о привлечении Федяева С.Н. к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ, решение судьи Центрального районного суда города Твери от 17.06.2019 и решение судьи Тверского областного суда от 12.08.2019 оставить без изменения, жалобу Федяева С.Н. – без удовлетворения.

Председатель суда А.Ю. Карташов