ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-А-585 от 15.12.2017 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 4-а-585

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15 декабря 2017 года город Тверь

Председатель Тверского областного суда Карташов А.Ю., рассмотрев дело по жалобе Соборова А.Г. на постановление начальника межрайонного отдела государственной ветеринарной инспекции № 7 Главного управления «Государственная инспекция по ветеринарии» Тверской области – главного государственного ветеринарного инспектора от 09.06.2017, решение судьи Кашинского городского суда Тверской области от 19.07.2017 и решение судьи Тверского областного суда от 06.09.2017,

установил:

постановлением начальника межрайонного отдела государственной ветеринарной инспекции № 7 Главного управления «Государственная инспекция по ветеринарии» Тверской области – главного государственного ветеринарного инспектора от 09.06.2017, оставленным без изменения решением судьи Кашинского городского суда Тверской области от 19.07.2017, должностное лицо – директор магазина Соборов А.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Решением судьи Тверского областного суда от 06.09.2017 постановление начальника межрайонного отдела государственной ветеринарной инспекции № 7 Главного управления «Государственная инспекция по ветеринарии» Тверской области – главного государственного ветеринарного инспектора от 09.06.2017, решение судьи Кашинского городского суда Тверской области от 19.07.2017 изменены путем исключения из описательно-мотивировочной части вменение колбасы в ассортименте в количестве 5 штук, в остальной части указанные решения оставлены без изменения.

Соборов А.Г. обратился в Тверской областной суд с жалобой на данное постановление должностного лица и судебные акты, ссылаясь на то, что действие Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» не распространяется на организации, которые получают продукцию в готовом виде от поставщиков и занимаются только реализацией указанной готовой продукции, как и требования Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожение биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 № 13-7-2/469 (далее - Ветеринарно-санитарные правила), что подтверждается судебной практикой, а вывод судьи областного суда о том, что указанные доводы противоречат требованиям Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» несостоятелен, поскольку товары с истекшим сроком годности в магазине не находились, а изымались из оборота и списывались по акту. Кроме того, указанная в постановлении продукция не является биологическими отходами, а является пищевыми отходами. Следовательно, материалы дела не отражают факта наличия вмененного ему события и состава административного правонарушения.

Проверив материалы дела, истребованного и полученного Тверским областным судом 20.11.2017, ознакомившись с доводами жалобы, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению.

Согласно части 3 статьи 10.8 КоАП РФ нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ является нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожение биологических отходов, утверждены Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 № 13-7-2/469 и являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.

В соответствии с пунктом 1.4 Ветеринарно-санитарных правил обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца (руководителя фермерского, личного, подсобного хозяйства, акционерного общества и т.д., службу коммунального хозяйства местной администрации).

Согласно пункту 1.5 Ветеринарно-санитарных правил биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием.

Категорически запрещается сбор биологических отходов в бытовые мусорные контейнеры и вывоз их на свалки и полигоны для захоронения (пункт 1.8 Ветеринарно-санитарных правил).

Пунктом 2.1 Ветеринарно-санитарных правил установлено, что ветеринарный специалист при осмотре трупа животного, мертворожденного, абортированного плода и других биологических отходов дает заключение об их уборке, утилизации или уничтожении.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в соответствии с приказом Главного управления «Государственная инспекция по ветеринарии» Тверской области № 247пр от 12.04.2017 в период с 24.05.2017 по 30.05.2017 должностными лицами Главного управления «Государственная инспекция по ветеринарии» Тверской области в отношении Закрытого акционерного общества «Торговый дом «Перекресток» проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В ходе проведения проверки в отношении Закрытого акционерного общества «Торговый дом «Перекресток» в магазине «Пятерочка», расположенном по адресу: <адрес> выявлены факты нарушения ветеринарного законодательства Российской Федерации, а именно:

- не организована и не обеспечена доставка биологических отходов с истекшим сроком годности, а именно списанные продукты животного происхождения: колбаса в ассортименте - в количестве 5 штук, полуфабрикаты из мяса - 5,072 кг, полуфабрикаты из мяса птицы - в количестве 20,194 кг, на утилизацию путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, на обеззараживание в биотермическую яму, на уничтожение сжиганием, что является нарушением пунктов 1.4 и 1.5 Ветеринарно-санитарных правил;

- списанные продукты животного происхождения, колбаса в количестве 5 штук, полуфабрикаты из мяса - 5,072 кг, полуфабрикаты из мяса птицы в количестве 20,194 кг по причине истечения сроков реализации собираются в пакеты для мусора, выносят в контейнер и согласно договора по вывозу ТБО, отходы вывозят на свалку захоронения, что является нарушением пункта 1.8 Ветеринарно-санитарных правил;

- при выносе в контейнеры списанных продуктов животного происхождения (колбаса в количестве 5 штук, полуфабрикаты из мяса - 5,072 кг, полуфабрикаты из мяса птицы в количестве 20,194 кг с истекшим сроком годности) не организовано присутствие ветеринарного специалиста для дачи заключения об уборке, утилизации или уничтожении биологических отходов, что является нарушением пункта 2.1 Ветеринарно-санитарных правил.

Приведенные обстоятельства, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 3
статьи 10.8 КоАП РФ, и виновность директора магазина Соборова А.Г. в его совершении подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, а именно:

копией приказа Главного управления «Государственная инспекция по ветеринарии» Тверской области № 247пр от 12.04.2017 о проведении плановой выездной проверки (л.д. 36-40);

копией акта проверки Главного управления «Государственная инспекция по ветеринарии» Тверской области № 25/ТВ-17 от 30.05.2017 (л.д. 24-35);

копией приказа ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ о переводе Соборова А.Г. на должность директора (л.д. 42);

копией должностной инструкции директора от 01.02.2016 (л.д. 43-45);

копией письменных пояснений Соборова А.Г. от 24.05.2017 (л.д. 46);

копией акта о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей – тушка цыплята бройлеры 1 шт. (л.д. 48-49);

копией актов о списании товаров (л.д.50-63);

копией договора от ДД.ММ.ГГГГ с дополнительным соглашением от 31.12.2016, заключенного между ООО <данные изъяты>» и ИП ФИО9 на вывоз твердых бытовых отходов с объектов Заказчика, к которым отнесен объект по адресу: <адрес> (л.д. 68-73);

копией протокола № 25/1ТВ-17 об административном правонарушении от 31.05.2017 (л.д. 16-19) и иными материалами дела.

Оценив представленные в дело доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности Соброва А.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что действие Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» и требований Ветеринарно-санитарных правил не распространяются на организации, которые занимаются только реализацией готовой продукции, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.

Доводы о том, что указанная в постановлении о привлечении к административной ответственности продукция не является биологическими отходами, а является пищевыми отходами, отклоняются, поскольку основаны на неправильном токовании норм права.

В силу пункта 1.2 Ветеринарно-санитарных правил под биологическими отходами понимаются трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

В пункте 3.23 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2011 № 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001) предусмотрено, что биологические отходы представляют собой биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы, и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической промышленности.

Согласно пункту 3.22 ГОСТа 30772-2001 пищевые отходы - продукты питания, утратившие полностью или частично свои первоначальные потребительские свойства в процессе их производства, переработки, употребления или хранения.

Исходя из анализа указанных положений, отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, являются биологическими отходами, следовательно, полуфабрикаты из мяса - 5,072 кг и полуфабрикаты из мяса птицы - в количестве 20,194 кг, с истекшим сроком годности, вопреки доводам жалобы, являются биологическими отходами.

Согласно Приказу Росприроднадзора от 18 июля 2014 года № 445 (ред. от 16 августа 2016, действовавшего до 23 июня 2017 года) «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» изделия колбасные в упаковке из полимерных материалов, утратившие потребительские свойства (код 401651 11 29 4) отнесены к отходам пищевой продукции и потому не могут относиться к биологическим отходам.

При таких обстоятельствах, постановленные по делу решения правомерно изменены судьёй областного суда в части исключения из объема вмененных нарушений ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в отношении колбасы в ассортименте в количестве 5 штук.

Согласно части 1 статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как следует из материалов дела, на момент проведения проверки директором магазина «Пятерочка» Закрытого акционерного общества «Торговый дом «Перекресток» являлся Соборов А.Г., что подтверждается приказом от ДД.ММ.ГГГГ о переводе на должность директора с ДД.ММ.ГГГГ, должностной инструкцией директора торгового объекта торговой сети «Пятерочка», утвержденной начальником отдела кадров ООО «<данные изъяты>» 01.02.2016, договором возмездного оказания услуг по предоставлению персонала от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42-45, 166-188) в связи с чем Соборов А.Г. обоснованно признан ответственным за соблюдение ветеринарных требований законодательства.

Учитывая указанные обстоятельства, должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях директора магазина АО «Торговый дом «Перекресток» Соборова А.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ, и о доказанности вины в его совершении.

Постановление о привлечении Соборова А.Г. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено Соборову А.Г. с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции части 3 статьи 10.8 КоАП РФ.

Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не имеется.

Руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ,

постановил:

постановление начальника межрайонного отдела государственной ветеринарной инспекции № 7 Главного управления «Государственная инспекция по ветеринарии» Тверской области – главного государственного ветеринарного инспектора от 09.06.2017, о привлечении Соборова А.Г. к административной ответственности по части 3 статьи 10.8 КоАП РФ, решение судьи Кашинского городского суда Тверской области от 19.07.2017 (с учетом внесенных изменений) и решение судьи Тверского областного суда от 06.09.2017, оставить без изменения, жалобу Соборова А.Г. – без удовлетворения.

Председатель суда А.Ю. Карташов