Дело № 4-а-712
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 декабря 2017 года город Тверь
Заместитель председателя Тверского областного суда Улыбина С.А., рассмотрев дело по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Экоспецстрой» на постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Кашинском районе
№ 307 от 25.11.2016, решение судьи Кимрского городского суда Тверской области от 10.08.2017 и решение судьи Тверского областного суда от 25.10.2017,
установил:
постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Кашинском районе
№ 307 от 25.11.2016, оставленным без изменения решением судьи Кимрского городского суда Тверской области от 10.08.2017, Общество с ограниченной ответственностью «Экоспецстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Тверского областного суда от 25.10.2017 постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Кашинском районе
№ 307 от 25.11.2016 и решение судьи Кимрского городского суда Тверской области от 10.08.2017 изменены, исключено указание о нарушении ООО «Экоспецстрой» требований пунктов 2.2, 2.3, 2.4, 3.6, 3.7, 3.9, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.7, 5.1, 5.3, 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.7, 6.8 6.9, СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов ТБО», пунктов 2.12, 2.17 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996г., в остальной части постановление и решение оставлены без изменения.
ООО «Экоспецстрой» обратилось в Тверской областной суд с жалобой на постановление должностного лица и судебные акты, ссылаясь на то, что основанием для оставления постановления в части назначения административного наказания без изменения послужило не проведение радиационного контроля. Однако, данный вывод является необоснованным, поскольку в постановлении не указано на то, что в нарушение требований законодательства радиационной контроль не проводился и указанное нарушение в вину обществу не вменялось. Кроме того, регулярно проводится радиационный контроль на территории санкционированной свалки, что подтверждается журналом контроля, следовательно, привлечение общества к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ является незаконным.
Проверив материалы дела, истребованного и полученного Тверским областным судом 07.12.2017, ознакомившись с доводами жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Закон об отходах производства и потребления.
Статьей 11 названного Федерального закона установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункта 3 статьи 22 этого же закона в местах централизованного обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль.
Из смысла статьи 28 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» следует, что неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой, в том числе административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что на основании договора субаренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ Обществу с ограниченной ответственностью «Экоспецстрой» предоставлен во временное владение и пользование земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м из земель населенных пунктов с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес> для складирования и захоронения бытовых отходов сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 146-148).
ООО «Экоспецстрой» имеет лицензию № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию отходов 4 класса опасности по адресу: <адрес>, обезвреживанию отходов 2 класса опасности по адресу: <адрес>, размещению отходов 4 класса опасности по адресу: <адрес>, выданная бессрочно (л.д. 46-54).
Должностными лицами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Кашинском районе на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ООО «Экоспецстрой» ДД.ММ.ГГГГ года в период с <данные изъяты> часов до <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут проведена внеплановая документарная/выездная проверка по соблюдению природоохранного законодательства, согласованная Кимрской межрайонной прокуратурой (решение о согласовании внеплановой документарной/выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ), в ходе которой, согласно акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, выявлены нарушения требований статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления), пунктов 1 и 2 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.199 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 2.2, 2.3, 2.4, 3.6, 3.7, 3.9, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.7, 5.1, 5.3, 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.7, 6.8 6.9 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (далее - СП 2.1.7.1038-01), а именно:
в нарушении пункта 2.2 СП 2.1.7.1038-01 в Обществе с ограниченной ответственностью «Экоспецстрой» отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на участок для размещения полигона ТБО по адресу: <адрес>, о его соответствии санитарным правилам;
в нарушении пункта 2.3 СП 2.1.7.1038-01 в Обществе с ограниченной ответственностью «Экоспецстрой» отсутствует (не представлен) регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, не осуществляется контроль за составом поступающих отходов (не представлены документы, подтверждающие учет состава поступающих отходов);
в нарушении пункта 2.4 СП 2.1.7.1038-01 отсутствует (не представлен) список принимаемых на полигон отходов, согласованный с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Кашинском районе;
в нарушении пунктов 3.6, 3.7, 3.9 СП 2.1.7.1038-01 на полигоне ТБО по всей площади земельного участка складирования отсутствует (не предусмотрен) котлован или траншеи, отходы складируются насыпью на участках (4 карты);
в нарушении пункта 4.1 СП 2.1.7.1038-01 на территории полигона ТБО отсутствует гараж или навес для размещения машин или механизмов;
в нарушении пункта 4.2 СП 2.1.7.1038-01 территория хозяйственной зоны полигона ТБО не имеет легкого ограждения;
в нарушении пункта 4.3 СП 2.1.7.1038-01 на выезде из полигона отсутствует контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, отсутствуют (не представлены) дезинфицирующие средства;
в нарушении пункта 4.4 СП 2.1.7.1038-01 по периметру всей территории полигона ТБО имеется осушительная траншея глубиной 1-1,5 метра (вместо 2-х метров и более);
в нарушении пункта 4.7 СП 2.1.7.1038-01 на сооружениях по контролю качества грунтовых и поверхностных вод (контрольных скважинах полигона ТБО) отсутствуют емкости для водоотлива или откачки воды перед изъятием проб;
в нарушении пункта 5.1 СП 2.1.7.1038-01, а также пунктов 2.12, 2.17 «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов дня твердых бытовых отходов», утвержденной Министерством строительства Российской Федерации 085.11.1996, не представлены данные о проведении на полигоне ТБО радиационного дозиметрического контроля поступающих на полигон отходов геологоразведочными поисковыми приборами СРП-68-01 или СРП-88Н;
в нарушении пункта 5.3 СП 2.1.7.1038-01 на полигоне ТБО отсутствуют переносные сетчатые ограждения, устанавливающиеся как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте;
в нарушении пунктов 6.1, 6.2 СП 2.1.7.1038-01 отсутствует лабораторная служба организации, не проводится контроль фракционного, морфологического и химического составов отходов, поступающих на полигон;
