Суд Ямало-Ненецкого автономного округа Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Надзорное производство № 4-а-85/11
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
05 мая 2011 года город Салехард
Заместитель председателя суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кисилевская Т.В., рассмотрев в порядке надзора жалобу ФИО4 на постановление мирового судьи судебного участка № 2 г. Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 ноября 2010 года и решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 января 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.6.1 Кодекса РФ об АП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 2 г. Лабытнанги от 09 ноября 2010 года должностное лицо - начальник ОГПН по МО города Лабытнанги УГПН ГУ МЧС России по ЯНАО - ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.6.1 Кодекса РФ об АП РФ и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
Решением Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 января 2011 года постановление мирового судьи судебного участка № 2 г. Лабытнанги от 09 ноября 2010 года отменено, и производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО4 прекращено на основании ч. 2 ст. 24.5 Кодекса РФ об АП РФ.
ФИО4, не согласившись с указанными судебными решениями, обратился в суд Ямало-Ненецкого автономного округа жалобой в порядке надзора, в которой просит их отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.6.1 Кодекса РФ об АП РФ.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, нахожу указанные судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 2.1 Кодекса РФ об АП, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 19.6.1 Кодекса РФ об АП РФ административным правонарушением признаётся несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
Как следует из материалов дела, 26 октября 2010 года прокурором города Лабытнанги по результатам проверки соблюдения требований закона при проведении органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.6.1 Кодекса РФ об АП в отношении должностного лица - начальника ОГПН по МО г. Лабытнанги УГПН ГУ МЧС РФ по ЯНАО - главного государственного инспектора - ФИО4
В постановлении указано, что при организации проведения плановой, выездной проверки главным государственным инспектором г. Лабытнанги по пожарному надзору ФИО4, в нарушение требований статьи 20 Закона № 294-ФЗ, предусматривающей срок проведения проверки в отношении индивидуальных предпринимателей не более 15 часов, и согласованного ежегодного плана проведения проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на 2010 год, 20 сентября 2010 года издано распоряжение № 130 о проведении плановой, выездной проверки ИП ФИО1 в период с 28 сентября по 06 октября 2010 года, срок проведения проверки - 50 рабочих часов. На основании данного распоряжения государственным инспектором ОГПН по МО г. Лабытнанги УГПН ГУ МЧС РФ по ЯНАО ФИО2 была проведена плановая, выездная проверка, по результатам которой ИП ФИО1 выдано предписание об устранении нарушений правил пожарной безопасности № 130/1/1.
Таким образом, по мнению прокурора должностными лицами ОГПН по МО г.Лабытнанги были нарушены сроки и время проведения проверок субъектов малого предпринимательства, установленного действующим законодательством и ежегодным планом проведения проверок.
Разрешая данное дело об административном правонарушении, мировой судья судебного участка № 2 г. Лабытнанги в постановлении от 09 ноября 2010 года указал, что должностным лицом ФИО4 нарушена дата проведения проверки и соответственно ежегодный план проведения плановых проверок, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.6.1 Кодекса РФ об АП РФ.
Решением Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 января 2011 года постановление мирового судьи судебного участка № 2 г. Лабытнанги от 09 ноября 2010 года отменено, и производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО4 прекращено на основании ч. 2 ст. 24.5 Кодекса РФ об АП РФ, ввиду привлечения к административной ответственности ненадлежащего лица. При этом в решении указано, что мировым судьей дана правильная квалификация действиям должностного лица ФИО4, с учетом доказательств имеющихся в деле.
С указанными выводами согласиться нельзя.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (ч. 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Частью 4 статьи 9 Закона N 294-ФЗ установлено, что в ежегодных планах проведения плановых проверок указываются следующие сведения: дата и сроки проведения каждой плановой проверки.
В силу части 5 статьи 9 Закона N 294-ФЗ утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети Интернет либо иным доступным способом.
В соответствии с ч. 11 ст. 9 Закона № 294-ФЗ плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 53 плана проведения плановых проверок на 2010 год в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за соблюдением ими на объектах надзора, расположенных на территории обслуживания отдела ГПН по муниципальному образованию город Лабытнанги требований пожарной безопасности в отношении ИП ФИО1 запланировано проведение документарной и выездной проверки на 10 сентября, 15 рабочих часов, с целью обеспечения пожарной безопасности, на основании п. 2 ч. 8 ст. 9 Закона № 294-ФЗ (дата окончания последней плановой проверки 12 октября 2005 года) (л.д. 26).
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (ч. 11 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).
