ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Пермь 12 января 2016 года
Заместитель председателя Пермского краевого суда Гилева М.Б., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе должностного лица – генерального директора общества с ограниченной ответственностью «ПермТОТИнефть» Х. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 Осинского судебного района Пермского края от 09.10.2015 г. и решение судьи Осинского районного суда Пермского края от 23.11.2015 г. по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Осинского судебного района Пермского края от 09.10.2015 г. генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «ПермТОТИнефть» (далее – ООО «ПермТОТИнефть») Х. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей (л.д. 74-84).
Решением судьи Осинского районного суда Пермского края от 23.11.2015 г. постановление мирового судьи судебного участка № 2 Осинского судебного района Пермского края от 09.10.2015 г. оставлено без изменения, жалоба Х. – без удовлетворения (л.д.108-118).
В настоящей жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 23.12.2015 г., поставлен вопрос об отмене постановленных по делу об административном правонарушении судебных решений и прекращении производства по делу.
Дело об административном правонарушении поступило в Пермский краевой суд 25.12.2015 г.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для отмены судебных актов не нахожу
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Из материалов дела следует, что Х. является генеральным директором ООО «ПермТОТИнефть» на основании протокола № ** внеочередного Общего собрания Акционеров ЗАО «ПермТОТИнефть» от 23.05.2015 г. (л.д. 19-20).
03.07.2014 г. заместителем начальника отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций УНД Главного управления МЧС России по Пермскому краю С. юридическому лицу ЗАО «ПермТОТИнефть» вынесено предписание № ** об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Проверка выполнения предписания назначена на август 2015 года (л.д. 40-44).
Во исполнение распоряжения заместителя начальника Главного управления – начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю Б. от 03.08.2015 г. (л.д. 34-36) в отношении ООО «ПермТОТИнефть» проведена внеплановая документарная проверка с целью контроля исполнения предписания об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
28.08.2015 г. в 17 часов 00 минут по окончании внеплановой документарной проверки ООО «ПермьТОТИнефть» выявлены факты невыполнения предписания органа (должностного лица) государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций от 03.07.2014 г., а именно:
пункт 2 Предписания – не согласованы с территориальным органом МЧС России – Главным управлением МЧС России по Пермскому краю состав структура и оснащение созданных нештатных аварийно-спасательных формирований, что является нарушением требований пункта 6 Приказа МЧС России от 23.12.2005 г.;
пункт 3 Предписания - не утвержден территориальным органом МЧС России – Главным управлением МЧС России по Пермскому краю план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти на объектах ЗАО «ПермТОТИнефть», что является нарушением требований пункта 2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», пункт 15 «Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 28.12.2004 № 621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации;
пункт 4 Предписания - не произведены уточнения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера по истечении 5 лет (не откорректированы паспорта безопасности опасных объектов), что является нарушением пункта 3 Приказа МЧС России от 04.11.2004 № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта» (л.д. 30-33).
10.09.2015 г. Главным государственным инспектором Осинского и Бардымского муниципальных районов по пожарному надзору С1. в отношении должностного лица - генерального директора ООО «ПермТОТИнефть» Х., ответственного за выполнение требований, изложенных в предписании от 03.07.2014 г., составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ (л.д. 10-13).
Основанием привлечения генерального директора ООО «ПермТОТИнефть» Х. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, послужило неисполнение предписания от 03.07.2014 г., выданного органом, осуществляющим государственный надзор (контроль) в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении (л.д. 10-13);
- предписанием № ** от 03.07.2014 г. об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (л.д. 40-44):
- письмом ЗАО «ПермТОТИнефть» от 11.07.2014 г. о направлении в ГУ МЧС России по Пермскому краю для согласования паспорта безопасности опасных объектов: система трубопроводов *** месторождения, система трубопроводов *** месторождения, площадка дожимной насосной станции ФИО1, площадка дожимной насосной станции ФИО1 (л.д.23);
- письмом ГУ МЧС России по Пермскому краю от 04.08.2014 г. о выявлении недостатков при согласовании паспорта безопасности опасных объектов ЗАО «ПерТОТИнефть» (л.д. 24-25);
- письмом ЗАО «ПермТОТИнефть» от 04.03.2015 г. о направлении в ГУ МЧС России по Пермскому краю для согласования календарного плана оперативных мероприятий при угрозе и возникновении ЧС(н) и плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти ЗАО «ПермТОТИнефть» (л.д. 21);
- письмом ГУ МЧС России по Пермскому краю от 03.04.2015 г. о выявлении недостатков при согласовании плана оперативных мероприятий при угрозе и возникновении ЧС(н) и плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти ЗАО «ПермТОТИнефть» (л.д. 28-29);
- письмом ЗАО «ПермТОТИнефть» от 13.04.2015 г. о направлении в ГУ МЧС России по Пермскому краю для согласования паспорта безопасности опасного объекта «Площадка установки предварительного сброса воды на ФИО1» (л,д. 22);
- письмом ГУ МЧС России по Пермскому краю от 05.06.2015 г. о согласовании паспорта безопасности опасного объекта «Площадка установки предварительного сброса воды ДНС «***» ЗАО «ПермТОТИнефть» (л.д. 18);
- уведомлением от 03.08.2015 г. ООО «ПермТОТИнефть» о акте предписания от 03.07.2014 г.(л.д. 26-27);
- служебной запиской заместителя начальника Главного управления (по защите, мониторингу и предупреждению ЧС) от 24.08.2015 г. (л.д. 16-17);
- выпиской из протокола внеочередного Общего собрания Акционеров ЗАО «ПермТОТИнефть» от 23.05.2015 г. (л.д. 19-20);
- распоряжением о проведении внеплановой, документарной проверки от 03.08.2015 г. (л.д. 34- 36);
- актом проверки № ** от 28.08.2015 г. (л.д. 30-33).
Собранные по делу доказательства соответствуют требованиям, установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и получили надлежащую оценку в соответствии с положениями статьи 26.11 КоАП РФ, на основании которых мировой судья и судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях должностного лица ООО «ПермТОТИнефть» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
При этом, оценивая представленные в ходе рассмотрения дела доказательства, мировой судья пришел к выводу о недоказанности вины должностного лица ООО «ПермТОТИнефть» в неисполнении пункта 3 предписания (пункт 2 протокола об административном правонарушении).
Основанием для вынесения в отношении генерального директора ООО «ПермТОТИнефть» постановления о назначении административного наказания послужило отсутствие надлежащей организации по исполнению законного требования органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, об устранении нарушений требований законодательства, а также отсутствия контроля за его исполнением в полном объеме.
Мировым судьей и судьей районного суда сделан вывод о том, что меры к устранению выявленных недостатков в полной мере не предпринималось, документы для согласования в ГУ МЧС России по Пермскому краю в пределах установленного срока для исполнения предписания в полном объеме не представлялись, оснований для иного вывода не имеется.
Жалоба лица, привлеченного к административной ответственности, содержит указание на неправильное применение и нарушение судами норм права, ссылаясь на отсутствие оснований признания предписания ГУ МЧС России по Пермскому краю законным, так как ООО «ПермТОТИнефть» не является организацией, отнесенной в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, а нештатное аварийно-спасательное формирование ООО «ПермТОТИнефть» было создано во исполнение статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», что, по мнению заявителя, свидетельствует о незаконности требования о согласовании состава и структуры указанного формирования с территориальным органом МЧС России на основании положений Приказа МЧС России от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований». Кроме того, вопросы по согласованиям состава, структуры и оснащения нештатного аварийно-спасательного формирования к установленной МЧС России сфере регулирования не относятся, надзор за деятельностью юридических лиц в области промышленной безопасности осуществляется Ростехнадзором согласно его компетенции в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2012 № 1170 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности».
Доводы жалобы не являются основанием для отмены постановленных судебных решений и прекращения производства по делу об административном правонарушении, в силу следующего.
В силу статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности" в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.
Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 6 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:
поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.
Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по:
участию в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях.
Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований определяется Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований».
Признавая предписание органа, осуществляющего государственный надзор в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 03.07.2014 г., законным, мировой судья и судья районного суда исходили из того, что ООО «ПермТОТИнефть», как организация, имеющая в распоряжении и эксплуатации потенциально опасные производственные объекты III класса опасности, в связи с чем, осуществляющая отдельные полномочия в области гражданской обороны, обязана создавать и поддерживать в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования в соответствии с положениями действующего законодательства.
Доводы жалобы о том, что объекты, где непосредственно осуществляется деятельность созданного ООО «ПермТОТИнефть» нештатного аварийно-спасательного формирования не входят в сферу деятельности МЧС России, а подведомственны Ростехнадзору в рамках осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, поскольку Положением о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.11.2012 N 1170, контроль за созданием нештатных аварийно-спасательных формирований не входит в полномочия федерального государственного надзора.
При таких обстоятельствах, нарушений норм права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено. Состоявшиеся судебные постановления сомнений в своей законности не вызывают, оснований для их отмены или изменения не усматривается.
Административное наказание назначено генеральному директору ООО «ПермТОТИнефть» Х. с учетом обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции части 1 статьи 19.5 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17, статьи 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 2 Осинского судебного района Пермского края от 09.10.2015 г. и решение судьи Осинского районного суда Пермского края от 23.11.2015 г. по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Х. оставить без изменения, жалобу Х. – без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пермского краевого суда подпись М.Б. Гилева