ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44-А-224/2017 от 02.03.2017 Пермского краевого суда (Пермский край)

№ 44-а-224/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Пермь 02 марта 2017 года

Заместитель председателя Пермского краевого суда Нечаева Н.А., рассмотрев протест заместителя прокурора Пермского края Малышевой Л.Н. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 4 Индустриального судебного района г.Перми от 12.10.2016 и решение судьи Индустриального районного суда г.Перми от 01.12.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детская школа театрального искусства «Пилигрим» (далее - МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим»),

у с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Индустриального судебного района г.Перми от 12.10.2016 МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 90000 (девяносто тысяч) рублей (л.д. 51-52).

Решением судьи Индустриального районного суда г.Перми от 01.12.2016 постановление мирового судьи судебного участка № 4 Индустриального судебного района г.Перми от 12.10.2016 в отношении МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим» оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения (л.д. 101-102).

В протесте заместителя прокурора Пермского края, поступившем вместе с делом об административном правонарушении в Пермский краевой суд 03.02.2017, поставлен вопрос об отмене постановленных судебных актов и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В протесте изложен довод о том, что МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим» были приняты все зависящие от него меры по исполнению в установленный срок законного предписания должностного лица по обеспечению дублирования подачи светового и звукового сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны, в связи с чем отсутствует вина данного юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, оценив доводы протеста, нахожу принятые по делу судебные решения, подлежащими отмене, по следующим основаниям.

Частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.

В соответствии с положениями статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В статье 26.1 КоАП РФ, устанавливающей перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, закреплено содержание предмета доказывания. Исходя из содержания данной нормы, при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности вопрос о наличии события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действие (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом и законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу приведенных положений привлечение юридического лица к административной ответственности и применение к нему административного наказания, в том числе в виде административного штрафа, возможны лишь при наличии вины данного юридического лица в совершении того или иного административного правонарушения.

Из содержания представленных материалов дела об административном правонарушении следует, что основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим» послужили обстоятельства невыполнения в установленный срок законного предписания старшего инспектора отделения надзорной деятельности г.Перми по Индустриальному району г.Перми от 29.01.2016 № ** выявленного нарушения, а именно: система пожарной сигнализации здания МАУ ДО Детская школа театрального искусства «Пилигрим» не обеспечивает дублирование светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, чем нарушен пункт 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ (л.д. 20).

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее- Федеральный закон № 123-ФЗ), который определил основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установил общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленнымобъектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

В силу статьи 83 Федерального закона № 123-ФЗ здания классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 оборудуются системами пожарной сигнализации, монтируемой в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Согласно статье 32 Федерального закона № 123-ФЗ, к таким зданиям относятся здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций, гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов, здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций, здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования.

Подключение объектов защиты к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец-Мониторинг» осуществляется на основании требований части 7 статьи 83 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», приказа МЧС России от 28.12.2009 № 743 «О принятии на снабжение в системе МЧС России программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях».

На основании указанных распорядительных документов Главным управлением МЧС России по Пермскому краю изданы приказ от 02.04.2015 № 200 «О подключении пожарной сигнализации к программно-аппаратному комплексу системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров «Стрелец-Мониторинг» и приказ Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 02.04.2015 № 201 «О вводе в промышленную эксплуатацию программно-аппаратных комплексов «Стрелец-Мониторинг».

Приказом № 201 от 02.04.2015 утвержден Регламент подключения сторонних организаций к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец-Мониторинг» и отключения от него.

Разделом III Регламента определены этапы и порядок подключения объектовой пожарной сигнализации к пульту, установленному в Отряде. Подключение пожарной сигнализации к Оборудованию включает в себя следующие этапы:

- подача Хозорганом в рабочую группу местного гарнизона пожарной охраны заявки на подключение пожарной сигнализации, смонтированной на объекте защиты к Оборудованию;

до рассмотрения данной заявки на заседании рабочей группы Хозоргану в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента ее получения предоставляется Техническое задание на сопряжение пожарной сигнализации с ПАК «Стрелец-Мониторинг» для самостоятельной проверки и приведения в соответствие установленной у него пожарной сигнализации.

после предоставления Хозорганом в рабочую группу письменного ответа о соответствии установленной пожарной сигнализации требованиям технического задания, рассмотрение заявки Хозоргана производится в течение десяти рабочих дней на заседании рабочей группы и принимается решение о возможности подключения (невозможности подключения) пожарной сигнализации Хозоргана к Оборудованию (при рассмотрении заявки Хозоргана учитывать только требования по совместимости установленных технических средств на объекте и Оборудования (наличие паспорта на изделие, сертификата соответствия). Решение рабочей группы в виде выписки из протокола заседания рабочей группы направляется в адрес Хозоргана не позднее трех рабочих дней с момента подписания протокола заседания рабочей группы.

