ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-А-500 от 17.10.2018 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 4-а-500

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

17 октября 2018 года город Тверь

Заместитель председателя Тверского областного суда Улыбина С.А., рассмотрев дело по жалобе Шлафмана В.В. на постановление судьи Московского районного суда города Твери от 05.04.2018 и решение судьи Тверского областного суда от 16.05.2018,

установил:

постановлением судьи Московского районного суда города Твери от 05.04.2018, оставленным без изменения решением судьи Тверского областного суда от 16.05.2018, Шлафман В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, Шлафман В.В. просит об отмене указанных судебных актов, ссылаясь на то, что изменения в протокол об административном правонарушении внесены в его отсутствие при отсутствии доказательств о его надлежащем извещении, и не может быть признан надлежащим доказательством по делу. Должностная инструкция не возлагает на него обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения, следовательно, он не является субъектом административного правонарушения. Кроме того, в протокол об административном правонарушении особо никаких изменений не внесено, в связи с чем, не понятно, почему он был принят к рассмотрению.

Проверив материалы дела, истребованного и полученного Тверским областным судом 18.09.2018, ознакомившись с доводами жалобы, не нахожу оснований для ее удовлетворения исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15 ноября 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В соответствии с пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Основные положения) должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Согласно пункту 14 Основных положений должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями. По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.

Порядок и способы организации движения транспортных средств и пешеходов в местах производства дорожных работ, обеспечивающие безопасность как работающих на дороге, так и всех участников дорожного движения, определены Инструкцией по организации движения и ограждению места производства дорожных работ ВСН 37-84, утвержденной 05.03.1984 Министерством автомобильных дорог РСФСР.

В соответствии с пунктом 1.10 ВСН 37-84. «Инструкция по организации дорожного движения и ограждению мест производства дорожных работ» при организации движения в местах производства дорожных работ должны применяться все необходимые технические средства, предусмотренные схемой. Всякое отклонение от утвержденных схем, а также применение неисправных технических средств недопустимо.

Согласно пункту 1.11 ВСН 37-84. «Инструкции по организации дорожного движения и ограждению мест производства дорожных работ» до полного обустройства ремонтируемого участка временными дорожными знаками и ограждениями запрещается размещать на проезжей части и обочинах дорожные машины, инвентарь, материалы для ремонта.

Согласно пункту 1.12 ВСН 37-84. «Инструкции по организации дорожного движения и ограждению мест производства дорожных работ» к выполнению дорожных работ, в том числе размещению дорожных машин, инвентаря, материалов, нарушающих режим движения, разрешается приступать после полного обустройства места работ всеми необходимыми временными дорожными знаками и ограждениями.

Как следует из материалов дела и установлено судами, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут при надзоре за дорожным движением на дороге общего пользования местного значения – <адрес> старшим госинспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по г. Твери было обнаружено производство ремонтных работ участка тепловых сетей на проезжей части и тротуаре с нарушением требований по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно:

- в нарушение требований п. 1.10, п. 1.11, п. 1.12 ВСН 37-84. «Инструкции по организации дорожного движения и ограждению мест производства дорожных работ» место проведения работ по <адрес> не полностью огорожено направляющими и ограждающими устройствами;

- при движении по <адрес> со стороны <адрес> отсутствуют: предварительные знаки 1.25 «Дорожные работы», 1.20.3 «Сужение дороги», 2.7 «Преимущество перед встречным движением»; непосредственно в месте проведения работ отсутствуют дорожные знаки: 4.2.1 «Объезд препятствия справа», 1.25 «Дорожные работы»;

- при движении по <адрес> со стороны <адрес> отсутствуют: предварительные знаки 1.25 «Дорожные работы», 1.20.2 «Сужение дороги», 2.6 «Преимущество встречного движения»;

- не обеспечена безопасность движения пешеходов в месте проведения работ, в частности, отсутствуют ограждения места проведения работ на тротуаре.

В нарушение пункта 13 Основных положений не приняты меры по информированию участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств; не приняты меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

В нарушение пункта 14 Основных положений не выполнены обязательства по обеспечению безопасности дорожного движения в местах проведения работ. Место производства краткосрочных работ не обозначено соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами.

Указанные нарушения зафиксированы в акте выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 09.01.2018, а также на приложенных к этому акту фотографиях, произведенных с применением фотоаппарата «Samsung» WB800F S/N A6DXCN 0D3000POF (л.д. 6-9, 58-62).

Обстоятельства, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, и виновность Шлафмана В.В. в совершении данного административного правонарушения подтверждаются исследованными судьями доказательствами, а именно:

протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 2-4);

фотоматериалам (л.д.6-9);

копией инструкции № 17-Э по производству земляных работ (разрытий) при замене подземных коммуникаций (л.д. 25-31);

копией разрешения Департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Твери № 492 от 22.12.2017 (л.д. 35, 83);

копией заявления о выдаче разрешения на производство земляных работ для аварийного ремонта теплотрассы (л.д. 36);

копией схемы организации дорожного движения при производстве работ (л.д. 37);

копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ о переводе Шлафмана В.В. на должность технического директора ООО «Тверская генерация» (л.д. 38);

копией должностной инструкцией технического директора ООО «Тверская генерация» (л.д. 39-45);

копией акта выявленных недостатков от ДД.ММ.ГГГГ с приложением фототаблицы (л.д. 58-62), а также иными материалами дела.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о доказанности события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, а также вины
Шлафмана В.В. в его совершении.

Доводы жалобы о том, что Шлафман В.В. не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку в его должностные обязанности не входит обеспечение безопасности дорожного движения при производстве работ, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, не согласиться с которыми оснований не имеется.

