ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-А-526 от 06.10.2016 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 4-а-526

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

06 октября 2016 года город Тверь

И.о. председателя Тверского областного суда Маслова Л.И., рассмотрев дело по жалобе Открытого акционерного общества «Тверьавтотранс», подписанной генеральным директором ФИО1, на постановление старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 21.04.2016, решение судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 10.08.2016,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 21.04.2016 Открытое акционерное общество «Тверьавтотранс» (далее – Общество, ОАО «Тверьавтотранс») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 10.08.2016 постановление старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 21.04.2016 изменено, размер административного штрафа снижен до 50 000 рублей.

В порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.3 КоАП РФ, решение судьи Пролетарского районного суда г. Твери не обжаловалось и вступило в законную силу.

ОАО «Тверьавтотранс» в лице генерального директора ФИО1 обратилось в Тверской областной суд с жалобой на вышеназванные акты, в обоснование которой, ссылаясь на нарушения при составлении акта проверки, указало, что организация и порядок проведения проверки деятельности Общества со стороны должностных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области не соблюдены, в материалах дела не содержится достоверных и допустимых документов, свидетельствующих о наличии законных оснований для привлечения Общества к административной ответственности.

Протокол об административном правонарушении в нарушение статьи 28.8 КоАП РФ составлен не ДД.ММ.ГГГГ, то есть в день составления Акта проверки, а в течение следующего месяца. В качестве места осуществления Обществом своей деятельности указаны места, в которых ОАО «Тверьавтотранс» свою деятельность никогда не осуществляло. Полномочия ФИО2 на представление интересов Общества должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, не проверялись. В обжалуемом постановлении указаны неверные сведения о законном представителе ОАО «Тверьавтотранс».

Оспаривает вывод должностного лица о превышении Обществом на 0,022 тонны годового лимита на размещение отхода «лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства», поскольку не принято во внимание, что превышение количества данного отхода вызвано приобретением бракованной партии ламп, указывая на не исследование вопроса вины Общества в данном нарушении.

Обращает внимание, что у Общества в качестве отходов образуются шины пневматические автомобильные отработанные, что подтверждается паспортом отходов, который соответствует требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О проведении паспортизации отходов I-V классов опасности». Доказательств того, что у Общества образуются отходы: «покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные» и «покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные» материалы дела не содержат.

Считает, что отходы (осадки) из выгребных ям на Максатихинской автостанции образуются не сами по себе, а в связи с отсутствием центральной канализации во всем поселке Максатиха, при этом у Общества заключен договор с МУП «Максатихинские коммунальные системы» на вывоз жидких нечистот от Макситихинской автостанции. Осадки из выгребных ям являются сточными водами, поскольку подвергаются обработке, и поэтому в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не включены. Правильность данной позиции подтверждается письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.07.2015 № 12-59/16226.

Указывает, что должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления не было учтено крайне тяжелое финансовое положение Общества.

Полагает, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Проверив материалы дела, истребованного и полученного Тверским областным судом 19.09.2016, ознакомившись с доводами жалобы, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от ста до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 (далее – Закон № 7-ФЗ) установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в числе которых нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона № 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Согласно лимиту на размещение отходов ОАО «Тверьавтотранс» № 2613 от 20.05.2015 годовой норматив образования отхода «лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» составляет 0,06 тонн в год для Тверского автовокзала.

Как следует из части 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ на отходы I - IV классов опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

В силу части 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходовПорядок учета в области обращения с отходами, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» (далее – Порядок учета), устанавливает требования к ведению юридическими лицами учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, размещенных отходов.

В соответствии с пунктом 3 Порядка учета учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому обособленному подразделению либо филиалу и по юридическому лицу в целом.

Согласно пункту 4 Порядка учета учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических изменений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.

В соответствии с пунктами 6 и 7 Порядка учета заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами осуществляется по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов. Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала, а также очередного календарного года в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

Как следует из пункта 11 Порядка учета, все значения количества отходов учитываются по массе отходов в тоннах.

В ходе производства по делу установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа органа государственного надзора от ДД.ММ.ГГГГ-п в отношении ОАО «Тверьавтотранс», основным видом деятельности которого является перевозка пассажиров, была проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами в области охраны окружающей среды.

