ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-А-596/2012 от 05.02.2013 Омского областного суда (Омская область)

(4-А-25/2013) 4-А-596/2012

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Омск                                                                                   05.02.2013 года

         Председатель Омского областного суда В.А. Ярковой, рассмотрев  надзорную жалобу ФИО1, и. о. директора БОУ г. Омска, на постановление мирового судьи судебного участка № 48 Кировского АО г. Омска от 30.05.2012 года и на решение Кировского районного суда г. Омска от 27.11.2012 года по ч.1 ст.20.7 КОАП РФ в отношении БОУ г. Омска,

                                               УСТАНОВИЛ: 

         постановлением мирового судьи судебного участка № 48 Кировского АО г. Омска от 30.05.2012 года юридическое лицо – БОУ г. Омска было подвергнуто штрафу в размере __ рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.7 КОАП РФ.       

        Как следует из постановления, БОУ г. Омска не выполняло установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и  имущества гражданской обороны, а именно: не осуществило накопление, освежение средств индивидуальной защиты (противогазы и медицинские средства), при среднесписочной численности работающего персонала 62 человека требуется 66 противогазов (Постановление Правительства РФ от 27.04.2000 № 379, п.3.5 Положения: Приказ МЧС России от 21.12.2005 № 993, п.3.8 Приказ МЧС России от 27.05.2003 № 285).

        Апелляционная жалоба директора БОУ г. Омска Завальной М.Л. на постановление мирового судьи судебного участка № 48 Кировского АО г. Омска от 30.05.2012 о наложении штрафа в размере __ рублей по ч.1 ст.20.7 КОАП РФ решением Кировского районного суда г. Омска от 27.11.2012 года оставлена без удовлетворения.                                                               

         В своей надзорной жалобе и. о. директора БОУ г. Омска  ФИО1, просит отменить постановление мирового судьи и решение районного суда, считает, что в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, поскольку  в действиях Учреждения отсутствует состав административного правонарушения, ввиду отсутствия соответствующего бюджетного финансирования.

Изучив материалы дела № __, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю необходимым  постановление мирового судьи судебного участка № 48 Кировского АО г. Омска от 30.05.2012 года решение Кировского районного суда г. Омска от 27.11.2012 года отменить, прекратив производство по делу об административном правонарушении.

Согласно ст. 26.11 КОАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.  

При рассмотрении административного материала по ч.1 ст.20.7 КОАП РФ в отношении юридического лица БОУ г. Омска указанные требования закона судом 1 и 2 инстанции  не были  соблюдены, поскольку  не все  необходимые доказательства  были проверены и оценены, в том числе и нормативные акты о полномочиях юридического лица БОУ г. Омска.

Требования  п. 6 ст.29.10 КОАП РФ о мотивированном решении по делу при вынесении постановлений  являются  актуальными и для  решений по результатам рассмотрения жалоб,  в соответствии со ст.30.7 КОАП РФ.

Согласно статье 1 Закона N 28-ФЗ гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305 (далее - Положение N 305), государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами в целях обеспечения выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.

Согласно пункту 4 Положения N 305 органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своих полномочий организуют и проводят проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества гражданской обороны.

В силу пункта 6 Положения N 305 должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право:

а) осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

б) проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

в) запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны;

г) выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны;

д) составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

е) отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны.

Таким образом, должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, а следовательно, и территориальные органы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области вправе в пределах своих полномочий осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны как федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, так и организациями.

Приказом МЧС России от 09.08.2010 N 381 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны (действовавший в период рассматриваемых правоотношений) (далее - Административный регламент N 381).

В соответствии с пунктом 4 Административного регламента N 381 объектами надзора являются федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, отнесенные к группам по гражданской обороне, продолжающие работу в военное время, имеющие на своем балансе объекты гражданской обороны (защитные сооружения гражданской обороны (убежища, противорадиационные укрытия), специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и специальной обработки техники) и имущество гражданской обороны, в том числе технические средства, обеспечивающие гражданскую оборону (технические средства управления гражданской обороны, технические средства оповещения населения, световой и иных видов маскировки).

Согласно пункту 5 Административного регламента N 381 предметом проверки в области гражданской обороны является соблюдение на объектах надзора специальных условий (правил) эксплуатации имеющихся технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Следовательно, административный орган вправе проводить проверочные мероприятия в отношении организаций, указанных в Административном регламенте N 381. В то же время проверяемые организации обязаны исполнять требования действующего законодательства, положения которого на них распространяется.

Суды  1 и 2 инстанции не учли, что в данном случае в материалах дела не усматривается, что у Учреждения имеются (в том числе на балансе) объекты и имущество гражданской обороны. Учреждение не подпадает под перечень объектов, указанных в пункте 4 названного Административного регламента, а деятельность, осуществляемая Учреждением, не соприкасается с объектами, имеющими отношение к категории опасных производственных объектов, перечень которых указан в приложении N 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

При этом сам по себе факт нахождения Учреждения в городе Омске, отнесенном к первой группе по гражданской обороне  (население свыше 1000 тысяч человек), не является обстоятельством, в связи с которым на Учреждение могут быть возложены обязанности по решению задач в области гражданской обороны.

 Суды не истребовали справку из администрации муниципального образования "Город Омск" о том, что  имеется у Учреждения мобилизационное задание на военное время,  привлекается или нет Учреждение к выполнению иных мобилизационных работ, выполняемых по кооперации с другими организациями города,  участвует или нет в выполнении мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения, является  или нет организацией, продолжающей свою деятельность в военное время.