Исходя из положений приведенных норм и пункта 14 Основных положений, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за производство работ на дорогах.

Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, обязанное обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ на дорогах.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Шлафман В.В. переведен с должности <данные изъяты> на должность технического директора тепловых сетей ООО «Тверская генерация» (л.д. 38).

В соответствии с должностной инструкцией технического директора тепловых сетей ООО «Тверская генерация», в его должностные обязанности входит внедрение и соблюдение утвержденных положений, нормативов, инструкций (пункт 3.2.13). Кроме того, технический директор тепловых сетей несет персональную ответственность за правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности в соответствии с гражданским, административным и уголовным законодательством (пункт 5.2).

С указанной должностной инструкцией Шлафман В.В. ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39-45).

В соответствии с пунктом 4 Инструкции № 17-Э по производству земляных работ (разрытий) при замене подземных коммуникаций, утвержденной 28.10.2016 главным инженером Тепловых сетей ООО «Тверская генерация» ответственный исполнитель работ по ремонту теплотрассы перед началом работ обязан принять меры по обеспечению ограждения места производства работ, безопасного движения пешеходов, а в случае выхода на проезжую часть дорог, обустроить место производство работ временными дорожными знаками и другими техническими средствами, обеспечить освещение в темное время суток.

К проведению земляных работ разрешается приступить только после полного обустройства места производства работ всеми необходимыми знаками и ограждениями в соответствии со схемой организации дорожного движения транспортных средств и пешеходов, утвержденной УГИБДД УМВД. Кроме того, нести полную ответственность за наличие и сохранность временных рабочих знаков, установку и состояние ограждений рабочей площадки и иных технических средств, работу освещения и габаритных фонарей до полного окончания работ. При производстве земляных работ в местах прохода пешеходов траншеи должны быть оборудованы переходными пешеходными мостиками.

Неотложные работы и аварийные работы можно выполнять без предварительного согласования, но с обязательной установкой аварийных ограждений, технических средств регулирования и освещения в соответствии со схемой организации дорожного движения, которая должна быть согласована с органами ГИБДД УВД не более, чем через сутки после начала работ.

На границах участков работ следует установить информационные щиты, на которых должны быть указаны организация, фамилия ответственного лица, руководящего работами и номер его служебного телефона.

По окончании работ подразделение ООО «Тверская генерация» Тепловые сети, ответственное за их производство, восстанавливает существующую схему организации движения (л.д. 25-31).

Кроме того, согласно разрешения № 492 от 22.12.2017, выданного Департаментом дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Твери, ответственным лицом за проведение земляных работ для аварийного ремонта сетей теплотрассы по адресу: <адрес> в соответствии со схемой ОДД, согласованной ОГИБДД УМВД России по г. Твери, указан Шлафман В.В. (л.д. 54).

При таких обстоятельствах выводы о совершении Шлафманом В.В. административного правонарушения, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным с учетом представленных в деле доказательств, оцененных в их совокупности и взаимосвязи. Указанное деяние, на момент его совершения, образовывало объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.

Утверждение в жалобе о том, что протокол об административном правонарушении не может быть признан надлежащим доказательством по делу, поскольку в протокол внесены изменения в его отсутствие при отсутствии доказательств о его надлежащем извещении, опровергается совокупностью имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 названного Кодекса.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ).

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ старшим госинспектором дорожного надзора отдел ГИБДД УМВД России по г. Твери в отношении Шлафмана В.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ в присутствии
Шлафмана В.В., которому были разъяснены его права и обязанности, предусмотренные нормами КоАП РФ и статья 51 Конституции Российской Федерации, что подтверждается его подписью в соответствующей графе протокола (л.д. 14-15).

Определением судьи в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ указанный протокол об административном правонарушении, составленный в отношении Шлафмана В.В. был возвращен в ОГИБДД УМВД России по г. Твери для устранения недостатков (л.д. 12).

В силу части 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Согласно части 6 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).

Толкование положений частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 КоАП РФ в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, иные процессуальные документы, составленные при возбуждении дела, сведений производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в процессуальные акты только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.

О внесении исправлений в протокол об административном правонарушении Шлафман В.В. извещался сотрудником ОГИБДД УМВД России по г. Твери путем направления по месту его работы повестки, которая была получена 29.03.2018, что подтверждается штампом входящей корреспонденции ООО «Тверская генерация» (л.д. 5).

При этом, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не запрещает извещать должностное лицо по месту работы.

Следовательно, требование части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ было выполнено должностным лицом до начала рассмотрения дела.

Кроме того, внесение исправлений в протокол об административном правонарушении не повлияло на существо изложенного в протоколе административного правонарушения и не повлекло нарушение права Шлафмана В.В. на защиту, он не был лишен возможности знать, совершение каких противоправных действий и при каких обстоятельствах ему вменяют.

Таким образом, оснований для признания протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством по делу не имеется.

Вопреки доводам жалобы, в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доводы настоящей жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, аналогичные доводы являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях технического директора ООО «Тверская генерация» Шлафмана В.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.

Административное наказание назначено техническому директору
ООО «Тверская генерация» Шлафману В.В. в пределах санкции части 1 статьи 12.34 КоАП РФ с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.

Постановление о привлечении технического директора ООО «Тверская генерация» Шлафмана В.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.3 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ,

постановил:

постановление судьи Московского районного суда города Твери от 05.04.2018 о привлечении Шлафмана В.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ и решение судьи Тверского областного суда от 16.05.2018 оставить без изменения, жалобу Шлафмана В.В. – без удовлетворения.

Заместитель председателя суда С.А. Улыбина