Дело № 5-58/2019
УИД № 42RS0008-01-2019-000440-69
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Кемерово 15 апреля 2019 года
Судья Кемеровского районного суда Кемеровской области Колосовская Н.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ООО «Ровер», юридический адрес: 659700, г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина, 29, ИНН:0411003512,
УСТАНОВИЛ:
В отношении юридического лица ООО «Ровер» 19.02.2019г. государственным инспектором Кемеровского территориального отдела горного надзора за добычей открытым способом Варламовым Н.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении указано, что при проведении административного расследования на основании определения от 30.01.2019 №30-06-008 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, с целью установления фактов нарушения требований промышленной безопасности, допускаемых в ООО «Ровер», эксплуатирующее опасные производственные объекты: - Кемеровская область, Кемеровский район, ООО «Ровер» (разрез угольный № 1 Глушинский»); - Кемеровская область, Кемеровский район, ООО «Ровер» (разрез угольный № 2 Щеголовский»); - Кемеровская область, Кемеровский район, горный отвод участка ОГР Волковский», (разрез угольный «Волковский»); - Кемеровская область, Кемеровский район, земельный отвод ОГР Глушинский» (участок отвала пород «Северный» № 1); - Кемеровская область, Кемеровский район, земельный отвод участка ОГР Глушинский» (участок отвала пород «Восточный» № 2, 3 участок «Глушинский»); - Кемеровская область, Кемеровский район, земельный отвод участка ОГР «Волковский» (участок отвала пород «Южный»); - Кемеровская область, Кемеровский район, земельный отвод участка ОГР Глушинский» (прибортовой внешний отвал Глушинского участка); - Кемеровская область, Кемеровский район, земельный отвод участка ОГР «Волковский» прибортовой внешний отвал Волковского участка); - Кемеровская область, Кемеровский район, земельный отвод участка ОГР «Волковский» внешний отвал Волковского участка).
При проведении в ООО «Ровер» административного расследования в связи с поступлением в Сибирское управление Ростехнадзора обращения от рабочего разреза ООО «Ровер», в котором сообщается о задержании заработной платы, отсутствии ответственных за безопасность, об отсутствии руководства, были рассмотрены представленные по запросу от 30.01.2019 № 30-06-008 12:30 документы. Выясняя содержащиеся в обращении вопросы, в рамках полномочий, были рассмотрены документы, в соответствии с которыми должен быть укомплектован штат работников ООО «Ровер», эксплуатирующее опасный производственный объект, на котором ведутся открытые горные работы. В частности, рассматривались: технический проект отработки Глушинского каменноугольного месторождения в границах участка разреза Глушинский ООО «Ровер» Дополнение №1, в котором определена численность промышленно-производственного персонала участка на 2019 год; штатное расписание сотрудников организации, утвержденное работодателем. Численность производственного персонала определяется и обосновывается при проектировании опасных производственных объектов, в соответствии с Постановлением Правительства от 16 февраля 2008 года N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». В имеющихся в ООО «Ровер» проектах отсутствуют сведения о составе руководства организации, аппарата управления и главных специалистов. Данный состав определен установленным штатным расписанием, утвержденным руководителем организации.
В ходе административного расследования, при рассмотрении представленной документации, выявлены нарушения требований промышленной безопасности. Данные нарушения допущены организацией ООО «Ровер», заключаются в отсутствии укомплектованности установленного штата работников ООО «Ровер», а именно отсутствуют сотрудники по следующим должностям: директор разреза – 1, заместитель главного инженера по открытым горным и буро-взрывным работам (ОГР и БВР) -1; - главный технолог – 1; - главный энергетик -1; -начальник горного участка-1; - заместитель начальника горного участка -1; -горный мастер – 1; - машинист экскаватора R1200 -7; машинист экскаватора R800-4; - машинист экскаватора R450 -3; машиниста экскаватора RН200 – 3; - машинист бульдозера Т500-17; машинист экскаватора ЭКГ 10 - 2; -помощник машиниста экскаватора ЭКГ 10 - 4; - горнорабочий -5.
