Дело № 44-Г-1/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
президиума суда Еврейской автономной области
Президиум суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Старецкого В.В.,
членов президиума: Серга Н.С., Гаврикова И.В., Пышкиной Е.В.,
при секретаре Антонюк Н.О.
рассмотрел в кассационном порядке гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области о возложении обязанности совершить определённые действия, переданное определением судьи суда ЕАО Слободчиковой М.Е. от 21.12.2018 в суд кассационной инстанции для рассмотрения по существу, на решение Ленинского районного суда ЕАО от 29.05.2018, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Октябрьского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области о возложении обязанности совершить определённые действия удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области разработать карту (план) объекта землеустройства - территории муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО и предоставить в Управление Росреестра по ЕАО карту (план) объекта землеустройства территории муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в срок до 01.02.2019.
и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда ЕАО от 22.08.2018, которым постановлено:
Решение Ленинского районного суда ЕАО от 29.05.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Тараника В.Ю., пояснения заместителя прокурора Еврейской автономной области Колесникова А.В., представителя ответчика администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО ФИО1, президиум
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района ЕАО обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО (далее - администрация Октябрьского муниципального района) о возложении обязанности разработать карту (план) объекта землеустройства - территории муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО (далее - Октябрьский муниципальный район) и предоставить её в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЕАО для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в срок до 01.02.2019.
Решением Ленинского районного суда ЕАО от 29.05.2018 исковые требования прокурора удовлетворены в полном объёме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда ЕАО от 22.08.2018 решение районного суда оставлено без изменения.
В обоснование требований кассационной жалобы указала, что истцом не доказано совершение ответчиком действий и принятие решений, обязывающих его в соответствии с действующим законодательством изготовить и направить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учёт, карту (план) объекта землеустройства.
Границы территории Октябрьского муниципального района совпадают с границей Российской Федерации и Еврейской автономной областью, однако у администрации Октябрьского муниципального района нет полномочий устанавливать их границы. При этом граница муниципального образования не может отличаться от границ Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в связи с этим установить границу муниципального образования можно только после внесения сведений о границах Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в государственный кадастр недвижимости.
По запросу судьи суда ЕАО от 09.11.2018 дело истребовано из Ленинского районного суда ЕАО. В суд ЕАО дело поступило 21.11.2018.
Определением судьи суда ЕАО от 21.12.2018 кассационная жалоба администрации Октябрьского муниципального района вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании президиума суда ЕАО.
В судебном заседании президиума суда ЕАО представитель ответчика администрации Октябрьского муниципального района ФИО1 доводы и требования кассационной жалобы поддержал.
Заместитель прокурора Еврейской автономной области Колесников А.В. возражал относительно кассационной жалобы, указал, что судами первой и апелляционной инстанций нормы материального и процессуального права не нарушены.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в суде кассационной инстанции, президиум суда ЕАО приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Президиум суда ЕАО находит, что такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции, на основании положений части 3 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и пункта 38 части 1 статьи 3 Устава Октябрьского муниципального района, пришёл к выводу о том, что утверждение карты (плана) объекта землеустройства - территории Октябрьского муниципального района и её предоставление в орган государственной регистрации прав является обязанностью администрации Октябрьского муниципального района ЕАО, которая до настоящего времени не исполнена.
Суд апелляционной инстанции поддержал данную позицию.
Между тем из указанных норм усматривается обязанность органов местного самоуправления по составлению карты-плана территории, а не карты (плана) объекта землеустройства, при этом доводам ответчика о том, что выполнение данных обязанностей является полномочиями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, судами надлежащая правовая оценка не дана.
При вынесении обжалуемых судебных постановлений суды первой и апелляционной инстанций не учли, что карта (план) объекта землеустройства и карта-план территории имеют различное правовое регулирование и направлены на достижение разных результатов.
Так, в силу статьи 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее - Закон о землеустройстве) землеустройство представляет собой мероприятия, в том числе по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства. Объектами землеустройства признаются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а также части таких территорий.
В соответствии со статьёй 20 Закона о землеустройстве карта (план) объекта землеустройства отображает в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к её составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к её составлению» утверждена форма карты (плана) объекта землеустройства. Сведения о земельных участках, расположенных в границах объекта землеустройства, в карту (план) соответствующего объекта землеустройства, подготовленную в результате описания местоположения границ объекта землеустройства, не включаются.
Форма карты-плана территории утверждена приказом Минэкономразвития России от 21.11.2016 № 734.
Пунктом 2 Требований к подготовке карты-плана территории (приложение № 2 к приказу Минэкономразвития России от 21.11.2016 № 734) установлено, что в соответствии с Законом о государственной регистрации недвижимости карта-план территории содержит необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельных участках, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ, а также сведения о местоположении зданий, сооружений, объектов незавершённого строительства на таких земельных участках.
Таким образом, возлагая на администрацию Октябрьского муниципального района обязанность разработать карту (план) объекта землеустройства - территории муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО, то есть по существу определить границы муниципального образования, суды не учли, что в силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подпункта 36 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» этот вопрос не отнесён к полномочиям данного публичного образования.
В соответствии с абзацами вторым, третьим и четвёртым статьи 148 ГПК РФ задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон, разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 ГПК РФ при подготовке дела к судебному разбирательству судья разрешает вопрос о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика, соединении и разъединении исковых требований.
Между тем, суд первой инстанции не учёл противоречия, имеющиеся между нормами материального права, приведёнными прокурором в исковом заявлении в обоснование разработки органом местного самоуправления вида документа и его предоставления в Управление Росреестра по ЕАО, и не предложил прокурору уточнить исковые требования (возложить обязанность разработать карту (план) объекта землеустройства - территории муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО, либо карту-план территории), и на основании уточнённых требований не определил круг лиц, участвующих в деле, тем самым существенно нарушил нормы процессуального права, предусмотренные статьями 148, 150 ГПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, рассматривая дело по апелляционной жалобе, не усмотрел допущенные судом первой инстанции существенные нарушения норм процессуального права и не устранил их.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда ЕАО нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенным нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшим на исход дела, что является основанием для отмены судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 388, 390 ГПК РФ, президиум суда ЕАО
П О С Т А Н О В И Л:
Кассационную жалобу администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области удовлетворить.
Решение Ленинского районного суда ЕАО от 29.05.2018 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда ЕАО от 22.08.2018 отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий В.В. Старецкий