ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44-А-992 от 16.12.2013 Пермского краевого суда (Пермский край)

Мировой судья Богомолова Л.А.

Судья Плешивцев С.И.

№ 44-а-992

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Пермь 16 декабря 2013 года

Заместитель председателя Пермского краевого суда Сурков П.Н., рассмотрев жалобу представителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Медянская средняя общеобразовательная школа» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 107 Ординского муниципального района Пермского края от 14 августа 2013 года, решение Ординского районного суда Пермского края от 04 сентября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Медянская средняя общеобразовательная школа»,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 107 Ординского муниципального района Пермского края от 14 августа 2013 года Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Медянская средняя общеобразовательная школа» (далее - МБОУ «Медянская СОШ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000(пятидесяти тысяч) руб. (л.д.38-39).

Решением судьи Ординского районного суда Пермского края от 04 сентября 2013 года постановление мирового судьи судебного участка № 107 Ординского муниципального района Пермского края от 14 августа 2013 года оставлено без изменения, жалоба законного представителя МБОУ «Медянская СОШ» -без удовлетворения (л.д. 67-70).

В надзорной жалобе законного представителя МБОУ «Медянская СОШ» ФИО1 поставлен вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений. Заявитель указывает, что МБОУ «Медянская СОШ», как учреждение управления образования, в соответствии с действующим законодательством не имеет обязанностей по созданию материальных и продовольственных запасов, кроме того, не имеется средств, предназначенных для выполнения мероприятий в области гражданской обороны, поскольку является учреждением управления образования администрации Ординского муниципального района.

Дело истребовано 07 ноября 2013 года, поступило в Пермский краевой суд 18 ноября 2013 года.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя, нахожу постановление мирового судьи судебного участка № 107 Ординского муниципального района Пермского края от 14 августа 2013 года и решение Ординского районного суда Пермского края от 04 сентября 2013 года подлежащими отмене по следующим основаниям.

Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

При рассмотрении административного материала по ч.1 ст.20.7 КоАП РФ в отношении юридического лица - МБОУ «Медянская СОШ» указанные требования закона судом первой и второй инстанции не были соблюдены, поскольку не все необходимые доказательства были проверены и оценены.

Из материалов дела следует, что 18 июля 2013 года Главным государственным инспектором Ординского муниципального района Пермского края по пожарному надзору, начальником отделения надзорной деятельности, 24 отделения надзорной деятельности по Суксунскому и Ординскому муниципальному району Б. проведена плановая выездная проверка соблюдения требований в области гражданской обороны юридическим лицом МБОУ «Медянская СОШ», в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального Закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 года «О гражданской обороне», а именно члены штаба ГО П., Р. не прошли обучение в области гражданской обороны (ФЗ-28 от 12.02.1998 года «О гражданской обороне»; Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 года № 841); не созданы запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (Постановление Правительства № 379 от 27.04.2000 года). За указанные нарушения учреждение привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.7 КоАП РФ.

Привлекая МБОУ «Медянская СОШ» к административной ответственности мировой судья исходил из того, что учреждение является юридическим лицом (л.д.5,6), которым разработан план гражданской обороны (л.д.9-13), принято Положение об организации и ведении гражданской обороны в МБОУ «Медянская СОШ» (л.д.7-8), директор несет персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне, в соответствии с информацией Главы Ординского муниципального района в военное время учреждение продолжает работать (л.д.21), в соответствии с положениями ст.9 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28 «О гражданской обороне» МБОУ «Медянская СОШ» обязано организовать проведение обучения по гражданской обороне, создавать и содержать запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Оставляя постановление мирового судьи без изменения, а жалобу юридического лица без удовлетворения, судья районного суда признал выводы мирового судьи о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 КоАП РФ.

Вместе с тем, мировой судья и судья районного суда не учли, что установленные ими обстоятельства не являются достаточными основаниями, по которым учреждение может быть привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.7 КоАП РФ за невыполнение обязанностей по решению задач в области гражданской обороны. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что у учреждения имеется мобилизационное задание на военное время, отсутствует информация о расположении МБОУ «Медянская СОШ» в непосредственной близости от потенциально опасного объекта и нахождении учреждения в возможной зоне чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Согласно Уставу МБОУ «Медянская СОШ» является муниципальным гражданским светским некоммерческим общеобразовательным учреждением. Учредителем Учреждения является администрация Ординского муниципального района Пермского края, отдельные полномочия и функции учредителя осуществляет управление образования администрации Ординского муниципального района. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (п.7.6 Устава).