Нарушена часть 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Представитель юридического лица ООО «Ровер» Шумейко М.Л., действующий на основании доверенности, вину юридического лица и выявленные нарушения оспаривал, пояснил, что изложенный в протоколе вывод о неукомплектованности аппарата управления и главных специалистов ООО «Ровер»основан на данных штатного расписания разреза ООО «Ровер». Считает, что вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.9.1 КоАП РФ, является необоснованным. Деятельность ООО «Ровер» в части укомплектованности штата работников, противоправным действием не является. Какой-либо ущерб каким-либо лицам данными действиями ООО «Ровер» причинен не был. ООО «Ровер» в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ, осуществляет предпринимательскую деятельность - самостоятельно, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Уменьшение числа работников обусловлено объективными факторами в экономике, в угольной отрасли в целом, и тяжелым финансовым положением предприятия в частности, что повлекло снижение объемов добычи, переработки и реализации каменного угля, и как следствие - уменьшение числа работников. Прекращение трудовых отношений осуществлялось в соответствии со ст. 80 Трудового кодекса РФ (расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию)). При этом, в целях организации производственного процесса и обеспечения безопасности работников, деятельность по добыче угля осуществляется только укомплектованными сменами. Недоукомплектованными сменами осуществляется только обслуживание и ремонтные работы. Следовательно, в действиях ООО «Ровер», в части не обеспечения укомплектованности штата работников разреза ООО «Ровер» вина отсутствует. А принимая во внимание, что снижение числа работников не повлекло причинение кому-либо какого-либо ущерба, полагает, что в действиях ООО «Ровер» отсутствует состав административного правонарушения, что в соответствии со ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для прекращения производства по делу. В случае, если при рассмотрении данного дела в действиях ООО «Ровер» будет установлено наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1. КоАП РФ, просит учесть малозначительность нарушений, поскольку считает, что описанные в протоколе обстоятельства какого-либо вреда, или существенной угрозы охраняемым общественным отношениям не несут. Также при вынесении решения просит учесть, что ООО «Ровер» находится в сложном финансовом положении. В настоящее время в отношении ООО «Ровер» определением Арбитражного суда Республики Алтай от 06.03.2018 г. по делу № А02-401/2016, введена и действует процедура банкротства - внешнее управление.
К настоящему времени, по указанным в Протоколе № 30-06-009 должностям аппарата управления и главных специалистов ООО «Ровер» закрыты вакансии:
- директор разреза
- главный технолог
- главный энергетик
- начальник участка
Ведется работа по подбору кадрового состава и укомплектованию штата в соответствии с количеством, установленным техническим проектом отработки Глушинского каменноугольного месторождения в границах участка разреза Глушинский ООО «Ровер».
Таким образом, ООО «Ровер» предпринимаются все зависящие от предприятия меры, направленные на устранение обстоятельств, изложенных в Протоколе № 30-06-009.
Учитывая текущее положение ООО «Ровер» и характер правонарушения, считаем, что административное наказание в виде административного приостановления деятельности будет противоречить задачам и принципам законодательства об административных правонарушениях, а его применение будет чрезмерной мерой ответственности при данных обстоятельствах, которая усугубит и без того плохое финансовое состояние ООО «Ровер», и существенно усложнит задачу выхода предприятия из процедуры банкротства.
Учитывая тяжелейшее финансовое положение, сложившееся на предприятии, отсутствие вреда и каких-либо иных отрицательных последствий в результате действий (бездействий) ООО «Ровер», просит рассмотреть вопрос снижения размера административного штрафа до 100 000 рублей.
Представитель юридического лица Ярощук С.А., действующий на основании доверенности, поддержал доводы, изложенные представителем Шумейко М.Л.
Представитель Сибирского управления Ростехнадзора Варламов Н.С., действующий на основании доверенности, пояснил, что в период проведения проверки каких-либо документов, подтверждающих укомплектованность установленного штата работников ООО «Ровер», представлено не было. Более того, представленные в настоящем судебном заседании документы о занятии вакансий работниками по совместительству не свидетельствуют об отсутствии нарушений, поскольку совместительство приведет не выполнение в полной мере необходимых обязанностей как по основному месту работы, так и по совмещаемой должности. Привлечение к взрывным работам подрядчика, также не может подменить собой отсутствие заместителя лавного инженера по открытым горным и буро-взрывным работам, а также главного технолога и начальника горного участка. В настоящее время меры предпринятые юридическим лицом для укомплектования установленного штата выполнены частично, т.е. обязанность по обеспечению укомплектованности штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями не выполнена.
Выслушав представителей юридического лица, представителя Сибирского управления Ростехнадзора, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Такие требования предусмотрены в том числе, ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 11 Федерального закона о промышленной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями.
Из свидетельства о регистрации Ф63-02046 усматривается, что в государственном реестре опасных производственных объектов значатся зарегистрированными опасные производственные объекты, эксплуатируемые ООО «Ровер»: - Разрез угольный № 1 Глушинский»; - Разрез угольный № 2 Щегловский; - Шахта Угольная, - Участок транспортный, - Участок обогащения угля, - Участок отвала пород «Северный» №1, - Участок отвала пород «Восточный» №2,3 участок «Глушинский»; - разрез угольный «Волковский»; - участок отвала пород «Южный»; - прибортовой внешний отвал Глушинского участка; - Прибортовой внешний отвал Волковского участка; - внешний отвал Волковского участка.