- по поручению председателя рабочей группы создается комиссия в составе: представителя руководящего состава ОФПС (ОППС); представителя руководящего состава ПЧ; представителя объекта (Хозоргана); представителя организации, осуществляющей обслуживание систем пожарной сигнализации; представителя организации, обслуживающей пультовое оборудование ПАК«Стрелец-Мониторинг». Комиссией в течение 10 (десяти) рабочих дней осуществляется визуальный осмотр пожарной сигнализации и объектовой станции (при ее наличии) на объекте защиты с целью определения порядка (перечня) работ для подключения их к Оборудованию.

по результатам осмотра, комиссия оформляет Акт проверки возможности подключения объектовых технических средств систем противопожарной защиты. Один экземпляр вручается Хозоргану.

после выполнения необходимых действий (дополнительных работ), пожарная сигнализация через объектовую станцию подключается к Оборудованию. В течение 10 (десяти) рабочих дней проводится тестирование Оборудования по приему сигналов от пожарной сигнализации по выбранному каналу связи.

-факт подключения пожарной сигнализации к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец-Мониторинг» фиксируется посредством оформления трехстороннего акта, который подписывается Хозорганом, организацией, обслуживающей пультовое оборудование ПАК «Стрелец-Мониторинг» и руководителем рабочей группы местного гарнизона пожарной охраны. В журнал заносится информация, содержащая сведения о дате и времени подключения пожарной сигнализации к Оборудованию.

Из материалов дела следует, что с целью исполнения обязанности, указанной в статье 83 Федерального закона № 123-ФЗ, МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим» заключило с ООО «Партнеры» договор от 24.06.2014 на монтаж объектовой станции ПАК «Стрелец-Мониторинг» (л.д. 71).

Здание МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим» оборудовано объектовой станцией (л.д. 72).

Согласно письму от 24.07.2014 ООО «Партнеры» гарантировало МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим» подключение объектовой станции ПАК «Стрелец-Мониторинг» в срок до 15.08.2014 (л.д. 74).

29.01.2016 отделением надзорной деятельности г.Перми по Индустриальному району г.Перми проведена внеплановая проверка в отношении МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим», выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, среди которых система пожарной сигнализации зданий не обеспечивает дублирование подачи светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. По итогам проверки МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим» выдано предписание № ** об устранении указанного нарушения в срок до 15.08.2016 (л.д. 5-8).

В целях подключения объектовой станции к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец-Мониторинг», расположенному в ФГКУ «** отряд ФПС по Пермскому краю», МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим» направлялась заявка 17.06.2016 (л.д. 27, 76), 10.08.2016 (л.д. 26, 77).

Письмом начальника ФГКУ «** отряд ФПС по Пермскому краю» В. от 05.07.2016 МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим» уведомлено, что работа по подключению сторонних организаций к пультовым станциям ПАК «Стрелец-Мониторинг» приостановлена в связи с отсутствием нормативно-правовой базы, определяющей порядок подключения сторонних организаций к пультовым станциям ПАК «Стрелец-Мониторинг» (л.д. 28).

Письмом начальника ФГКУ «** отряд ФПС по Пермскому краю» В. от 26.08.2016 МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим» уведомлено, что заявка на подключение направлена в рабочую группу Главного управления МЧС России по Пермскому краю 25.08.2016 (л.д. 29).

МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим» заключило договор с ООО «Центр пожарного мониторинга» от 03.08.2016 на выполнение работ по программированию и пуско-наладке объектовой станции РСПИ «Стрелец-Мониторинг». Стоимость определена в размере 34000 рублей. Согласно пункту 2.1.1 данного договора подрядчик в течение 45 рабочих дней с момента поступления авансового платежа обязуется провести заказанные работы. Авансовый платеж произведен 03.08.2016 (л.д. 81), однако подключение произведено только 23.09.2016 (л.д. 80).

На основании распоряжения врио начальника ** Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми от 19.07.2016 № ** проведена проверка в отношении МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим» с целью проверки исполнения предписания от 29.01.2016 (л.д. 9).

Согласно акту проверки от 12.09.2016 выявлен факт невыполнения предписания от 19.07.2016 (л.д. 16-17), что послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении (л.д. 20).

Мировой судья, рассматривая дело о привлечении МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим» к административной ответственности по части 13 статьи 19.5 КоАП РФ посчитал, что вина юридического лица полностью доказана имеющимися в деле доказательствами.

Судья районного суда, проверяя законность постановления о привлечении МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим» к административной ответственности, согласился с выводами мирового судьи о виновности учреждения в совершении правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ.

Заместитель прокурора в своем протесте на постановленные судебные решения указывает об отсутствии в действиях МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим» состава вмененного административного правонарушения, поскольку считает, что учреждением были приняты все зависящие от него меры, направленные на обеспечение дублирования подачи светового и звукового сигналов и выполнения требований предписания инспектора отделения надзорной деятельности г.Перми по Индустриальному району г.Перми от 29.01.2016 № **, в связи с чем, в действиях МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим» отсутствует вина в совершении правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ.

