ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44-А-69/2016 от 12.01.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Пермь 12 января 2016 года

Заместитель председателя Пермского краевого суда Гилева М.Б., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе должностного лица – генерального директора общества с ограниченной ответственностью «ПермТОТИнефть» Х. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 Осинского судебного района Пермского края от 09.10.2015 г. и решение судьи Осинского районного суда Пермского края от 23.11.2015 г. по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Осинского судебного района Пермского края от 09.10.2015 г. генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «ПермТОТИнефть» (далее – ООО «ПермТОТИнефть») Х. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей (л.д. 74-84).

Решением судьи Осинского районного суда Пермского края от 23.11.2015 г. постановление мирового судьи судебного участка № 2 Осинского судебного района Пермского края от 09.10.2015 г. оставлено без изменения, жалоба Х. – без удовлетворения (л.д.108-118).

В настоящей жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 23.12.2015 г., поставлен вопрос об отмене постановленных по делу об административном правонарушении судебных решений и прекращении производства по делу.

Дело об административном правонарушении поступило в Пермский краевой суд 25.12.2015 г.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для отмены судебных актов не нахожу

В соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Из материалов дела следует, что Х. является генеральным директором ООО «ПермТОТИнефть» на основании протокола № ** внеочередного Общего собрания Акционеров ЗАО «ПермТОТИнефть» от 23.05.2015 г. (л.д. 19-20).

03.07.2014 г. заместителем начальника отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций УНД Главного управления МЧС России по Пермскому краю С. юридическому лицу ЗАО «ПермТОТИнефть» вынесено предписание № ** об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Проверка выполнения предписания назначена на август 2015 года (л.д. 40-44).

Во исполнение распоряжения заместителя начальника Главного управления – начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю Б. от 03.08.2015 г. (л.д. 34-36) в отношении ООО «ПермТОТИнефть» проведена внеплановая документарная проверка с целью контроля исполнения предписания об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

28.08.2015 г. в 17 часов 00 минут по окончании внеплановой документарной проверки ООО «ПермьТОТИнефть» выявлены факты невыполнения предписания органа (должностного лица) государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций от 03.07.2014 г., а именно:

пункт 2 Предписания – не согласованы с территориальным органом МЧС России – Главным управлением МЧС России по Пермскому краю состав структура и оснащение созданных нештатных аварийно-спасательных формирований, что является нарушением требований пункта 6 Приказа МЧС России от 23.12.2005 г.;

пункт 3 Предписания - не утвержден территориальным органом МЧС России – Главным управлением МЧС России по Пермскому краю план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти на объектах ЗАО «ПермТОТИнефть», что является нарушением требований пункта 2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», пункт 15 «Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 28.12.2004 № 621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации;

пункт 4 Предписания - не произведены уточнения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера по истечении 5 лет (не откорректированы паспорта безопасности опасных объектов), что является нарушением пункта 3 Приказа МЧС России от 04.11.2004 № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта» (л.д. 30-33).

10.09.2015 г. Главным государственным инспектором Осинского и Бардымского муниципальных районов по пожарному надзору С1. в отношении должностного лица - генерального директора ООО «ПермТОТИнефть» Х., ответственного за выполнение требований, изложенных в предписании от 03.07.2014 г., составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ (л.д. 10-13).

Основанием привлечения генерального директора ООО «ПермТОТИнефть» Х. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, послужило неисполнение предписания от 03.07.2014 г., выданного органом, осуществляющим государственный надзор (контроль) в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении (л.д. 10-13);

- предписанием № ** от 03.07.2014 г. об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (л.д. 40-44):

- письмом ЗАО «ПермТОТИнефть» от 11.07.2014 г. о направлении в ГУ МЧС России по Пермскому краю для согласования паспорта безопасности опасных объектов: система трубопроводов *** месторождения, система трубопроводов *** месторождения, площадка дожимной насосной станции ФИО1, площадка дожимной насосной станции ФИО1 (л.д.23);

- письмом ГУ МЧС России по Пермскому краю от 04.08.2014 г. о выявлении недостатков при согласовании паспорта безопасности опасных объектов ЗАО «ПерТОТИнефть» (л.д. 24-25);

- письмом ЗАО «ПермТОТИнефть» от 04.03.2015 г. о направлении в ГУ МЧС России по Пермскому краю для согласования календарного плана оперативных мероприятий при угрозе и возникновении ЧС(н) и плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти ЗАО «ПермТОТИнефть» (л.д. 21);

- письмом ГУ МЧС России по Пермскому краю от 03.04.2015 г. о выявлении недостатков при согласовании плана оперативных мероприятий при угрозе и возникновении ЧС(н) и плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти ЗАО «ПермТОТИнефть» (л.д. 28-29);

- письмом ЗАО «ПермТОТИнефть» от 13.04.2015 г. о направлении в ГУ МЧС России по Пермскому краю для согласования паспорта безопасности опасного объекта «Площадка установки предварительного сброса воды на ФИО1» (л,д. 22);

- письмом ГУ МЧС России по Пермскому краю от 05.06.2015 г. о согласовании паспорта безопасности опасного объекта «Площадка установки предварительного сброса воды ДНС «***» ЗАО «ПермТОТИнефть» (л.д. 18);

- уведомлением от 03.08.2015 г. ООО «ПермТОТИнефть» о акте предписания от 03.07.2014 г.(л.д. 26-27);

- служебной запиской заместителя начальника Главного управления (по защите, мониторингу и предупреждению ЧС) от 24.08.2015 г. (л.д. 16-17);

- выпиской из протокола внеочередного Общего собрания Акционеров ЗАО «ПермТОТИнефть» от 23.05.2015 г. (л.д. 19-20);

- распоряжением о проведении внеплановой, документарной проверки от 03.08.2015 г. (л.д. 34- 36);

- актом проверки № ** от 28.08.2015 г. (л.д. 30-33).

Собранные по делу доказательства соответствуют требованиям, установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и получили надлежащую оценку в соответствии с положениями статьи 26.11 КоАП РФ, на основании которых мировой судья и судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях должностного лица ООО «ПермТОТИнефть» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

При этом, оценивая представленные в ходе рассмотрения дела доказательства, мировой судья пришел к выводу о недоказанности вины должностного лица ООО «ПермТОТИнефть» в неисполнении пункта 3 предписания (пункт 2 протокола об административном правонарушении).

Основанием для вынесения в отношении генерального директора ООО «ПермТОТИнефть» постановления о назначении административного наказания послужило отсутствие надлежащей организации по исполнению законного требования органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, об устранении нарушений требований законодательства, а также отсутствия контроля за его исполнением в полном объеме.

Мировым судьей и судьей районного суда сделан вывод о том, что меры к устранению выявленных недостатков в полной мере не предпринималось, документы для согласования в ГУ МЧС России по Пермскому краю в пределах установленного срока для исполнения предписания в полном объеме не представлялись, оснований для иного вывода не имеется.

Жалоба лица, привлеченного к административной ответственности, содержит указание на неправильное применение и нарушение судами норм права, ссылаясь на отсутствие оснований признания предписания ГУ МЧС России по Пермскому краю законным, так как ООО «ПермТОТИнефть» не является организацией, отнесенной в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, а нештатное аварийно-спасательное формирование ООО «ПермТОТИнефть» было создано во исполнение статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», что, по мнению заявителя, свидетельствует о незаконности требования о согласовании состава и структуры указанного формирования с территориальным органом МЧС России на основании положений Приказа МЧС России от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований». Кроме того, вопросы по согласованиям состава, структуры и оснащения нештатного аварийно-спасательного формирования к установленной МЧС России сфере регулирования не относятся, надзор за деятельностью юридических лиц в области промышленной безопасности осуществляется Ростехнадзором согласно его компетенции в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2012 № 1170 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности».

Доводы жалобы не являются основанием для отмены постановленных судебных решений и прекращения производства по делу об административном правонарушении, в силу следующего.

В силу статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности" в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

На основании статьи 6 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:

поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по:

участию в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях.

Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований определяется Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований».

Признавая предписание органа, осуществляющего государственный надзор в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 03.07.2014 г., законным, мировой судья и судья районного суда исходили из того, что ООО «ПермТОТИнефть», как организация, имеющая в распоряжении и эксплуатации потенциально опасные производственные объекты III класса опасности, в связи с чем, осуществляющая отдельные полномочия в области гражданской обороны, обязана создавать и поддерживать в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования в соответствии с положениями действующего законодательства.

Доводы жалобы о том, что объекты, где непосредственно осуществляется деятельность созданного ООО «ПермТОТИнефть» нештатного аварийно-спасательного формирования не входят в сферу деятельности МЧС России, а подведомственны Ростехнадзору в рамках осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, поскольку Положением о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.11.2012 N 1170, контроль за созданием нештатных аварийно-спасательных формирований не входит в полномочия федерального государственного надзора.

При таких обстоятельствах, нарушений норм права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено. Состоявшиеся судебные постановления сомнений в своей законности не вызывают, оснований для их отмены или изменения не усматривается.

Административное наказание назначено генеральному директору ООО «ПермТОТИнефть» Х. с учетом обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции части 1 статьи 19.5 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17, статьи 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 2 Осинского судебного района Пермского края от 09.10.2015 г. и решение судьи Осинского районного суда Пермского края от 23.11.2015 г. по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Х. оставить без изменения, жалобу Х. – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Пермского краевого суда подпись М.Б. Гилева