Дело № 4-А-755/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
об удовлетворении жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении,
решения по результатам рассмотрения жалоб
9 января 2018 года г. Чебоксары
Председатель Верховного Суда Чувашской Республики Петров А.П., рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Красноармейского района Чувашской Республики от 28 августа 2017 года (здесь и далее дата изготовления мотивированного постановления) и решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 7 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении специалиста-эксперта отдела организационно-контрольной работы администрации Красноармейского района Чувашской Республики ФИО2,
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Красноармейского района Чувашской Республики от 28 августа 2017 года специалист-эксперт отдела организационно-контрольной работы администрации Красноармейского района Чувашской Республики ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Решением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 7 ноября 2017 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе ФИО2 просит отменить судебные акты, ссылаясь на их незаконность. В обоснование жалобы указывает, что не является субъектом административного правонарушения; сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего, не могут быть отнесены к сведениям о деятельности органа местного самоуправления. Ссылается на то, что в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении не указано время, место совершения и событие административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неразмещение в сети "Интернет" информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети «Интернет» установлена федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Согласно статье 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ) доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается, в том числе путем размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».
Согласно пункту 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон о противодействии коррупции) лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.1 обязаны предоставлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе, и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
К числу таких лиц в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 8 вышеуказанного Закона относятся граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судами установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки, проведенной прокуратурой Красноармейского района Чувашской Республики, выявлен факт нарушения специалистом-экспертом отдела организационно-контрольной работы администрации Красноармейского района Чувашской Республики ФИО2 исполнения Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ, выразившегося в том, что указанным лицом не была размещена на официальном сайте Администрации Красноармейского района Чувашской Республики в сети «Интернет» информация о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленная <данные изъяты>ФИО1 за отчетный период 2016 г., в срок до 7 июня 2017 года. ФИО2, является должностным лицом, ответственным за размещение информации о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемой муниципальными служащими администрации Красноармейского района Чувашской Республики.
По данному факту постановлением прокурора в отношении специалиста-эксперта отдела организационно-контрольной работы администрации Красноармейского района Чувашской Республики ФИО2 возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ.
Между тем, при вынесении оспариваемых решений, судами не учтено, что в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ от 9 февраля 2009 года, доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления.
Статьей 13 данного Федерального закона установлены требования к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, которая подлежит размещению в сети «Интернет».
Сведения, размещаемые государственными органами, органами местного самоуправления в сети Интернет, содержатся в Перечне регулярной обязательной информации для размещения федеральными органами исполнительной власти в российском сегменте сети Интернет. К необходимым для размещения сведениям относятся: официальное наименование федерального органа исполнительной власти и официальные реквизиты (адрес, телефоны справочной службы, адрес электронной почты); положение о федеральном органе исполнительной власти; организационная структура федерального органа исполнительной власти (руководство, структура центрального аппарата, территориальные органы, подведомственные учреждения и предприятия); нормативные акты, регламентирующие деятельность федерального органа исполнительной власти; нормативные правовые акты, затрагивающие права и обязанности граждан и организаций, принятые федеральными органами исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией; информация о положении дел в отрасли (сфере ведения); информация о федеральных целевых программах, в реализации которых участвует федеральный орган исполнительной власти, в том числе информация об исполнении положений программ; ежедневная информация пресс-службы (управлений по связям с общественностью) о деятельности федерального органа исполнительной власти; реквизиты общественных приемных федерального органа исполнительной власти (адрес, телефоны, порядок работы с гражданами и организациями).
В п. 1 ст. 1 Федерального закона № 8 от 09 февраля 2009 года дано законотворческое определение информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, под которой понимается информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации.
К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Толкование вышеприведенных норм свидетельствует о том, что сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, не могут быть отнесены к сведениям о деятельности органа местного самоуправления.
Поскольку ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ устанавливает ответственность за неразмещение в сети Интернет информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, т.е. за неисполнение этими органами обязанности, установленной ст. 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ, выводы о наличии в действиях ФИО2 состава вмененного административного правонарушения, является необоснованным.
Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон о противодействии коррупции) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.2 части 1 настоящей статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, публично-правовых компаний, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
Статья 12.1 Федерального закона о противодействии коррупции, устанавливающая ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих муниципальные должности, в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 03 апреля 2017 г. № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции», вступившего в действие с 15 апреля 2017 г., предусматривала обязанность для лиц, замещающих муниципальные должности, предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4).
Приведенной нормой указанного Закона не предписывалась обязательность опубликования сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов местного самоуправления.
Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 03 апреля 2017 г. № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции», вступившего в действие с 15 апреля 2017 г., посредством дополнения частью 4.3 статьи 12.1 Федерального закона о противодействии коррупции.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9 и 24.5 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу судебные акты выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 1 Красноармейского района Чувашской Республики от 28 августа 2017 года и решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 7 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ, вынесенные в отношении ФИО2, подлежат отмене, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л:
жалобу ФИО2 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Красноармейского района Чувашской Республики от 28 августа 2017 года и решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 7 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ, в отношении специалиста-эксперта отдела организационно-контрольной работы администрации Красноармейского района Чувашской Республики ФИО2, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Председатель Верховного Суда
Чувашской Республики А.П. Петров