Мировой судья: Григорьева Л.И.
Судья: Ильин В.Г.
Дело № 4-А-73/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
об отказе в удовлетворении жалобы на вступившие в законную силу
постановление по делу об административном правонарушении,
решения по результатам рассмотрения жалоб
21 февраля 2019 года г. Чебоксары
Заместитель председателя Верховного Суда Чувашской Республики Савелькина Г.О., рассмотрев жалобу председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №2 Цивильского района Чувашской Республики от 21 сентября 2018 года и решение судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 4 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении администрации Опытного сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка №2 Цивильского района Чувашской Республики от 21 сентября 2018 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении администрации Опытного сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 4 декабря 2018 года постановление мирового судьи судебного участка №2 Цивильского района Чувашской Республики от 21 сентября 2018 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, председатель Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики ФИО1 просит отменить решение судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 4 декабря 2018 года и направить дело на новое рассмотрение, считая его незаконным.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 21 июня 2018 года в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2018 год и распоряжением руководителя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 30.05.2018 года № 24 должностным лицом Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики проведены контрольные мероприятия использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных бюджету Цивильского городского поселения на реализацию проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах в рамках программы «Повышение эффективности бюджетных расходов Чувашской Республики» государственной программы Чувашской Республики «Управление общественными финансами и государственным долгом Чувашской Республики» за 2017-2018 годы» на объекте: администрация Опытного сельского поселения Цивильского района, в ходе которых установлен факт нецелевого использования бюджетных средств в общей сумме 33,5 тыс.рублей, предоставленных на основании Соглашения от 22 сентября 2017 года о предоставлении в 2017 году субсидий из бюджета Цивильского района Чувашской Республики бюджету Опытного сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики на реализацию проекта развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах.
Указанным соглашением предусмотрено предоставление в 2017 году субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики, поступающих в бюджет Цивильского района, средств бюджета Цивильского района Чувашской Республики бюджету Опытного сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики на реализацию проекта развития общественной инфраструктуры, основанной на местных инициативах - строительство детской площадки в размере 769 700 рублей 33 коп. Указанные субсидии предоставляются при условии выделения средств из бюджета сельского поселения в сумме 320 708 рублей 47 копеек и привлечения средств населения, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в сумме 192 425 рублей 08 копеек.
Администрацией Опытного сельского поселения обеспечен уровень софинансирования, предусмотренный Соглашением за счет местного бюджета, средств юридических лиц и населения при использовании субсидий из республиканского бюджета.
20 ноября 2017 года в целях реализации проекта администрацией Опытного сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики с ООО «Романа Сервис» заключен муниципальный контракт № 380-17/079 на выполнение работ по устройству детской площадки в <адрес> стоимостью 1 282 833 рубля со сроком исполнения в течение 30 дней с момента заключения контракта.
Согласно Акту о приемке выполненных работ от 14 декабря 2017 года (КС-3) главой администрации Опытного сельского поселения Цивильского района ЧР ФИО2 приняты от ООО «<данные изъяты>» работы по устройству детской площадки в <адрес> в сумме 1 282 833 рублей 88 копеек, в том числе 111 905 рублей 99 копеек за установку бортовых камней бетонных (единица измерения- 100 м) протяженностью 204 метра. За камни бортовые бетонные марка 300 объемом 4,08 м3 (единица измерения-м3) оплачено 54 474 рубля 20 копеек.
Оплата выполненных работ подрядчику произведена в полном объеме в общей сумме 1 282 833 рубля 88 копеек на основании платежных поручений № 9471 от 22 декабря 2017 года, № 56145 от 26 декабря 2017 года и № 69252 от 27 декабря 2017 года по целевой статье расходов Ч4204S6570.
21 июня 2018 года в ходе проверки должностным лицом Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики произведен внешний комиссионный осмотр объекта «Строительство детской площадки» на предмет соответствия фактически выполненных работ на объекте, работам, отраженным в техническом задании к муниципальному контракту от 20.11.2017 № 380-17/079 и акте о приемки выполненных работ от 14.12.2017 №1, в ходе которой установлено, что подрядчиком не завершены работы по установке бетонных бортовых камней (предусмотрено к установке 204 штук, фактически установлено 149 штук). На момент проверки не выполнены работы по установке 55 штук бетонных камней.
Установив данное обстоятельство, по результатам проведенной проверки должностным лицом Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики в отношении Администрации Опытного сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики составлен протокол от 10 июля 2018 года № 11 о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.14 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка №2 Цивильского района Чувашской Республики от 21 сентября 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 4 декабря 2018 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении администрации Опытного сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу, мировой судья пришел к выводу об отсутствии в действиях администрации Опытного сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, при этом исходил из того, что определить и соотнести денежные средства в общей сумме 33,5 тыс.рублей именно к бюджетным средствам, предусмотренным данным Соглашением, из материалов дела не представляется возможным.
Судья районного суда с выводами мирового судьи об отсутствии в действиях администрации Опытного сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, согласился, указал, что администрацией Опытного сельского поселения Цивильского района ЧР адресность предусмотренных бюджетом средств либо направление их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, не нарушались. Денежные средства были оплачены по целевой статье расходов Ч4204S6570, на оплату работ по муниципальному контракту № 380-17/079 от 20.11.2017. Кроме того, указал, что в материалах дела отсутствует техническая документация, определяющая объем, содержание работ ООО «<данные изъяты>» и другие предъявляемые к ним требования, а также смета, определяющая цену работ. При этом не согласился с выводами мирового судьи о невозможности отнести оплату за невыполненную работу по установке 55 бортовых камней к бюджетным средствам.
Вместе с тем, поскольку установка бортовых бетонных камней принималась и оплачивалась администрацией Опытного сельского поселения из расчета её протяженности- 204 метра и объема бортовых камней- 4,08 м3, судья районного суда пришел к выводу о том, что акт внешнего осмотра объекта «Устройство детской площадки в <адрес>» от 21 июня 2018 года, в ходе которого установлен факт не установки бортовых камней в количестве 55 штук, то есть в иных единицах измерения, не имеет по делу доказательной силы.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Из смысла части 2 статьи 30.17 Кодекса изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Доводы жалобы сводятся к утверждению о наличии в действиях администрации Опытного сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также направлены на переоценку доказательств по делу.
Несогласие административного органа с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене вступивших в законную силу постановления (решения) по делу об административном правонарушении и о возвращении дела на новое рассмотрение.
В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса таким случаем является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
По настоящему делу не установлено обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для отмены вступивших в законную силу судебных актов по делу об административном правонарушении в соответствии с положениями части 2 статьи 30.17 Кодекса и в жалобе не приведено.
Руководствуясь ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка №2 Цивильского района Чувашской Республики от 21 сентября 2018 года и решение судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 4 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении администрации Опытного сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Верховного Суда Чувашской Республики Г.О. Савелькина