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от черзвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств относится к вопросам местного значения городского округа.

В силу ст.8 ФЗ-28 от 12 февраля 1998 года «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

Согласно пунктам 5, 6, 9 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 года № 379, запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации создают и содержат запасы.

Финансирование накопления, хранения и использования запасов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Приказом МЧС РФ от 21 декабря 2005 года № 993 (ред.от 19 апреля 2010) «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» обеспечение населения СИЗ осуществляется:

федеральными органами исполнительной власти - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении, а также детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

органами местного самоуправления - работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений;

организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.

Приказом МЧС РФ от 14.11.2008 N 687 утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях. Пунктом 15 данного положения установлено, что органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения.

Из положений Федерального закона от 08 мая 2010 года № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» следует, что государственные (муниципальные) учреждения подразделяются на три группы: автономные, бюджетного типа и казенные. Их финансирование обеспечивается на основе государственного задания через бюджетные ассигнования в виде субсидий для автономных и бюджетных учреждений и в виде бюджетной системы - для казенных.

Положением о создании запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения мероприятий гражданской обороны на территории Ординского муниципального района, утвержденным Постановлением Главы Ординского муниципального района от 03 августа 2007 года № 504, установлено, что администрация и организации Ординского муниципального района в целях создания запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения мероприятий гражданской обороны на территории Ординского муниципального района в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны определяют номенклатуру и объемы запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения и личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, создают и содержат запасы, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов.

Вместе с тем, мировой судья и судья районного суда, привлекая МБОУ «Медянская СОШ» к административной ответственности за отсутствие запасов материально-технических, продовольственных, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств, не учли, что в соответствии с приведенными нормами права полномочия в области гражданской обороны в отношении МБОУ «Медянская СОШ» возложены на органы местного самоуправления, в то время как материалы дела не содержат доказательств передачи администрацией Ординского муниципального района либо управлением образования администрации Ординского муниципального района в целях решения задач в области гражданской обороны в адрес учреждения материально-технических, продовольственных, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств либо выделения на них субсидий.

Кроме того, привлекая МБОУ «Медянская СОШ» к административной ответственности по ч.1 ст.20.7 КоАП РФ за непрохождение работниками учреждения обучения в области гражданской обороны, мировой судья и судья районного суда не учли, что положения данной нормы закона предусматривают административную ответственность за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Административная ответственность за непрохождение обучения в области гражданской обороны и отсутствие запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предусмотрена ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, в соответствии с которой невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Анализ приведенных норм применительно к фактическим обстоятельствам дела, изложенным в протоколе об административном правонарушении и установленным мировым судьей в ходе судебного разбирательства, свидетельствует о том, что МБОУ «Медянская СОШ» правонарушение в области гражданской обороны по ч.1с т.20.7 КоАП РФ не совершало.

При этом переквалификация действий учреждения на ч.2 ст.20.7 КоАП РФ невозможна, поскольку санкция данной нормы предусматривает более тяжкое наказание, а при рассмотрении дела судом надзорной инстанции ухудшение положения лица, привлекаемого к административной ответственности, недопустимо.

В соответствии с положениями ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Поскольку доказательств, которые бы бесспорно и объективно свидетельствовали о совершении МБОУ «Медянская СОШ» вмененного ему правонарушения, в материалах дела не имеется, имеющаяся в настоящем деле совокупность доказательств для признания учреждения виновным по ч.1 ст.20.7 КоАП РФ недостаточна, судебные постановления подлежат отмене, производство по делу - прекращению, ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесены постановления.

На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч. 2 ст. 30.17, ст.30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

Надзорную жалобу представителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Медянская средняя общеобразовательная школа» ФИО1 удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 107 Ординского муниципального района Пермского края от 14 августа 2013 года, решение Ординского районного суда Пермского края от 04 сентября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Медянская средняя общеобразовательная школа» отменить.

Производство по делу прекратить.

Заместитель председателя

Пермского краевого суда - подпись