ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-А-505 от 23.10.2018 Тверского областного суда (Тверская область)

Мировой судья – Мельницкий Д.В. Дело № 4-а-505

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23 октября 2018 года город Тверь

Заместитель председателя Тверского областного суда Улыбина С.А., рассмотрев дело по протесту заместителя прокурора Тверской области, старшего советника юстиции ФИО1 на определение мирового судьи судебного участка № 1 Удомельского района Тверской области от 14.08.2018,

установил:

определением мирового судьи судебного участка № 1 Удомельского района Тверской области от 14.08.2018, протокол от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и другие материалы в отношении юридического лица Тверской региональной общественной организации по защите прав женщин «Берегиня» возвращены начальнику Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области в связи с их неправильным составлением и неполнотой представленных материалов.

В поданном в Тверской областной суд протесте заместитель прокурора Тверской области просит об отмене указанного определения, указывая на то, что должностным лицом представлены все доказательства, подтверждающие направление протокола об административном правонарушении юридическому лицу и свидетельствующие о соблюдении требований части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ.

Тверская региональная общественная организация по защите прав женщин «Берегиня» будучи извещенной о поданном протесте, свои возражения относительно доводов протеста не представила.

Проверив доводы протеста, материалы по делу об административном правонарушении, истребованные и полученные Тверским областным судом 17.10.2018, прихожу к следующим выводам.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В соответствии пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ и разъяснению, содержащемуся в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.

Из содержания определения мирового судьи следует, что основанием для возвращения протокола от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении и других материалов дела на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица Тверской региональной общественной организации по защите прав женщин «Берегиня» явилось не соблюдение должностным лицом административного органа требований части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ, а именно: не представление объективных доказательств того, что протокол об административном правонарушении был получен юридическим лицом.

Однако с указанными выводами мирового судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 названного Кодекса.

В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

В силу части 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).

Как следует из представленных материалов, предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ, содержащее сведения о явке в назначенное время и дату для составления протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, было направлено законному представителю юридического лица по месту регистрации юридического лица, однако не было получено последним и возвращено в адрес административного органа.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Копия протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ была направлена законному представителю юридического лица по месту регистрации юридического лица по почте заказным письмом с уведомлением 01.08.2018, в подтверждение чего мировому судье были представлены копии сопроводительного письма и список № 1 от 01.08.2018 внутренних почтовых отправлений, в соответствии с которым письму был присвоен почтовый идентификатор , а также отчет об отслеживании отправления, согласно которому по состоянию на 02.08.2018 почтовое отправление ожидает адресата в месте вручения.

По состоянию на 14.08.2018 согласно сведениям, содержащимся на сайте «Почта России» в разделе отслеживание почтовой корреспонденции, 02.08.2018 в 12 часов 29 минуты прибыло в место вручения.

Таким образом, должностным лицом административного органа принимались все необходимые меры для вручения Тверской региональной общественной организации по защите прав женщин «Берегиня» копии протокола об административном правонарушении, который, как адресат, самостоятельно несет риск неполучения почтовой корреспонденции, направленной по адресу его нахождения.

Поскольку Тверской региональной общественной организации по защите прав женщин «Берегиня» не предприняты соответствующие меры в целях организации надлежащего документооборота (получения почтовой корреспонденции по юридическому адресу), оснований для выводов о нарушении должностным лицом административного органа прав привлекаемого лица не имеется.

При таких обстоятельствах определение мирового судьи судебного участка № 1 Удомельского района Тверской области от 14.08.2018 подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ,

постановил:

протест заместителя прокурора Тверской области, старшего советника юстиции ФИО1 удовлетворить.

Определение мирового судьи судебного участка № 1 Удомельского района Тверской области от 14.08.2018 о возвращении протокола от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ и других материалов в отношении юридического лица Тверской региональной общественной организации по защите прав женщин «Берегиня» начальнику Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области в связи с их неправильным составлением и неполнотой представленных материалов отменить.

Протокол от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ и другие материалы дела в отношении юридического лица Тверской региональной общественной организации по защите прав женщин «Берегиня» направить мировому судье судебного участка № 1 Удомельского района Тверской области на новое рассмотрение со стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении.

Заместитель председателя суда С.А. Улыбина