30.01.2019 государственным инспектором Кемеровского территориального отдела горного надзора за добычей открытым способом Варламовым Н.С. в отношении ООО «Ровер» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1. КоАП РФ, и проведении административного расследования.
Из протокола об административном правонарушении следует, что ООО «Ровер» допущены нарушения требований промышленной безопасности, которые заключаются в отсутствии укомплектованности установленного штата работников ООО «Ровер», а именно отсутствуют сотрудники по следующим должностям: директор разреза – 1, заместитель главного инженера по открытым горным и буро-взрывным работам (ОГР и БВР) -1; - главный технолог – 1; - главный энергетик -1; -начальник горного участка-1; - заместитель начальника горного участка -1; -горный мастер – 1; - машинист экскаватора R1200 -7; машинист экскаватора R800-4; - машинист экскаватора R450 -3; машиниста экскаватора RН200 – 3; - машинист бульдозера Т500-17; машинист экскаватора ЭКГ 10 - 2; -помощник машиниста экскаватора ЭКГ 10 - 4; - горнорабочий -5.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу, что вина юридического лица ООО «Ровер» в нарушении требований промышленной безопасности подтверждается протоколом об административном правонарушении от 19.02.2019 г. № 30-06-009, свидетельством о регистрации А63-02046, лицензией №ВП-63-001260 (ЖН) от 03.04.2009г., техническим проектом отработки Глушинского каменноугольного месторождения в границах участка Разрез Глушинский ООО «Ровер», штатным расписанием ООО «Ровер» № 3-ШР от 24.07.2018, сведениями о специалистах разреза ООО «Ровер».
Суд полагает, что вина выразилась в том, что обществом не приняты все зависящие от него меры для предупреждения правонарушения, не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции; контроль за соблюдением требований законодательства не был обеспечен.
С учетом изложенного, действия юридического лица ООО «Ровер» необходимо квалифицировать по ч. 1 ст. 9.1 КРФ об АП, как нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Представитель ООО «Ровер» пояснил, что к настоящему времени по указанным в Протоколе № 30-06-009 должностям аппарата управления и главных специалистов ООО «Ровер» закрыты вакансии: - директор разреза, - главный технолог, - главный энергетик по внешнему совместительству, - начальник участка. Также ведется работа по подбору кадрового состава и укомплектованию штата в соответствии с количеством, установленным техническим проектом отработки Глушинского каменноугольного месторождения в границах участка разреза Глушинский ООО «Ровер».
В подтверждение представлены:
- приказ о приеме работника на работу №99-к от 12.04.2019г., согласно которому ФИО1 принята по внешнему совместительству на работу главным энергетиком,
- приказ о приеме работника на работу №100-к от 12.04.2019г., согласно которому директором разреза принят ФИО2,
- приказ о приеме работника на работу №71-к от 19.03.2019г., из которого видно, что 19.03.2019г. принят на работу ФИО3 главным технологом;
- приказ о совмещении должностей от 01.03.2019г. №12 п/а, из которого следует, что исполнение обязанностей главного энергетика разреза ООО «Ровер» поручено главному механику ФИО4,
- приказ о переводе работника на другую №73-К от 19.03.2019г., согласно которому с 19.03.2019г. горный мастер разреза ФИО5 переведен на горный участок начальником участка (разреза).
Оценивая представленные приказы, суд находит, что после проведения проверки юридическим лицом принимаются меры по устранению выявленных нарушений, однако в полной объеме на момент рассмотрения дела выявленные нарушения не устранены, укомплектованность вакансий произведена частично.
Факт устранения выявленных нарушений до вынесения постановления свидетельствует о том, что у юридического лица имелась возможность их выявления и устранения, однако, таких мер им своевременно предпринято не было.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, должен быть решен вопрос о социальной опасности деяния.
Состав рассматриваемого правонарушения является формальным, в связи с чем, угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных последствий, а в пренебрежительном отношении ОО «Ровер» к исполнению возложенных на него публичных обязанностей. Совершенное юридическим лицом правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, в связи с чем, оснований для признания правонарушения малозначительным, отсутствуют.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает возможным назначить наказание юридическому лицу в виде административного штрафа.
Согласно ч.1, ч. 3. ст. 4.1. КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу ч. 3.2., 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения и отсутствие негативных последствий, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, в отношении которого введена процедура внешнего управления, суд считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб., предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и в силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ снизить штраф ниже низшего предела, т.е. до 100 000 руб..
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо ООО «Ровер», зарегистрированное по ул. Чорос-Гуркина, 29, г. Горно-Алтайск Республика Алтай, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 07.10.2002 года, идентификационный номер налогоплательщика 0411003512, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: