ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 420008-01-2019-000538-66 от 09.04.2019 Кемеровского районного суда (Кемеровская область)

Дело № 5-73/2019

УИД № 42RS0008-01-2019-000538-66

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кемерово 9 апреля 2019 года

Судья Кемеровского районного суда Кемеровской области (ул. Кузбасская, 28 "а" г. Кемерово, 650000) Тупица А.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КРФоАП в отношении ООО "ЕвроДом"

У С Т А Н О В И Л:

ООО "ЕвроДом" зарегистрированное по ул. Авроры, 14 г. Кемерово Кемеровской области, осуществляющее эксплуатацию опасного производственного объекта – системы теплоснабжения посредством газового оборудования жилого района "Европейские провинции", расположенного в д. Сухово Кемеровского района, на 10.00 часов 25.02.2019 допустило нарушения требований промышленной безопасности опасных производственных объектов при следующих обстоятельствах.

1. Опасный производственный объект - система теплоснабжения жилого района "Европейские провинции" д. Сухово Кемеровского района, расположенная по адресам:

- Кемеровский район, д. Сухово, жилой район "Европейские провинции", ул. Альпийская, д. 2, д. 4, д. 6;

- Кемеровский район, д. Сухово, жилой район "Европейские провинции", ул. Лазурная, д. 2, д. 4, д. 6, д. 8;

- Кемеровский район, д. Сухово, жилой район "Европейские провинции", ул. Баварская, д. 1, д. 2, д. 5, не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов (нарушен п. 2 ст. 2 Закона РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов").

2. Отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, расположенных по следующим адресам:

- Кемеровский район, д. Сухово, жилой район "Европейские провинции", ул. Альпийская, д. 2, д. 4, д. 6;

- Кемеровский район, д. Сухово, жилой район "Европейские провинции", ул. Лазурная, д. 2, д. 4, д. 6, д. 8;

- Кемеровский район, д. Сухово, жилой район "Европейские провинции", ул. Баварская, д. 1, д. 2, д. 5 (нарушен п. 1 ст. 9 Закона РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п. 12 ч. 1 ст. 12 Закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

3. Не обеспечена готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а именно: не заключен с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договор на обслуживание опасного производственного объекта; не разработан и не утвержден в установленном порядке план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте (нарушена ст. 10 Закона РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п. 2, 3, 8 и 9 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах).

4. Не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сети газопотребления, обеспечивающих содержание сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно:

- при эксплуатации технологических устройств (газорегуляторных пунктов шкафных) эксплуатирующей организацией не обеспечено и не проводится в соответствии с инструкциями изготовителей техническое обслуживание, текущий ремонт и наладка технологических устройств (отсутствие записей в эксплуатационных журналах по учету проведенного планово-предупредительного ремонта и осмотра газового оборудования);

- допускается эксплуатация технологических устройств (газорегуляторных пунктов шкафных) без контрольно-измерительных приборов (манометров), предусмотренных проектом (ул. Альпийская, д. 2, д. 4, д. 6; ул. Лазурная, д. 2, д. 4, д. 6, д. 8; ул. Баварская, д. 1, д. 5), и с не прошедшими метрологическую поверку контрольно-измерительными приборами (ул. Баварская, д. 2) (нарушен: п. 1 ст. 9 Закона РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п. 9 Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления; п. 71, 72, 77 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления").

Для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, между собственниками помещений многоквартирных домов и ООО "ЕвроДом" заключены договора управления многоквартирными домами, в состав имущество которых входят автоматические блочно-модульные водогрейные газовые котельные, расположенные в жилом районе "Европейские провинции", д. Сухово, Кемеровского района, а именно:

- имущественная принадлежность ООО "ЕвроДом" по договору управления многоквартирным домом от 28.08.2017 ул. Баварская, д. 1;

- имущественная принадлежность ООО "ЕвроДом" по договору управления многоквартирным домом от 13.04.2018 ул. Баварская, д. 2;

- имущественная принадлежность ООО "ЕвроДом" по договорам управления многоквартирными домами от 09.06.2016 ул. Баварская, д. 5;

- имущественная принадлежность ООО "ЕвроДом" по договору управления многоквартирным домом от 21.08.2016 ул. Альпийская, д. 2;

- имущественная принадлежность ООО "ЕвроДом" по договору управления многоквартирным домом от 10.08.2016 ул. Альпийская, д. 4;

- имущественная принадлежность ООО "ЕвроДом" по договорам управления многоквартирными домами от 29.08.2016 ул. Альпийская, д. 6;

- имущественная принадлежность ООО "ЕвроДом" по договорам управления многоквартирными домами от 11.07.2016 ул. Лазурная, д. 2;

- имущественная принадлежность ООО "ЕвроДом" по договору управления многоквартирным домом от 14.06.2016 ул. Лазурная, д. 4;

- имущественная принадлежность ООО "ЕвроДом" по договорам управления многоквартирными домами от 15.03.2018 ул. Лазурная, д. 6;

- имущественная принадлежность ООО "ЕвроДом" по договору управления многоквартирным домом от 09.06.2016 ул. Лазурная, д. 8.

В судебном заседании представитель ООО "ЕвроДом" Беликова А.Г., действующая на основании доверенности 09.01.2019 (срок 31.12.2019) вину ООО "ЕвроДом" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КРФоАП, не признала полностью по тем основаниям, что ООО "ЕвроДом" не является теплоснабжающей организацией в отношении жилого района "Европейские провинции", а услуга по теплоснабжению оказывается посредством котельной.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ существенными условиями договора управления многоквартирным домом является состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома. Если в отношении многоквартирного дома не определен состав общего имущества его собственников, соответственно, отсутствует и сам объект управления.

