№44-г-11
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Президиума Верховного Суда Республики Мордовия
г. Саранск 8 мая 2014 года
Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Штанова С.В.,
членов Президиума Лукшина А.В., Мартышкина В.Н., Янгличевой Ф.А.,
при секретаре Косолаповой А.А.,
с участием и.о. прокурора Республики Мордовия Максимова А.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению прокурора Республики Мордовия Мачинского В.М. на определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 12 ноября 2013 г. по заявлению прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Саранск, выразившегося в непринятии мер по исполнению законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов и законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения по беспрепятственному доступу инвалидов к зданию Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия, понуждении создать место официальной стоянки для транспортных средств (парковочные места) около здания с оборудованием мест для парковки специальных транспортных средств инвалидов.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Межевовой Н.И., объяснения и.о. прокурора Республики Мордовия Максимова А.А., поддержавшего доводы кассационного представления, представителя Администрации городского округа Саранск ФИО1, действующего на основании доверенности № 95-д от 20 сентября 2013 года, и представителя КУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» ФИО2, действующего по доверенности № 01-08 от 04.02.2014 г., просивших в удовлетворении кассационного представления отказать, Президиум Верховного Суда Республики Мордовия
установил:
прокурор Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Саранск, выразившегося в непринятии мер по исполнению законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов и законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения по беспрепятственному доступу инвалидов к зданию Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия, понуждении создать место официальной стоянки для транспортных средств
(парковочные места) около здания с оборудованием мест для парковки специальных транспортных средств инвалидов.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов и законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены факты ненадлежащего исполнения городской администрацией мер по беспрепятственному доступу инвалидов к объектам социальной инфраструктуры города и установлено, что по ул. Республиканской г. Саранска в районе здания Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия не созданы необходимые места официальных стоянок для транспортных средств и места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.
Просил суд признать незаконным бездействие Администрации городского округа Саранск, выразившееся в непринятии мер по исполнению законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов и законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения по беспрепятственному доступу инвалидов к зданию Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия, обязать Администрацию городского округа Саранск в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать место официальной стоянки для транспортных средств (парковочные места) около здания Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия, оборудовать на ней специальные места для парковки специальных транспортных средств инвалидов.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 9 июля 2013 г. требования прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия, действующего в защиту неопределенного круга лиц, удовлетворены.
Признано незаконным бездействие Администрации городского округа Саранск, выразившееся в непринятии мер по исполнению законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов и законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения по беспрепятственному доступу инвалидов к зданию Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия.
На Администрацию городского округа Саранск возложена обязанность в срок до 1 мая 2014 г. создать место официальной стоянки для транспортных средств (парковочные места) около здания Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия, оборудовать на ней специальные места для парковки специальных транспортных средств инвалидов, на каждом из которых установить дорожный знак 6.4 «Место стоянки», информационные таблички 8.2.5 «Зона действия», 8.17 «Инвалиды».
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 12 ноября 2013 г. решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия 9 июля 2013 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурору Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Саранск отказано.
В кассационном представлении прокурор Республики Мордовия Мачинский В.М. ставит вопрос об отмене определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в связи с допущенными судом существенными нарушениями норм материального права.
По запросу судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 28 февраля 2014 г. дело истребовано в Верховный Суд Республики Мордовия для проверки и определением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 14 апреля 2014 г. кассационное представление прокурора Республики Мордовия Мачинского В.М. с
делом передано для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Республики Мордовия.
В возражениях на кассационное представление директор Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск ФИО3 просит в удовлетворении кассационного представления отказать, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 12 ноября 2013 г. оставить без изменения.
В судебное заседание Президиума не явились представители Управления Судебного департамента в Республике Мордовия, Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. О причинах неявки не сообщили.
Руководитель Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия ФИО4 в заявлении от 17 апреля 2014 г., поступившем в Президиум, просил кассационное представление рассмотреть в отсутствие их представителя.
На основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Президиум Верховного Суда Республики Мордовия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Президиум Верховного Суда Республики Мордовия находит представление подлежащим удовлетворению, поскольку имеются предусмотренные законом основания для отмены определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 12 ноября 2013 г.
Судом установлено, что прокуратурой Ленинского района г.Саранска Республики Мордовия проведена проверка исполнения законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов и законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены факты ненадлежащего
исполнения городской администрацией мер по беспрепятственному доступу инвалидов к объектам социальной инфраструктуры города.
В настоящее время по ул.Республиканской г.Саранска в районе здания Ленинского районного суда г. Саранска не созданы необходимые места официальных стоянок для транспортных средств и места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов с применением дорожного знака 6.4 «Место стоянки» и табличкой 8.17 «Инвалиды».
Ввиду отсутствия необходимых мест официальных стоянок для транспортных средств и мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов с применением дорожного знака 6.4 "Место стоянки" и табличкой 8.17 "Инвалиды" в непосредственной близости от объектов социальной инфраструктуры (Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия) создается опасность для граждан и маломобильных групп населения - участников дорожного движения и пешеходов, при реализации их прав и законных интересов в пользовании указанными объектами инфраструктуры.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования прокурора Ленинского района г.Саранска Республики Мордовия, пришел к выводу, что обязанность по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения, созданию и оборудованию мест стоянок для транспортных средств лиц с ограниченными возможностями законодательно возложена на Администрацию городского округа Саранск.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора Ленинского района г.Саранска Республики Мордовия, суд апелляционной инстанции исходил из того, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не были учтены положения Федерального закона от 24 ноября 1999 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которые не содержат указаний о создании (оборудовании) специальных стоянок и подъездных путей к ним для маломобильных групп населения и инвалидов. То есть, у органа местного самоуправления отсутствует прямая обязанность создать (оборудовать) специальную стоянку для маломобильных групп населения и инвалидов в силу вышеназванного Федерального закона.
Также суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что прокурором не указан способ защиты нарушенного права, а именно, не указано, в каком месте должна быть расположена парковочная стоянка, не представлено доказательств о наличии технической возможности организации стоянки транспортных средств возле здания суда, в том числе на соответствие СНиПам, размерам земельного участка и площади парковки, противопожарным расстояниям от площадки для хранения автомобилей до здания и жилых домов, расположенных на противоположной стороне от здания Ленинского районного суда города Саранска, необходимости и целесообразности ликвидации зеленых насаждений, расположенных между зданием суда и дорожным полотном.
Кроме того, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции возложил на Администрацию городского округа Саранск обязанность по созданию места официальный стоянки для всех транспортных средств (парковочные места), а не только для специальных автотранспортных средств инвалидов, что не входит в полномочия органов местного самоуправления.
Президиум Верховного Суда Республики Мордовия с такими выводами судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия не может согласиться, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и
о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно пункту 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Исходя из содержания пункта 1 статьи 3 указанного Федерального закона, автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Под элементами обустройства автомобильных дорог понимаются, в том числе, стоянки (парковки) транспортных средств (статья 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В силу пункта 5 статьи 3 названного Закона стоянки транспортных средств являются элементом обустройства автомобильных дорог и предназначены для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности.
В соответствии с пунктом 21 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации парковочным местом признается специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся, в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо соответствующей части здания, строения или сооружения.
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу положений пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 9 Устава городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов, к вопросам местного значения городского округа Саранск относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что автодорога протяженностью 2771,4 п.м, инв. <№>, расположенная по адресу: <адрес>, от дома <№> до дома <№>, находится в собственности городского округа Саранск, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <№> от 18 октября 2011 г. и состоит на балансе
Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства».
При таких обстоятельствах вывод апелляционной инстанции о том, что на ответчика необоснованно возложена обязанность организации стоянки, поскольку это не входит в полномочия органов местного самоуправления, противоречит указанным требованиям законодательства.
Статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Одним из средств конкретизации указанной нормы является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в выделении на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.
Принимая во внимание полномочия органа местного самоуправления, определенные пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация Администрацией городского округа Саранск стоянки (парковки) около административного здания, как объекта социальной инфраструктуры, является неотъемлемым элементом для последующей реализации прав инвалидов для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в виде выделения на ней специальных мест для парковки специальных транспортных средств инвалидов.
Также нельзя согласиться с выводами суда апелляционной инстанции о том, что прокурором не представлено доказательств технической возможности организации стоянки с учетом требований Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В Федеральном законе № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на момент рассмотрения дела судом отсутствовали нормативы противопожарных расстояний от открытых стоянок автотранспорта до граничащих с ними объектов защиты на территориях поселений, в том числе, жилых домов и общественных зданий, сооружений и строений. Нормативы противопожарных расстояний ранее были определены указанным
Федеральным законом, однако данная норма утратила силу с принятием Федерального закона №117-ФЗ от 10 июля 2012 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
С учетом этого указание судом апелляционной инстанции на несоблюдение противопожарных расстояний от открытых автостоянок до земельных участков административных зданий не основано на законе.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что прокурором при обращении в суд не указан способ защиты нарушенного права, а именно не указано, в каком месте должна быть расположена парковочная стоянка, также нельзя признать правильным.
В соответствии с абзацем 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Прокурором были заявлены исковые требования об исполнении требований безопасности дорожного движения, которые являются обязательными к исполнению в силу требований федерального законодательства. Нарушение указанных требований создает опасность для граждан-участников дорожного движения при реализации их прав и законных интересов.
В обоснование возможности обращения в суд с указанным заявлением, прокурор указал на необходимость организации стоянки и оборудования мест для транспортных средств лиц с ограниченными возможностями на территории, прилегающей к зданию Ленинского районного суда г. Саранска непосредственно по <адрес>.
Кроме того, возможность организации стоянки (парковки) транспортных средств) около административного здания Ленинского районного суда <адрес> подтверждена имеющимися в материалах дела схемами и согласованиями: схемой возможного размещения стоянки (парковки), выполненной и предоставленной суду Казенным учреждением городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства»; согласованиями возможности проведения земляных работ при организации парковочного кармана с организациями, чьи подземные коммуникации могут быть расположены в зоне предполагаемого строительства (ГУП РМ «НПЦ Информатизации и новых технологий», МП городского округа Саранск «Горсвет», ГЦТЭТ, ООО «Энерголин», МП городского округа Саранск «Саранскгорводоканал», ОАО «СТТ», ЗАО - Техническая фирма «ВАТТ» и др.).
С учетом изложенного, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у органа местного самоуправления- Администрации городского округа Саранск прямой обязанности создать (оборудовать) специальную стоянку для маломобильных групп населения и инвалидов в силу Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", поскольку это не входит в полномочия органов местного самоуправления, является ошибочным, так как сделан без учета системного анализа действующего законодательства, регламентирующего вопросы полномочий органов
местного самоуправления и создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Таким образом, удовлетворяя исковые требования прокурора Ленинского района г.Саранска Республики Мордовия, суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, в то время как суд апелляционной инстанции, отменяя данное решение, допустил существенное нарушение норм материального права, вследствие чего вынесенное им судебное постановление подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 387, пунктом 4 части первой статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Верховного Суда Республики Мордовия
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 12 ноября 2013 г. по делу по иску прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Саранск, выразившегося в непринятии мер по исполнению законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов и законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения по беспрепятственному доступу инвалидов к зданию Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия, понуждении создать место официальной стоянки для транспортных средств (парковочные места)
около здания с оборудованием мест для парковки специальных транспортных средств инвалидов, отменить.
Оставить в силе решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 9 июля 2013 г.
Председательствующий С.В.Штанов