Учет в области обращения с отходами в порядке, установленном Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», ОАО «Тверьавтотранс» не ведется, а именно учет по мере образования, использования, обезвреживания, передачи другим лицам или получения от других лиц, а также учет для каждого из филиалов Общества.

Отсутствует утвержденный норматив образования и лимит размещения на отходы: «отходы (осадки) из выгребных ям (7 32 100 01 30 4), «покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные» (9 21 1340 01 50 4), покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные» (9 21 13002 50 4), учет по данным видам отходов Общество не ведет.

На Тверском автовокзале допущено нарушение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по отходу «лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства». Согласно материалам учета Тверским автовокзалом образовано 0,082 тонны указанного отхода, что на 0,022 тонны больше норматива.

Наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, а также вина ОАО «Тверьавтотранс» в совершении данного административного правонарушения подтверждается исследованными в ходе рассмотрения доказательствами, в том числе:

протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. При его составлении представителю ОАО «Тверьавтотранс» были разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1, 25.4, 25.5 КоАП РФ, и положения статьи 51 Конституции Российской Федерации, что подтверждается подписью представителя общества в соответствующей строке протокола;

копией акта проверки -п от ДД.ММ.ГГГГ;

копией письменных объяснений представителя ОАО «Тверьавтотранс» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что учет в области обращения с отходами, а именно учет для каждого из филиалов Общества не ведется, допущенные в учете технические ошибки будут устранены в ближайшем времени.

Выводы о виновности ОАО «Тверьавтотранс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, основаны на доказательствах, которые были всесторонне и полно проверены и оценены как должностным лицом, так и судьей районного суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы оснований полагать, что материалы дела не содержат доказательств того, что у Общества образуются отходы: «покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные» и «покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные», не имеется, поскольку, как следует из обжалуемого постановления должностного лица, данные виды отходов являются составной частью учтенных Обществом отходов: «шины пневматические автомобильные отработанные».

Наличие у Общества договора с МУП «Максатихинские коммунальные системы» на вывоз жидких нечистот от Макситихинской автостанции для их последующей очистки и удаления в водные объекты не свидетельствует о том, что отходы «отходы (осадки) из выгребных ям» следует относить к сточным водам. Как следует из обжалуемого постановления , ОАО «Тверьавтотранс» вменено в вину отсутствие учета и нормирования отхода осадков из выгребных ям, которые не являются жидкими фракциями.

К тому же, в соответствии со статьями 19-23 Закона № 7-ФЗ и Приказа Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» сточные воды также подлежат нормированию.

Указание в акте проверки мест, где Общество деятельность не осуществляет, в качестве мест несоблюдения ОАО «Тверьавтотранс» экологических и санитарно-эпидемиологических требований не влечет удовлетворения жалобы и не влияет на правильность обжалуемых актов, поскольку само по себе указание в акте проверки и в других материалах дела на <адрес> и <адрес><адрес><адрес> не опровергает факта отсутствия ведения Обществом учета образования, использования, обезвреживания, передачи другим лицам или получения от других лиц отходов, а также отсутствия такого учета для каждого из филиалов ОАО «Тверьавтотранс», за что статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Доводы жалобы о неверном указании законного представителя ОАО «Тверьавтотранс» в постановлении по делу следует признать несостоятельными.

Как следует из распоряжения и.о. министра имущественных и земельных отношений Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, приложенного к жалобе, на момент вынесения обжалуемого постановления генеральным директором ОАО «Тверьавтотранс» оставался ФИО3, сведения о законном представителе Общества в постановлении указаны верно.

Вопреки доводам жалобы финансовое положение ОАО «Тверьавтотранс» было учтено при назначении наказания, о чем свидетельствует факт снижения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией статьи 8.2 КоАП РФ.

Иные изложенные в жалобе доводы являлись предметом рассмотрения судьи районного суда, были признаны несостоятельными и отклонены с приведением мотивов, не согласиться с которыми оснований не имеется.

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Тверьавтотранс» вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену состоявшихся по делу постановлений, не установлено.

Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не имеется.

Руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ,

постановил:

постановление старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 21.04.2016 о привлечении Открытого акционерного общества «Тверьавтотранс» к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, с учетом внесенных в него изменений и решение судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 10.08.2016 оставить без изменения, жалобу ОАО «Тверьавтотранс», подписанную генеральным директором ФИО1, – без удовлетворения.

И.о. председателя суда Л.И. Маслова