ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44-Г-15/19 от 25.09.2019 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

№ 44-г- 15 /2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Президиума Верховного Суда Республики Карелия

25 сентября 2019 года г. Петрозаводск

Президиум Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего Рочевой Е.С.

судей Гуляевой Н.А., Гирдюка В.С.,Переплесниной Е.М., Галашевой И.Н., Данилова О.И.

рассмотрев кассационную жалобу Грибановой Надежды Александровны на заочное решение мирового судьи судебного участка № 1 г. Петрозаводска Республики Карелия от 07 февраля 2019 года и на апелляционное определение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14 мая 2019 года по гражданскому делу по иску Грибановой Надежды Александровны к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о взыскании расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,

Заслушав доклад судьи Галашевой И.Н., объяснения истца Грибановой Н.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя ответчика Михайлова А.К., полагавшего судебные постановления оставить без изменения, Президиум

установил:

Грибанова Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о взыскании расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в сумме 8954 руб., расходов за получение справки в размере 130 руб., расходов на оплату услуг представителя в размере 3000 рублей по тем основаниям, что она является пенсионером и в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" имеет право на возмещение расходов по проезду к месту отдыха и обратно. Истец обращалась к ответчику с заявлением об оплате стоимости проезда. 15 ноября 2018 года по данному заявлению было принято решение о частичной выплате компенсации в размере стоимости проезда железнодорожным транспортом 3029,40 руб., в оплате стоимости авиаперелета ответчиком отказано.

Заочным решением мирового судьи судебного участка № 13 г. Петрозаводска от 07 февраля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14 мая 2019 года, исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскана компенсация стоимости авиаперелета по маршруту (...) в размере 4950 рублей, а также почтовые расходы, связанные с подачей иска в суд, в размере 237,86 рублей. С ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Петрозаводску Республики Карелия (межрайонное) в бюджет Петрозаводского городского округа взыскана государственная пошлина в размере 400 руб.

В кассационной жалобе Грибанова Н.А., ссылается на существенное нарушение судебными инстанциями норм материального права, просит удовлетворить иск в полном размере.

В обоснование жалобы Грибанова Н.А. указала, что судебными инстанциями неправильно истолкованы нормы материального права, регламентирующие порядок компенсации фактически понесенных затрат пенсионером на проезд к месту отдыха и обратно, поскольку Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда не содержат запрета на возмещение таксы, которая является частью стоимости авиабилета.

Определением судьи Верховного Суда Республики Карелия Галашевой И.Н. от 11 сентября 2019 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Президиум находит жалобу подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела.

В соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимися получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года № 176 (далее – Правила), определен порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимися получателями страховых пенсий по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

В силу пунктов 2, 3 указанных Правил компенсация предоставляется пенсионерам, проживающим в районах и местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. Компенсация может производиться в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 данных Правил.

Согласно подпункту «г» пункта 10 Правил компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха на территории Российской Федерации и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно.

Выплата указанной компенсации производится в порядке, в котором пенсионеру осуществляется выплата пенсии.

В силу пункта 9 разъяснений о применении вышеуказанных Правил, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 марта 2016 года № 118н, в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), а также расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд транспортными средствами более высокой категории стоимости.

Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, Грибанова Н.А. является получателем страховой пенсии по старости (...), проживает в г. (...) Республики Карелия.

06 ноября 2018 года истец обратилась в адрес ответчика с заявлением о компенсации стоимости проезда в связи с тем, что в 2018 году выезжала (...) к месту отдыха (...) по маршруту (...).

Согласно решению ГУ - УПФР в г. Петрозаводске РК (межрайонное) от 15 ноября 2018 года ответчиком принято решение о выплате истцу компенсации расходов на оплату стоимости проезда в размере 3029,40 рублей (стоимость проезда железнодорожным транспортом по маршруту (...)). В компенсации стоимости авиаперелета в размере 8754 рублей отказано, так как оплата авиабилета произведена другим лицом.

Истец с указанным решением не согласилась, так как ее расходы составили 8954 рублей, в том числе 4950 рублей - тариф, 3804 рублей - таксы, 200 рублей – стоимость сервисного сбора.

Из справки АК «Сибирь» от 06 февраля 2019 года следует, что стоимость перелета истца по маршруту (...) составила 4950 рублей (тариф экономического класса), 3804 рублей - таксы (топливные и аэропортовые сборы).

Удовлетворяя исковые требования частично, суды пришли к выводу, что фактическая стоимость авиаперелета по маршруту (...) составила 4 950 рублей (стоимость тарифа). При этом суды исходили из того, что стоимость таксы в размере 3804 рубля является дополнительными расходами, возмещение которых не предусмотрено действующим законодательством.

Вместе с тем судами не было учтено следующее.

В соответствии со статьей 64 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками. Аэропортовые, аэронавигационные сборы, тарифы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации являются регулируемыми сборами, перечень и порядок применения которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.

Таксы - это аэропортовые сборы за наземное обслуживание самолетов и пассажиров (плата за обслуживание самолетов, пассажиров в аэропорты, обеспечение безопасности и т.д.) Таксы определяются аэропортами и регулируются государственными органами.

Приказом Минтранса России от 25 сентября 2008 года № 155 «Об утверждении правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации» установлены принципы формирования пассажирских и багажных тарифов и взимания сборов. В частности, в соответствии с пунктом 5 данных Правил денежная сумма за перевозку пассажира между двумя пунктами (далее – тариф) и условия применения тарифа устанавливаются перевозчиком. В пассажирский тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа, в том числе расходы на обслуживание пассажира, иные расходы (пункт 7 Правил).

Согласно пунктам 29 и 30 Общих правил воздушных перевозок, утвержденных Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года № 82, за перевозку пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами перевозчиком или уполномоченным агентом взимается провозная плата. Провозная плата определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажира и/или багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки (далее – тарифы) или комбинаций тарифов от аэропорта (пункта), из которого начинается перевозка пассажира, багажа, груза согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза до аэропорта назначения, сборов, предусмотренных Правилами формирования и применения тарифов.

На основании пунктов 31, 32 Общих правил воздушных перевозок провозная плата указывается в перевозочном документе.

С учетом изложенного таксы – это установленные государством обязательные платежи, взимание которых осуществляется организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Таким образом, поскольку таксы являются неотъемлемой частью стоимости авиабилета, связанной с обеспечением и выполнением договора перевозки пассажира, без уплаты которых продажа перевозочного документа не будет осуществлена, вывод судебных инстанций о частичном возмещении стоимости авиабилета основан на ошибочном толковании норм материального права.

Допущенные при рассмотрении дела судебными инстанциями нарушения норм материального права являются существенными, непреодолимыми, в связи с чем Президиум полагает необходимым изменить вышеуказанные судебные постановления в части взыскания расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, увеличив взысканную судом компенсацию с 4950 рублей до 8754 рублей.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Верховного Суда Республики Карелия

постановил:

Заочное решение мирового судьи судебного участка № 13 г. Петрозаводска Республики Карелия от 7 февраля 2019 года и апелляционное определение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14 мая 2019 года в части взыскания расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно изменить, увеличив размер взысканной с Государственного учреждения–Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в пользу Грибановой Надежды Александровны компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно с 4950 рублей до 8754 рублей (восемь тысяч семьсот пятьдесят четыре рубля).

В остальной части судебные постановления по настоящему делу оставить без изменения.

Председательствующий Рочева Е.С.

(...)