в нарушении пункта 6.3 СП 2.1.7.1038-01 отсутствует (не представлена) инструкция по производственной санитарии для персонала, занятого на обеспечении работы полигона ТБО согласованная с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Кашинском районе;
в нарушении пункта 6.4 СП 2.1.7.1038-01 в программе производственного контроля Общества с ограниченной ответственностью «Экоспецстрой» не предусмотрены замеры уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона;
в нарушении пункта 6.7 СП 2.1.7.1038-01 не проводится контроль следующих химических показателей в пробах грунтовых вод, отбираемых в рамках производственного контроля из контрольных скважин полигона (скважины №1,2): гидрокарбонаты, кальций, органический углерод, магний, мышьяк, барий, а так же не проводился контроль гельминтологических показателей: не представлены протоколы лабораторных исследований (испытаний) на указанные показатели;
в нарушении пункта 6.8 СП 2.1.7.1038-01 в рамках производственного контроля не проводится исследование проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно-защищенной зоны на содержание метана, бензола, трихлорметана, четыреххлористого углерода, хлорбензола, не представлены протоколы лабораторных исследований (испытаний) на указанные показатели;
в нарушении пункта 6.9 СП 2.1.7.1038-01 не проводится контроль следующих химических показателей в пробах почвы, отбираемых в зоне возможного влияния полигона в рамках производственного контроля: нитритов, гидрокарбонатов, органического углерода, цианидов, микробиологических показателей, общее бактериальное число, коли-титр, титр-протея, не представлены протоколы лабораторных исследований (испытаний) на указанные показатели.
Выявленные факты нарушения требований, предусмотренных статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», пунктов 1 и 2 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.199 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 2.2, 2.3, 2.4, 3.6, 3.7, 3.9, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.7, 5.1, 5.3, 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.7, 6.8 6.9 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», послужили основанием для привлечения общества постановлением должностного лица территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Кашинском районе, с выводами которого согласился судья Кимрского городского суда Тверской области, к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Решением судьи Тверского областного суда от 25.10.2017 из постановления начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Кашинском районе
№ 307 от 25.11.2016 и решения судьи Кимрского городского суда Тверской области от 10.08.2017 исключено указание о нарушении ООО «Экоспецстрой» требований пунктов 2.2, 2.3, 2.4, 3.6, 3.7, 3.9, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.7, 5.1, 5.3, 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.7, 6.8 6.9, СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов ТБО», пунктов 2.12, 2.17 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996 года, поскольку действующая свалка твердых бытовых отходов не является полигоном для твердых бытовых отходов, следовательно, к указанной свалке не могут применяться положения СП 2.1.7.1038-01 и Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов» до установления соответствующего статуса полигона ТБО.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами:
лицензией № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности (л.д. 46-53);
протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.61-76);
постановлением Главы администрации г. Кимры от ДД.ММ.ГГГГ. № (л.д.140);
договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.141-144);
договором субаренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.145-147);
актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, содержащим данные об отсутствии сведений радиационного контроля (л.д.168-177), а также иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности ООО «Экоспецстрой» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что в обжалуемом постановлении не содержалось указание на то, что в нарушение требований законодательства радиационный контроль со стороны ООО «Экоспецстрой» не проводится и указанное нарушение формально в вину обществу не вменялось, противоречат материалам дела.
Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Экоспецстрой» вменялось нарушение требований статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 Закона об отходах производства и потребления, пунктов 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.199 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 2 указанной статьи (норма описана как осуществление радиационного контроля в местах централизованного обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов производства и потребления, что фактически является пунктом 3 статьи 22), выразившиеся в том числе в отсутствии сведений радиационного контроля.
Актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ООО «Экоспецстрой» не представлены сведения о проведении на полигоне ТБО радиационного дозиметрического контроля поступающих на полигон отходов (пункт 10 л.д.174).
Доводы жалобы о том, что в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Экоспецстрой» отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку радиационный контроль фона проводится регулярно, в подтверждение чего представлена копия журнала контроля радиационного фона на городской свалке, не могут повлечь отмену принятых по делу решений по следующим основаниям.
Согласно части 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Однако, представленная копия журнала контроля радиационного фона на городской свалке, не может являться допустимым доказательством по делу, поскольку не содержит сведений о приборе, с помощью которого проводилось исследование, также отсутствуют данные о том, что ответственное за радиационный контроль лицо прошло специальную подготовку.
При этом, следует учесть, что при проведении проверки, при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалоб на постановление о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Экоспецстрой» к административной ответственности указанный журнал не предоставлялся, ранее при производстве по делу об административном правонарушении на наличие указанных обстоятельств Общество с ограниченной ответственностью «Экоспецстрой» не ссылалось.
Иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, жалоба не содержит.
Таким образом, совершенное Обществом с ограниченной ответственностью «Экоспецстрой» деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Экоспецстрой» к административной ответственности принято с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено обществу с ограниченной ответственностью «Экоспецстрой» в соответствии с санкцией статьи 8.2 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы общества с ограниченной ответственностью «Экоспецстрой» не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Кашинском районе
№ 307 от 25.11.2016 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Экоспецстрой» к административной ответственности по статьи 8.2 КоАП РФ, решение судьи Кимрского городского суда Тверской области от 10.08.2017 с учетом внесенных изменений и решение судьи Тверского областного суда от 25.10.2017 оставить без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Экоспецстрой» – без удовлетворения.
Заместитель председателя суда С.А. Улыбина