Дело № 4-а-526
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
06 октября 2016 года город Тверь
И.о. председателя Тверского областного суда Маслова Л.И., рассмотрев дело по жалобе Открытого акционерного общества «Тверьавтотранс», подписанной генеральным директором ФИО1, на постановление № старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 21.04.2016, решение судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 10.08.2016,
установил:
постановлением № старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 21.04.2016 Открытое акционерное общество «Тверьавтотранс» (далее – Общество, ОАО «Тверьавтотранс») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 10.08.2016 постановление № старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 21.04.2016 изменено, размер административного штрафа снижен до 50 000 рублей.
В порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.3 КоАП РФ, решение судьи Пролетарского районного суда г. Твери не обжаловалось и вступило в законную силу.
ОАО «Тверьавтотранс» в лице генерального директора ФИО1 обратилось в Тверской областной суд с жалобой на вышеназванные акты, в обоснование которой, ссылаясь на нарушения при составлении акта проверки, указало, что организация и порядок проведения проверки деятельности Общества со стороны должностных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области не соблюдены, в материалах дела не содержится достоверных и допустимых документов, свидетельствующих о наличии законных оснований для привлечения Общества к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении в нарушение статьи 28.8 КоАП РФ составлен не ДД.ММ.ГГГГ, то есть в день составления Акта проверки, а в течение следующего месяца. В качестве места осуществления Обществом своей деятельности указаны места, в которых ОАО «Тверьавтотранс» свою деятельность никогда не осуществляло. Полномочия ФИО2 на представление интересов Общества должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, не проверялись. В обжалуемом постановлении указаны неверные сведения о законном представителе ОАО «Тверьавтотранс».
Оспаривает вывод должностного лица о превышении Обществом на 0,022 тонны годового лимита на размещение отхода «лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства», поскольку не принято во внимание, что превышение количества данного отхода вызвано приобретением бракованной партии ламп, указывая на не исследование вопроса вины Общества в данном нарушении.
Обращает внимание, что у Общества в качестве отходов образуются шины пневматические автомобильные отработанные, что подтверждается паспортом отходов, который соответствует требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О проведении паспортизации отходов I-V классов опасности». Доказательств того, что у Общества образуются отходы: «покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные» и «покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные» материалы дела не содержат.
Считает, что отходы (осадки) из выгребных ям на Максатихинской автостанции образуются не сами по себе, а в связи с отсутствием центральной канализации во всем поселке Максатиха, при этом у Общества заключен договор с МУП «Максатихинские коммунальные системы» на вывоз жидких нечистот от Макситихинской автостанции. Осадки из выгребных ям являются сточными водами, поскольку подвергаются обработке, и поэтому в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не включены. Правильность данной позиции подтверждается письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.07.2015 № 12-59/16226.
Указывает, что должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления не было учтено крайне тяжелое финансовое положение Общества.
Полагает, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, истребованного и полученного Тверским областным судом 19.09.2016, ознакомившись с доводами жалобы, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от ста до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 (далее – Закон № 7-ФЗ) установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в числе которых нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона № 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Согласно лимиту на размещение отходов ОАО «Тверьавтотранс» № 2613 от 20.05.2015 годовой норматив образования отхода «лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» составляет 0,06 тонн в год для Тверского автовокзала.
Как следует из части 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ на отходы I - IV классов опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
В силу части 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходовПорядок учета в области обращения с отходами, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» (далее – Порядок учета), устанавливает требования к ведению юридическими лицами учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, размещенных отходов.
В соответствии с пунктом 3 Порядка учета учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому обособленному подразделению либо филиалу и по юридическому лицу в целом.
Согласно пункту 4 Порядка учета учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических изменений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.
В соответствии с пунктами 6 и 7 Порядка учета заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами осуществляется по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов. Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала, а также очередного календарного года в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
Как следует из пункта 11 Порядка учета, все значения количества отходов учитываются по массе отходов в тоннах.
В ходе производства по делу установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа органа государственного надзора от ДД.ММ.ГГГГ№-п в отношении ОАО «Тверьавтотранс», основным видом деятельности которого является перевозка пассажиров, была проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами в области охраны окружающей среды.
