ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44-А-1505/2016 от 21.12.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

44-а-1505/2016

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Пермь 21 декабря 2016 года

Заместитель председателя Пермского краевого суда Гилева М.Б., рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Домком» (далее – ООО УК «Домком), поданную представителем ФИО1 на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора г.Перми по пожарному надзору Б. от 28.06.2016, решение судьи Мотовилихинского районного суда г.Перми от 29.08.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 3, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ООО УК «Домком»,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Перми по пожарному надзору Б.** от 28.06.2016 ООО УК «Домком» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб. (л.д.7-11).

Решением судьи Мотовилихинского районного суда г.Перми от 29.08.2016 указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ООО УК «Домком» - без удовлетворения (л.д. 97-101).

В настоящей жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 09.11.2016, заявитель просит отменить вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы

Дело об административном правонарушении истребовано 14.11.2016, в Пермский краевой суд поступило 21.11.2016.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Часть 3 ст.20.4 КоАП РФ предусматривает за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с ч.4 ст.20.4 КоАП РФ об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В соответствии со ст.ст. 37, 38 указанного выше закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (ст. 37). Ответственность за нарушение, требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 утверждены Правила «О противопожарном режиме» (далее – Правила Противопожарного режима), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Судом установлено, что 23.05.2016 проведена внеплановая выездная проверка ООО УК «Домком» в обслуживаемом здании жилого дома по адресу: <...> **, по результатам которой выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности:

1. пожарные шкафы, расположенные на каждом этаже не укомплектованы (подъезды № 9, 10) (п. 57 ППР в РФ № 390 от 25.04.2012);

2. система дымоудаления находится в нерабочем состоянии (подъезды № 9, 10) (п. 61 ППР в РФ № 390 от 25.04.2012);

3. отсутствует система оповещения людей о пожаре (подъезды № 9, 10) (ст. 151 ФЗ-123 от 22.07.2008, п. 7.29 СНиП 21-01-97*, п.п.6.2 НПБ 110-03 п.14 таблица);

и составлены протоколы об административном правонарушении по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами:

- постановлением № ** по делу об административном правонарушении от 28.06.2016 (л.д. 7-11);

- актом проверки от 06.04.2015 № 21 (л.д. 25-28);

- предписанием № 21/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, согласно которого срок устранения нарушения требований пожарной безопасности установлен 16.05.2016 (л.д. 29-33);

- распоряжением (приказом) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки № 330 от 25.04.2016 (л.д. 47-49);

- актом проверки № 330 от 31.05.2016 (л.д. 84);

- протоколом от 02.06.2016 об административном нарушении требований пожарной безопасности (л.д. 85);

- протоколами об административном правонарушении от 02.06.2016 (л.д. 90-93).

Таким образом, по делу установлено, что ООО УК «Домком» не обеспечило соблюдение требований действующего законодательства о пожарной безопасности. Не выполнило предписание от 06.04.2015 № 21/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности и по предотвращению угрозы возникновения пожара, а именно, в здании жилого дома по адресу: <...> ** в подъездах № 9, 10 о нахождении системы дымоудаления в нерабочем состоянии; отсутствии системы оповещения людей о пожаре; неукомплектованности пожарных шкафов пожарными рукавами, ручными пожарными стволами, в установленный срок до 16.05.2016.

В соответствии с Постановлением по делу об административном правонарушении от 28.06.2016 № ** при проверке жилого дома по адресу: <...> ** (подъезды № 9, 10) ООО УК «Домком» нарушило требования пожарной безопасности по обеспечению первичными средствами пожаротушения (пожарные шкафы, расположенные на этажах, не укомплектованы пожарными рукавами, ручными пожарными стволами); а также нахождению системы дымоудаления в нерабочем состоянии и отсутствию системы оповещения людей о пожаре, ответственность за нарушение которых предусмотрена ч.ч. 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

В силу положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Поскольку нарушения законодательства о пожарной безопасности, допущенные ООО УК «Домком», выявлены в ходе внеплановой выездной проверки, административная ответственность за данные нарушения предусмотрена разными частями статьи 20.4 КоАП РФ и рассмотрение соответствующих составов административных правонарушений было подведомственно одному и тому же органу (должностному лицу), заместитель главного государственного инспектора г.Перми Б. обоснованно вынес 28.06.2016 постановление по делу об административном правонарушении, назначив ООО УК «Домком» наказание с учетом правил, указанных в ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ.

Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, судья Мотовилихинского районного суда г.Перми пришел к обоснованному выводу о том, что действия ООО УК «Домком» правильно квалифицированы по ч.ч. 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ.

Довод ООО УК «Домком» о повторном привлечении к административной ответственности за одни и те же нарушения признается несостоятельным.

В рассматриваемом случае ООО УК «Домком» на основании постановления от 28.06.2016 № ** привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.ч. 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, по результатам проверки, проведенной с 23.05.2016 по 31.05.2016 (л.д. 84).

После обнаружения противоправных действий (бездействия) и наложения на ООО УК «Домком» административного взыскания заявитель в полной мере не предпринимал действий по соблюдению правил противопожарной безопасности.

Следовательно, привлечение ООО УК «Домком» к административной ответственности за совершенные правонарушения, предусмотренные ч.ч. 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, установленные в ходе проверки с 23.05.2016 по 31.05.2016, не может рассматриваться как привлечение к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение.

Таким образом, в данном случае норма, содержащаяся в ч. 5 ст. 4.1. не может быть применена.

Доводы жалобы об отсутствии оснований для привлечения ООО «УК «Домком» к административной ответственности по ч.ч. 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, так как ООО УК «Домком» уже привлекалось к административной ответственности по ч.ч. 3, 4 КоАП РФ за выявленные нарушения требований пожарной безопасности Постановлением № ** от 29.04.2015, а также за нарушения требований пожарной безопасности за неисполнение предписания от 06.04.2016 № 21/1/1 от 06.04.2015, несостоятельны.

Как усматривается из материалов дела, в ходе внеплановой проверки, проведенной административным органом в целях осуществления контроля исполнения ранее вынесенного в адрес ООО «УК «Домком» предписания № 21/1/1 от 06.04.2015, выявлены два самостоятельных правонарушения: нарушение требований пожарной безопасности (ч.ч. 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ) и неисполнение в срок требований предписания № 21/1/1 от 06.04.2015 (ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ). В соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, возбуждены дела об административных правонарушениях по ч.ч. 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ и по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ как в отношении ООО «УК «Домком», так и в отношении директора данной управляющей компании ФИО2

Постановлением № ** от 29.04.2015 ООО «УК «Домком» привлечено к административной ответственности за нарушения пожарной безопасности в 2015 году.

В настоящем случае, принимая во внимание, что ООО «УК «Домком» имело возможность соблюсти правила и нормы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем Общество привлечено к административной ответственности вновь в 2016 году Постановлением № ** от 28.06.2016, так как к моменту проверки нарушения пожарной безопасности не устранены.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки судьи районного суда, который обоснованно отверг их по указанным в судебном решении основаниям.

Учитывая характер выявленных нарушений, устранение которых направлено на предотвращение пожара и иных неблагоприятных последствий, повышенный уровень опасности данного правонарушения, наказание ООО УК «Домком» назначено в соответствии с требованиями закона, в пределах санкции ч.ч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, и является справедливым.

Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих отмену оспариваемого судебного акта при производстве по делу об административном правонарушении, не допущено.

Обжалуемое судебное постановление является мотивированным, основанным на правильном применении процессуальных требований КоАП РФ, содержит указание на допущенные юридическим лицом нарушения требований пожарной безопасности.

Постановление вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, наказание ООО УК «Домком» назначено с соблюдением требований ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1, ч.2 ст.4.4 КоАП РФ.

Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

постановление заместителя главного государственного инспектора г.Перми по пожарному надзору Б. от 28.06.2016, решение судьи Мотовилихинского районного суда г.Перми от 29.08.2016 оставить без изменения, жалобу ООО УК «Домком» - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Пермского краевого суда подпись