В протесте содержится утверждение о том, что судами не принято во внимание, что обязанность по принятию решения о подключении объектовых станций, установленных в образовательных учреждениях, к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец-Мониторинг» лежит исключительно на должностных лицах МЧС России, а в данном случае на должностных лицах ФГКУ «** отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю».

Факт бездействия руководства ФГКУ «** отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» по подключению систем пожарной сигнализации конкретных объектов, в том числе МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим» на пульт подразделения пожарной охраны установлен решением Ленинского районного суда г.Перми от 18.07.2016. Данное решение вступило в законную силу.

Между тем, указанные обстоятельства не учтены ни мировым судьей, ни судьей районного суда.

Для проверки, изложенного в протесте довода была запрошена копия решения Ленинского районного суда г.Перми от 18.07.2016 и копия апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 02.11.2016.

Из содержания указанных судебных решений следует, что ФГКУ «** отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» обратилось в суд с иском к прокуратуре г.Перми о признании незаконным предостережения от 10.12.2015 о недопустимости нарушения законодательства о пожарной безопасности. В удовлетворении административного иска отказано в полном объеме.

Из судебных постановлений следует, что МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим» подана в ФГКУ «** отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» заявка на подключение пожарной сигнализации. В ответ направлено Техническое задание на сопряжение пожарной сигнализации с пультовым оборудованием ПАК «Стрелец-Мониторинг».

После предоставления МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим» в рабочую группу письменного ответа о соответствии установленной пожарной сигнализации требованиям технического задания на заседании рабочей группы было принято решение о возможности подключения пожарной сигнализации МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим» к оборудованию ФГКУ «** отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю», в соответствии с которым рабочей группой в соответствии с Регламентом подключения сторонних организаций принято, в том числе, решение создать комиссию для проведения визуального осмотра, в случае выявления комиссией невозможности подключения пожарной сигнализации к оборудованию, рабочей группе на основании акта визуального осмотра в течении 3 рабочих дней направить МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим» рекомендации по техническому дооснащению с указанием конкретных причин невозможности подключения.

По результатам визуального осмотра установленного оборудования на объекте МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим» комиссией выявлено, что автоматическая передача извещения от объектового оборудования систем противопожарной защиты смонтированного на объекте МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим» в ФГКУ «** отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» не осуществляется; доставка извещений о пожарах, неисправностях и других событиях в ФГКУ «** отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» не осуществляется; не организовано периодическое техническое обслуживание объектовой станции (договор не заключен), о чем были составлены соответствующие акты.

В ходе проведения прокуратурой г.Перми проверки законности действий должностных лиц МЧС по Пермскому краю по обеспечению пожарной безопасности при подключении объектов защиты к ПАК «Стрелец-Мониторинг» начальнику ФГКУ «** отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» полковнику внутренней службы ФИО1 объявлено предостережение о недопустимости бездействия по подключению объектовых станций «Стрелец-Мониторинг» в том числе и МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим».

Указано, что в случае возникновения пожара в указанном объекте защиты, наступления существенного вреда прав и законных интересов граждан и организаций начальник будет привлечен к уголовной ответственности по статье 293 УК РФ.

Решением суда от 18.09.2016 установлено, что в отношении МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим» было принято решение о возможности подключения пожарной сигнализации к оборудованию ФГКУ «** отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю», без указаний на необходимость провести какие-либо дополнительные работы.

Тем не менее, подключение не осуществлено, причиной чему явилось отсутствие на объекте МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим» периодического технического обслуживания (отсутствие заключенного договора).

Отсутствие периодического технического обслуживания пожарной сигнализации не указано в нормативных и ведомственных актах, регламентирующих деятельность по подключению ПАК «Стрелец-Мониторинг», в качестве причин, препятствующих подключению.

На основании изложенного судом сделан вывод, что прокурор в ходе проверки правильно установил отсутствие оснований для неподключения пожарной сигнализации МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим» к оборудованию ФГКУ «** отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю», тем самым у прокурора имелись причины для вынесения оспариваемого распоряжения.

При изложенных обстоятельствах, нахожу протест заместителя прокурора Пермского края, в котором содержатся доводы об отсутствии вины в действиях МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим» по неисполнению в установленный срок предписания ФГКУ «** отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» от 29.01.2016, подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В нарушение требований части 2 статьи 2.1 КоАП РФ доводы протеста о принятии МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим» всех зависящих мер по устранению нарушений норм пожарной безопасности, мировой судья и судья районного суда надлежащим образом не проверили и в материалах дела, доказательства, опровергающие их, не содержатся.

Учитывая вышеизложенное, принятые по делу об административном правонарушении судебные решения подлежат отмене, с прекращением производства по делу по пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

протест заместителя прокурора Пермского края Малышевой Л.Н. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Индустриального судебного района г.Перми от 12.10.2016 и решение судьи Индустриального районного суда г.Перми от 01.12.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении МАУ ДО «Детская школа театрального искусства «Пилигрим», отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Заместитель председателя

Пермского краевого суда подпись