Учет в области обращения с отходами в порядке, установленном Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», ОАО «Тверьавтотранс» не ведется, а именно учет по мере образования, использования, обезвреживания, передачи другим лицам или получения от других лиц, а также учет для каждого из филиалов Общества.
Отсутствует утвержденный норматив образования и лимит размещения на отходы: «отходы (осадки) из выгребных ям (7 32 100 01 30 4), «покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные» (9 21 1340 01 50 4), покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные» (9 21 13002 50 4), учет по данным видам отходов Общество не ведет.
На Тверском автовокзале допущено нарушение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по отходу «лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства». Согласно материалам учета Тверским автовокзалом образовано 0,082 тонны указанного отхода, что на 0,022 тонны больше норматива.
Наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, а также вина ОАО «Тверьавтотранс» в совершении данного административного правонарушения подтверждается исследованными в ходе рассмотрения доказательствами, в том числе:
протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ. При его составлении представителю ОАО «Тверьавтотранс» были разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1, 25.4, 25.5 КоАП РФ, и положения статьи 51 Конституции Российской Федерации, что подтверждается подписью представителя общества в соответствующей строке протокола;
копией акта проверки №-п от ДД.ММ.ГГГГ;
копией письменных объяснений представителя ОАО «Тверьавтотранс» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что учет в области обращения с отходами, а именно учет для каждого из филиалов Общества не ведется, допущенные в учете технические ошибки будут устранены в ближайшем времени.
Выводы о виновности ОАО «Тверьавтотранс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, основаны на доказательствах, которые были всесторонне и полно проверены и оценены как должностным лицом, так и судьей районного суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы оснований полагать, что материалы дела не содержат доказательств того, что у Общества образуются отходы: «покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные» и «покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные», не имеется, поскольку, как следует из обжалуемого постановления должностного лица, данные виды отходов являются составной частью учтенных Обществом отходов: «шины пневматические автомобильные отработанные».
Наличие у Общества договора с МУП «Максатихинские коммунальные системы» на вывоз жидких нечистот от Макситихинской автостанции для их последующей очистки и удаления в водные объекты не свидетельствует о том, что отходы «отходы (осадки) из выгребных ям» следует относить к сточным водам. Как следует из обжалуемого постановления №, ОАО «Тверьавтотранс» вменено в вину отсутствие учета и нормирования отхода осадков из выгребных ям, которые не являются жидкими фракциями.
К тому же, в соответствии со статьями 19-23 Закона № 7-ФЗ и Приказа Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» сточные воды также подлежат нормированию.
Указание в акте проверки мест, где Общество деятельность не осуществляет, в качестве мест несоблюдения ОАО «Тверьавтотранс» экологических и санитарно-эпидемиологических требований не влечет удовлетворения жалобы и не влияет на правильность обжалуемых актов, поскольку само по себе указание в акте проверки и в других материалах дела на <адрес> и <адрес><адрес><адрес> не опровергает факта отсутствия ведения Обществом учета образования, использования, обезвреживания, передачи другим лицам или получения от других лиц отходов, а также отсутствия такого учета для каждого из филиалов ОАО «Тверьавтотранс», за что статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Доводы жалобы о неверном указании законного представителя ОАО «Тверьавтотранс» в постановлении по делу следует признать несостоятельными.
Как следует из распоряжения и.о. министра имущественных и земельных отношений Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ№, приложенного к жалобе, на момент вынесения обжалуемого постановления генеральным директором ОАО «Тверьавтотранс» оставался ФИО3, сведения о законном представителе Общества в постановлении № указаны верно.
Вопреки доводам жалобы финансовое положение ОАО «Тверьавтотранс» было учтено при назначении наказания, о чем свидетельствует факт снижения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией статьи 8.2 КоАП РФ.
Иные изложенные в жалобе доводы являлись предметом рассмотрения судьи районного суда, были признаны несостоятельными и отклонены с приведением мотивов, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Тверьавтотранс» вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену состоявшихся по делу постановлений, не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не имеется.
Руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление № старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 21.04.2016 о привлечении Открытого акционерного общества «Тверьавтотранс» к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, с учетом внесенных в него изменений и решение судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 10.08.2016 оставить без изменения, жалобу ОАО «Тверьавтотранс», подписанную генеральным директором ФИО1, – без удовлетворения.
И.о. председателя суда Л.И. Маслова