Таким образом, доказательств того, что БОУ г. Омска относится к объектам надзора, указанным в пункте 4 Административного регламента N 381, должностным лицом ГУ МЧС России  по Омской области в материалы дела не представлено.

Кроме того, приказом МЧС России от 09.08.2010 N 382 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (действовавший в период рассматриваемых правоотношений) (далее - Административный регламент N 382).

Согласно пункту 4 Административного регламента N 382 объектами надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются: федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, имеющие потенциально опасные объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, объекты экономики, обеспечивающие жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения), а также объекты, к которым установлены требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В силу подпункта "г" пункта 5 Административного регламента N 382 предметом проверки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является для организаций, расположенных в непосредственной близости к потенциально опасным объектам (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения) и попадающих в зоны возможных чрезвычайных ситуаций техногенного характера и катастрофического затопления, является выполнение обязанностей и требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Суд не установил, расположено ли БОУ г. Омска в непосредственной близости от потенциально опасного объекта  и подпадает в возможную зону чрезвычайных ситуаций техногенного характера (например: химического заражения)

Даже если Учреждение попадает в возможную зону химического заражения в случае аварии  на потенциально-опасном предприятии, то это обстоятельство  само по себе не свидетельствует о наличии у него обязанностей, предусмотренных законодательством для специально уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций организаций, входящих в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Так, пунктом 1.4 Правил N 285 определено, что в организациях, использующих и накапливающих средства радиационной и химической защиты, назначаются в установленном порядке должностные лица, в обязанности которых входит их учет, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению.

Согласно пункту 4 Положения N 993 обеспечение населения средствами индивидуальной защиты ( далее СИЗ) осуществляется органами местного самоуправления - работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений. СИЗ в запасах (резервах) органов местного самоуправления и организаций должны храниться на складах этих органов (организаций) и (или) организаций, находящихся в их ведении.

Поскольку БОУ г. Омска является муниципальным учреждением и обязанность по обеспечению СИЗ учреждения возложена на органы местного самоуправления муниципального образования "Город Омск", учреждению от органов местного самоуправления на хранение СИЗ не передавались, Учреждение  накапливает противогазы по требованию должностных лиц ГУ МЧС России по Омской области, хотя требования Правил N 285 в силу пункта 1.2 на него не распространяются.

В силу пункта 8 Положения N 993 накопление средств индивидуальной защиты осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 Положения N 993.

Согласно пункту 7 Положения N 993 обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного, химического и биологического загрязнения при авариях на опасных объектах.

Суды не истребовали доказательства нахождения Учреждения на территории в пределах зон возможного загрязнения при авариях на опасных объектах.

Также суды  посчитали, что Учреждение обязано обеспечить работников средствами индивидуальной защиты, даже не ссылаясь на то обстоятельство, что город Омск отнесен к одной из групп по гражданской обороне.

В силу пункта 6 Положения N 993 население, проживающее на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, подлежит обеспечению СИЗ в военное время. Однако в материалах дела  не приведены доказательства, подтверждающие необходимость функционирования Учреждения в военное время.

Как  уже указано было выше, нет в деле справки  из администрации муниципального образования "Город Омск" о том,  имеет или нет Учреждение мобилизационное задание, привлекается или нет к выполнению иных мобилизационных работ, участвует или нет в выполнении мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения, является или нет организацией, продолжающей свою деятельность в военное время.

Кроме того, из содержания пункта 4 Положения N 993 следует, что обеспечение средствами индивидуальной защиты осуществляется органами местного самоуправления в отношении работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений.

Согласно Уставу (п.1.3) Учреждение является муниципальным образовательным учреждением, его учредитель - муниципальное образование «Город Омск Омской области». Функции и полномочия Учредителя осуществляет департамент образования Администрации города Омска.

Учитывая статус БОУ г. Омска, которое является образовательным учреждением и не отнесено к организациям, обеспечивающим жизнедеятельность населения, и к объектам экономики, а также отсутствие в материалах дела доказательств того, что оно входит в единую государственную систему гражданской обороны, поскольку  из вышеприведенных нормативных правовых актов нельзя сделать вывод, что Учреждение является обязанным осуществлять накопление, освежение средств индивидуальной защиты (противогазы, медицинские средства), при  таких обстоятельствах суды  1 и 2 инстанции неправомерно  пришли к выводу о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.7 ч.1 КОАП РФ.

Кроме того, частью 1 статьи 20.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.

Какие именно были нарушены правила использования и содержания средств индивидуальной защиты со стороны юридического лица  БОУ г. Омска не было указано.

Понятиями «использование и содержание СИЗ»  не охватываются понятия «накопление и освежение СИЗ».

Под освежением СИЗ можно понимать необходимость замены медицинских препаратов с истекшим сроком годности.

 Однако в протоколе об административном правонарушении не отражены такие факты, в качестве  установленных при проверке.

При указанных обстоятельствах виновность юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 КОАП РФ не была доказана совокупностью допустимых и достоверных доказательств.

На основании изложенного,  руководствуясь ст. 30.13 п.2, ст.30.17 ч.2 п.4 КОАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:  

   постановление мирового судьи судебного участка № 48 Кировского АО г. Омска от 30.05.2012 года и  решение Кировского районного суда г. Омска от 27.11.2012 года по ч.1 ст.20.7 КОАП РФ в отношении БОУ г. Омска – отменить, прекратив производство по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

     Копию постановления направить для сведения и. о. директора БОУ г. Омска ФИО1.

Председатель

Омского областного суда                                                          В.А. Ярковой