В свою очередь, управляющая компания не вправе самостоятельно принимать решение об определении порядка пользования общим имуществом дома самостоятельно, так как это право предоставлено только собственникам помещения в многоквартирном доме.

Отсутствие согласия собственников о признании данного объекта общим имуществом влечет отказ в предоставлении права управляющей организацией распоряжаться общим имуществом, а также создает правовую неопределенность для управляющей организации в отсутствии полномочий в представлении в регистрирующий орган документов об опасном производственном объекте.

ООО "ЕвроДом" принимает все возможные меры по решению сложившейся ситуации.

Так по инициативе ООО "ЕвроДом" в период с августа по ноябрь 2018 года были проведены общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах, проводимые путем очно-заочного голосования.

Однако решение по вопросам о признании встроенно-пристроенную АБМК с установленным оборудованием согласно паспорту котельной общим имуществом собственниками не было принято.

Так как со стороны собственников жилого дома по состоянию на 06.02.2019 отсутствует согласие о признании спорного объекта общим имуществом, соответственно, у управляющей организации на данный момент отсутствуют полномочия в представлении в регистрирующий орган документов об опасном производственном объекте.

В силу положений ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно ст. 2.9 КРФ об АП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств дела.

С учетом характера совершенного ООО "ЕвроДом" при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами правонарушения и роли правонарушителя, не представляющих существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, учитывая отсутствие доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий ООО "ЕвроДом" просит признать данное правонарушение малозначительным.

Главный государственный инспектор отдела по надзору за объектами трубопроводного транспорта, газопотребления и газораспределения Косникова С.А., действующая на основании доверенности от 01.12.2018 № 2542 (удостоверение ТО-18 № 0317), подтвердила наличие нарушений требований промышленной безопасности на момент проверки 25.02.2019.

Вина юридического лица в нарушении требований промышленной безопасности подтверждается протоколом об административном правонарушении от 26.02.2019 № 24-04-02.

Согласно п. 2 ст. 2, ст. 10, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 (ред. от 28.02.2018) "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов".) (п. 2 ст. 2).

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников (ст. 10).

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 9).

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Согласно п. 2, 3, 8, 9 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 N 730)

Планы мероприятий разрабатываются в целях обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах (п. 2).

Планы мероприятий разрабатываются для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 статьи 10 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (п. 3).

Планы мероприятий утверждаются руководителями (заместителями руководителей) организаций, эксплуатирующих объекты, либо руководителями обособленных подразделений юридических лиц (в случаях, предусмотренных положениями о таких обособленных подразделениях) (п. 8).

Планы мероприятий согласовываются руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание объектов (п. 9).

Согласно п. 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 N 542) организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в области промышленной безопасности, должны выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления.

Согласно приложению № 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов: а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже; горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Таким образом, судьей установлено, что ООО "ЕвроДом" осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта – системы теплоснабжения посредством газового оборудования жилого района "Европейские провинции", допустило нарушение требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

С учётом изложенного, действия ООО "ЕвроДом" необходимо квалифицировать по ч. 1 ст. 9.1 КРФоАП как нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.

При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, и считает, что в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей наказание должно быть назначено только в виде административного приостановления производства работ.

Учитывая характер допущенных нарушений, объем необходимых работ для устранения нарушений, судья считает необходимым назначить срок административного приостановления деятельности в девяносто суток.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.12 КРФоАП срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

В соответствии с п. 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" определяя срок административного приостановления деятельности, необходимо иметь в виду, что он не может превышать девяноста суток, включая срок временного запрета деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, если такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении применялась (ч. 2 ст. 3.12, ч. 5 ст. 29.6 КРФоАП). В случае применения названной меры судье следует отразить это обстоятельство в постановлении по делу, включая время фактического прекращения деятельности, указанное в протоколе о временном запрете деятельности (ч. 3 ст. 27.16 КРФоАП). Время начала и окончания срока административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица не должно определяться в постановлении, так как это не предусмотрено КРФоАП.

В соответствии с ч.3 ст. 32.12 КРФоАП административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены.

В соответствии со ст. 2.9 КРФоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КРФоАП учитываются при назначении административного наказания.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КРФоАП, являются общественные отношения, складывающиеся при соблюдении требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Промышленная безопасность опасных производственных объектов подразумевает состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В связи с этим судья не усматривает в действиях юридического лица признаков малозначительности, поскольку эксплуатация опасного производственного объекта в нарушение требований промышленной безопасности представляет собой непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КРФоАП судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ООО "ЕвроДом", зарегистрированное по ул. Авроры, 14 г. Кемерово Кемеровской области, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 25.07.2012, идентификационный номер налогоплательщика 4223057760, осуществляющее эксплуатацию опасного производственного объекта – системы теплоснабжения жилого района "Европейские провинции", расположенного в д. Сухово Кемеровского района, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КРФоАП и назначить административное наказание в виде административного приостановления эксплуатации опасного производственного объекта – системы теплоснабжения посредством газового оборудования в отношении жилых домов, расположенных по адресам:

- Кемеровский район, д. Сухово, жилой район "Европейские провинции", ул. Альпийская, д. 2, д. 4, д. 6;

- Кемеровский район, д. Сухово, жилой район "Европейские провинции", ул. Лазурная, д. 2, д. 4, д. 6, д. 8;

- Кемеровский район, д. Сухово, жилой район "Европейские провинции", ул. Баварская, д. 1, д. 2, д. 5

на срок девяносто суток.

Срок административного приостановления деятельности исчислять с 15.30 часов 09.04.2019.

Постановление подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья