ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-А-75/2016 от 15.04.2016 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

№ 4-а-75/2016

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Салехард 15 апреля 2016 года

Председатель суда Ямало-Ненецкого автономного округа Патлатюк В.А., рассмотрев жалобу представителя по доверенности ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО» С. на вступившие в законную силу решение судьи Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 августа 2015 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО»,

установил:

постановлением и.о. заместителя главного государственного инспектора ЯНАО по использованию и охране земель от 29 июня 2015 года юридическое лицо - ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии ЯНАО» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением судьи Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 августа 2015 года, с которым согласился судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа 23 октября 2015 года, постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе на вступившие в законную силу судебные решения, поданной в суд Ямало-Ненецкого автономного округа, представитель юридического лица С. просит об отмене постановленных судебных решений и прекращении производства по делу.

В обоснование своей позиции заявитель приводит доводы о том, что объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 46-ФЗ) выражается в самовольном занятии земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. Ссылаясь на судебные решения арбитражных судов, указывает, что в действующей редакции статьи исключена ответственность за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. В связи с чем, полагает, что состав административного правонарушения в действиях юридического лица отсутствует. Кроме того, полагает, что с переходом прав на объект недвижимости (бактериологическая лаборатория) юридическое лицо приобрело в силу закона право пользования чужим земельным участком занятым недвижимостью.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, поступившие в суд Ямало-Ненецкого автономного округа 31 марта 2016 года, доводы жалобы и возражения на нее, прихожу к следующему.

Статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Основанием для привлечения юридического лица ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе» к административной ответственности явился установленный в ходе проверки соблюдения земельного законодательства факт использования земельного участка, расположенного по адресу: ЯНАО, г. Муравленко, ул. Ленина 1, строение 8, для размещения здания бактериологической лаборатории, в отсутствии прав на указанный земельный участок.

Из материалов дела усматривается, распоряжением от 29 апреля 2010 года № 105-р Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе (ТУ Росимущества в Ямало-Ненецком автономном округе) были внесены изменения в распоряжение от 6 ноября 2008 года № 589-р, согласно которым в перечень объектов, передаваемых на праве оперативного управления Федеральному государственному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе», был включен объект недвижимости (имущество федеральной собственности) - бактериологическая лаборатория, расположенная по адресу: <адрес> (л.д. 145-147).

Сведений, что данное распоряжение, как правоустанавливающий документ, было оспорено либо является недействующим, не имеется.

Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права от 10 декабря 2010 года за ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» зарегистрирован вид права: оперативное управление на указанный выше объект недвижимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 216 Гражданского кодекса РФ вещным правом наряду с правом собственности, в частности, является право оперативного управления имуществом (статья 296).

Пунктом 1 статьи 271 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.

При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке к другому лицу, оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком. Переход права собственности на земельный участок не является основанием прекращения или изменения принадлежащего собственнику недвижимости права пользования этим участком (пункт 2 статьи 271 ГК РФ).

Пунктом 5 части 1 статьи 1, а также части 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Указанные выше нормы регулируют правовой режим прав на земельный участок при переходе права собственности (оперативного управления) на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке.

Из материалов дела не следует, что объект недвижимости, закрепленный за учреждением на праве оперативного управления, был признан в установленном порядке самовольным строением (статья 222 ГК РФ).

Исходя из положений статьи 128, пункта 1 статьи 130, статьи 131 ГК РФ, пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений данным в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", земельные участки являются объектом недвижимости в силу своих природных свойств. Необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение закон устанавливается в целях обеспечения стабильности гражданского оборота.

Следовательно, безусловных оснований считать, что учреждение самовольно заняло земельный участок и использует его без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав, не имеется.

При таких данных в деянии ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 46-ФЗ).

Указанные обстоятельства, судьей Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа при рассмотрении жалобы учреждения учтены не были, при том, что судья, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).

При таких обстоятельствах, постановление и.о. заместителя главного государственного инспектора ЯНАО по использованию и охране земель от 29 июня 2015 года, решение судьи Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 августа 2015 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 октября 2015 года, вынесенные в отношении ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса - в связи с отсутствием в действиях ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО» состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 30.13, пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

Жалобу представителя по доверенности ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО» С. - удовлетворить.

Постановление и.о. заместителя главного государственного инспектора ЯНАО по использованию и охране земель от 29 июня 2015 года, решение судьи Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 августа 2015 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО» отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель суда (подпись) В.А.Патлатюк

Копия верна:

Председатель суда В.А.Патлатюк

Секретарь суда: