ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-А-62/2018 от 26.02.2018 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 4-А-62/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

об отказе в удовлетворении жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении,

решения по результатам рассмотрения жалоб

26 февраля 2018 года г. Чебоксары

Заместитель председателя Верховного Суда Чувашской Республики Шумилов А.А., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии Прокопьевой Е.Г. на решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, в отношении председателя ТСЖ «Кировец» Еремеева Ю.Н.,

у с т а н о в и л:

постановлением руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике от 3 августа 2017 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, в отношении председателя ТСЖ «Кировец» Еремеева Ю.Н. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 сентября 2017 года постановление должностного лица отменено, дело возвращено в административный орган на новое рассмотрение.

Определением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 11 октября 2017 года жалоба и.о. руководителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии ФИО1 возвращена без рассмотрения.

Определением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 13 ноября 2017 года жалоба заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии Прокопьевой Е.Г. возвращена заявителю без рассмотрения по существу в связи с пропуском срока обжалования и отсутствием ходатайства о восстановлении срока обжалования решения судьи районного суда.

В жалобе должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике, вынесшее постановление, просит решение судьи районного суда отменить, ссылаясь на его незаконность. Указывает, что ответственность за неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства предусмотрена ч. 1 ст. 13.19.2 КоАП РФ.

Лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, Еремеев Ю.Н., извещенный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, указанной жалобы, отзыв на жалобу в установленные сроки не представил.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в процессе заключения потребителем договоров купли- продажи, выполнения работ или оказания услуг.

Объективную сторону данного административного правонарушения образует нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге).

Согласно п. 1 ст. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В соответствии с ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.

Из приведенных положений КоАП РФ, Закона о защите прав потребителей и Жилищного кодекса РФ следует, что обязанность по соблюдению требований, установленных Стандартом, лежит на лице, оказывающем соответствующую услугу, лицом, ответственным за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об оказываемой услуге, об исполнителе и о режиме его работы является лицо, фактически оказывающее соответствующую услугу.

Из материалов дела следует, что ТСЖ «Кировец» осуществляет управление многоквартирным жилым домом <адрес>.

ТСЖ «Кировец» несет обязанность по соблюдению требований, установленных Стандартом, следовательно, является субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.

Порядок раскрытия информации определен в постановлении Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

Пункт 1 Стандарта устанавливает требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного в соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса РФ, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора управления (далее соответственно - товарищество).

Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации (пункт 2).

Пунктом 3 Стандарта установлено, что управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: общую информацию об управляющей организации; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

Управляющими организациями информация раскрывается путем: опубликования на официальном сайте управляющей организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в сети Интернет или на официальном сайте органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность, в сети Интернет; опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания); размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде (пункт 5).


Информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подп. «а» п. 5 и подп. «а» п. 5(1) настоящего Постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет (пункт 6).

При этом в силу подп. «а» п. 5(1) Стандарта товариществами и кооперативами информация раскрывается путем обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с приказом Минрегиона России от 02 апреля 2013 года № 124 «Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» в качестве адреса официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, определен www.reformagkh.ru.

Согласно постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики № 181 от 10 мая 2012 года для опубликования в сети Интернет информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на территории Чувашской Республики, определен Интернет-портал жилищного коммунального хозяйства Чувашской Республики, расположенный по электронному адресу: <данные изъяты>.

В ходе проверки, проведенной с ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Московского района г. Чебоксары было установлено, что ТСЖ «Кировец» не соблюдаются требования, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», информация о деятельности управляющей компании на сайтах <данные изъяты> и <данные изъяты> раскрыта не в полном объеме: общая информация о ТСЖ (адрес нахождения органов управления, устав, ОПФ, сайт, режим работы, штатная численность административного персонала, инженеров, рабочих); реестр дома: отсутствует документ, подтверждающий выбранный способ управления домом <адрес>; характеристика указанного дома (кадастровый номер земельного участка, способ формирования капитального ремонта, номер протокола собрания, документ, подтверждающий выбранный способ управления, год постройки, количество нежилых помещений, год ввода в эксплуатацию, площадь земельного участка, общая площадь нежилых помещений, общая площадь жилых помещений, площадь МОП); техническая характеристика (тип системы электроснабжения, системы холодного водоснабжения, тип крыши, материал кровли, тип фасада, тип системы водоотведения, системы теплоснабжения, системы водостока, системы вентиляции, материал несущих стен, количество вводов в дом (электроснабжения), площадь подвала по полу); работы по содержанию и ремонту (наименование работ, годовая плановая стоимость работ, периодичность, единица измерения, стоимость, категория работ); расшифровка тарифов по содержанию жилья.

На сайте <данные изъяты> ТСЖ «Кировец» не раскрыта информация в полном объеме по формам 2.1, 2.2, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 22 декабря 2014 года № 882/пр.

Отсутствие на предусмотренных для раскрытия информация сайтах установленной Стандартом информации нарушает права неограниченного круга лиц, в том числе, жителей <адрес> находящихся в фактическом управлении ТСЖ «Кировец» и являющихся потребителями жилищно-коммунальных услуг, оказываемых данным ТСЖ, к установленной Стандартом информации.

Вышеприведенные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем прокурора Московского района г. Чебоксары в отношении председателя ТСЖ «Кировец» Еремеева Ю.Н. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике пришел к выводу об отсутствии в действиях Еремеева Ю.Н. состава вмененного административного правонарушения, поскольку ТСЖ не относится к управляющим организациям, в связи с чем на основании п. 1 ст. 9 Закона о защите прав потребителей размещает только сведения о наименовании организации, адресе и режиме работы на вывеске, а требования Стандарта раскрытия информации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731, на ТСЖ не распространяется.

Отменяя постановление должностного лица и возвращая дело на новое рассмотрение, судья районного суда исходил из того, что правоотношения, связанные с предоставлением потребителям коммунальных услуг информации о предоставленных им и подлежащих оплате ими услугах регулируются, в том числе и Законом РФ «О защите прав потребителей», соответственно действия, связанные с нарушением требований законодательства о предоставлении такой информации образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ. Указанные обстоятельства не были приняты должностным лицом во внимание.

Выводы судьи районного суда достаточным образом мотивированы и основаны на нормах действующего административного законодательства. Оснований не согласиться с указанными выводами не имеется.

Основаниями к отмене или изменению принятых по делу судебных актов в силу части 2 статьи 30.17 КоАП РФ являются существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Приведенные в жалобе доводы о вынесении постановления по делу с учетом всех обстоятельств, сводятся к переоценке выводов судьи районного суда о наличии оснований для возвращения дела на новое рассмотрение, однако, они не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.

Руководствуясь ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, в отношении председателя ТСЖ «Кировец» Еремеева Ю.Н. оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии Прокопьевой Е.Г. - без удовлетворения.

Заместитель председателя Верховного Суда

Чувашской Республики А.А. Шумилов