20 сентября 2010 года начальником ОГПН по МО г. Лабытнанги УГПН ГУ МЧС РФ по ЯНАО ФИО4 - главным государственным инспектором г. Лабытнанги по пожарному надзору издано распоряжение (приказ) № 130 о проведении плановой, выездной проверки индивидуального предпринимателя ФИО1, осуществляющего свою деятельность на территории, в здании и помещениях магазина расположенного по адресу: в период с 28 сентября 2010 года по 06 октября 2010 года, срок проведения проверки - 50 рабочих часов (л.д. 8,9).
Проверка проводилась с целью обеспечения пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в соответствии с планом плановых проверок на 2010 год, вывешенном на официальном Интернет-сайте ГУ МЧС России по ЯНАО и прокуратуры ЯНАО (л.д. 8).
С копией распоряжения (приказа) о проведении проверки ФИО1 ознакомлена 22 сентября 2010 года в 17 часов 00 минут (л.д. 9,10).
Согласно акту проверки, органом государственного пожарного надзора юридического лица, индивидуального предпринимателя № 130 от 29 сентября 2010 года, на основании распоряжения № 130 от 20 сентября 2010 года государственными инспекторами по пожарному надзору ОГПН по МО г. Лабытнанги УГПН ГУ МЧС России по ЯНАО ФИО2 и ФИО3 была проведена проверка в отношении ИП ФИО1 в период с 28 сентября 2010 года 17 часов 00 минут по 29 сентября 2010 года 17 часов 00 минут (8 рабочих часов), в ходе проведения которой, выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности (л.д. 10-12).
По результатам проверки ИП ФИО1 выдано предписание об устранении нарушений правил пожарнойбезопасности № 130-1-1 от 29 сентября 2010 года (л.д. 6,7). С актом проверки ознакомлена, копию акта со всеми приложениями, в том числе вышеуказанным представлением ФИО1 получила 29 сентября 2010 года, о чем свидетельствует ее подпись (л.д. 12).
Таким образом, порядок проведения органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверки индивидуального предпринимателя не нарушен.
В приведенном выше плане проведения плановых проверок на 2010 год указаны дата и сроки проведения проверки ИП ФИО1 - 10 сентября 2010 года, 15 рабочих часов, в то время как в изданном распоряжении (приказе) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки индивидуального предпринимателя № 130 от 20 сентября 2010 года начальником ОГПН по МО г. Лабытнанги УГПН ГУ МЧС РФ по ЯНАО ФИО4 указана дата проведения проверки с 28 сентября 2010 года по 06 октября 2010 года и срок ее проведения 50 рабочих часов.
Фактически же, как следует из акта проверки органом государственного пожарного надзора юридического лица, индивидуального предпринимателя № 130 от 29 сентября 2010 года срок проведения проверки ИП ФИО1 составил 8 рабочих часов (л.д. 10).
Согласно пункту 10 части 1 статьи 18 Закона № 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны соблюдать сроки проведения проверки, установленные настоящим Федеральным законом.
Статьей 13 Закона № 294-ФЗ установлены сроки проведения проверки.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона (документарной и выездной), не может превышать двадцать рабочих дней.
В части 1 указанной статьи, регламентирующей срок проведения проверки, закреплено общее правило, согласно которому срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год (ч. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
Таким образом, частью 2 указанной статьи установлены иные предельные сроки проведения проверки в отношении субъектов малого предпринимательства, но только для случаев проведения плановой выездной проверки. Общий срок проведения плановой выездной проверки как указывалось выше, не может превышать в год: для малого предприятия - 50 часов; для микропредприятия - 15 часов.
Других сроков проведения проверки, за исключением случаев продления срока проведения выездной плановой проверки, предусмотренных ч. 3 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, данный закон не содержит.
В силу статьи 20 Закона № 294-ФЗ, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных именно ч. 2 ст. 13 настоящего Федерального закона (в части нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства).
Статьей 19.6.1 Кодекса РФ об АП РФ установлено, что административным правонарушением признаётся несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в нарушении сроков проведения проверки.
Поскольку срок проведения проверки ИП ФИО1 составил 8 рабочих часов, что не превышает срок проведения проверки, установленный ч. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ, действия должностного лица ОГПН по МО г. Лабытнанги ФИО4 не могут быть квалифицированы по указанной норме закона, так как не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.6.1 Кодекса РФ об АП, поскольку в его действиях отсутствует нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в нарушении сроков проведения проверки.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 2 г. Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 ноября 2010 года и решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 января 2011 года, вынесенные в отношении ФИО4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.6.1 Кодекса РФ об АП, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об АП - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса РФ об АП,
П О С Т А Н О В И Л:
Жалобу ФИО4 удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 г. Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 ноября 2010 года и решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 января 2011 года, вынесенные в отношении ФИО4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.6.1 Кодекса РФ об АП, отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об АП - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заместитель председателя суда
Ямало-Ненецкого автономного округа Т.В. Кисилевская