Пермский краевой суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Пермский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
судья Бузмакова О.В. 44-Г-2831/6
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
президиума Пермского краевого суда
г. Пермь 21 января 2011 года
Президиум Пермского краевого суда в составе
председателя Вельянинова В.Н.
членов президиума Куницына А.В., Бестолкова А.И., Суркова П.Н., Суворова С.А., Акуловой И.Р., Елисеевой Е.Н., Бузмаковой О.Н.
при секретаре Орловой А.С.
рассмотрел гражданское дело по надзорной жалобе ФИО1 по иску ФИО1 к администрации г. Перми, муниципальному бюджетному учреждению «Жилищная служба города Перми», муниципальному бюджетному учреждению «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» о взыскании убытков, переданное на рассмотрение суда надзорной инстанции определением судьи Пермского краевого суда Лобановой С.Ф. от 11 января 2011 года.
Заслушав доклад судьи Лобановой С.Ф., президиум
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации г. Перми, муниципальному бюджетному учреждению «Жилищная служба города Перми» о взыскании убытков в размере 987 рублей 50 копеек, судебных расходов. Требования мотивировала тем, что является нанимателем квартиры № ** по ул. ****, находящейся в муниципальной собственности. В октябре 2008 года ОАО «***» письмом сообщило ей о необходимости замены электросчетчика в связи с тем, что прибор признан непригодным к учету. Письмом администрации г. Перми от 01.12.2008 г. ей было сообщено, что замена индивидуального прибора учета электроэнергии должна производиться за счет нанимателя жилого помещения. Поскольку администрация отказалась произвести эти работы, она приобрела счетчик за свой счет и оплатила работы по его установке. Полагает, что прибор учета электроэнергии, который находится на лестничной площадке, не относится к электропроводке, находящейся в квартире нанимателя, поэтому его замену должен производить собственник жилого помещения.
Впоследствии ФИО1 уточнила свои требования, просила взыскать 987 рублей 50 копеек с администрации г. Перми, муниципального бюджетного учреждения «Жилищная служба города Перми», муниципального бюджетного учреждения «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми».
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: ОАО «***», ФИО2, ФИО3
Решением мирового судьи судебного участка № 138 Ленинского района г. Перми от 03.11.2009 г. с муниципального бюджетного учреждения «Жилищная служба города Перми» в пользу ФИО1 взысканы убытки в размере 987 рублей 50 копеек, в доход федерального бюджета - государственная пошлина в сумме 200 рублей.
В удовлетворении иска ФИО1 к администрации г. Перми, муниципальному бюджетному учреждению «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» о взыскании убытков отказано.
Апелляционным решением Ленинского районного суда г. Перми от 29.04.2010 г. решение мирового судьи судебного участка № 138 Ленинского района г. Перми от 03.11.2009 г. отменено. По делу принято новое решение. В удовлетворении требований ФИО1 к муниципальному бюджетному учреждению «Жилищная служба города Перми» о взыскании убытков в сумме 987 рублей 50 копеек отказано. С ФИО1 в пользу муниципального бюджетного учреждения «Жилищная служба города Перми», администрации г. Перми взысканы расходы по оплате государственной пошлины по 100 рублей.
В надзорной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене апелляционного решения и оставлении в силе решения суда первой инстанции. Считает ошибочным вывод суда второй инстанции о том, что бремя содержания индивидуального прибора учета электроэнергии должен нести наниматель жилого помещения. Ссылаясь на ст. 67 Жилищного кодекса РФ, постановление Правительства РФ № 315 от 21.05.2005 г., истец указывает, что работы по замене электросчетчика должен проводить наймодатель.
В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Президиум находит надзорную жалобу ФИО1 обоснованной, апелляционное решение Ленинского районного суда г. Перми от 29.04.2010 г. подлежащим отмене в связи с существенным нарушением норм материального права.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, по договору социального найма, заключенному 27.12.2007 г. с муниципальным учреждением «Жилищная служба» Кировского района г. Перми, ФИО1 является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: ****. Прибор учета электроэнергии в данном жилом помещении установлен на лестничной площадке.
Правопреемником муниципального учреждения «Жилищная служба» Кировского района г. Перми является муниципальное бюджетное учреждение «Жилищная служба города Перми» (л.д. 45-46).
В уведомлении от 24.09.2008 г. ОАО «***» ФИО1 была предупреждена о том, что прибор учета электроэнергии признан непригодным и подлежит замене (л.д. 31).
Она обратилась в администрацию г. Перми с просьбой заменить электросчетчик. Письмом от 01.12.2008 г. администрация г. Перми в удовлетворении её заявления было отказано (л.д. 10).
В связи с отказом наймодателя произвести указанные работы, ФИО1 за свой счет приобрела счетчик (604 руб. 50 коп.) и оплатила услуги по его замене (383 руб.). Убытки составили 987 руб. 50 коп.
Суд первой инстанции взыскал с муниципального бюджетного учреждения «Жилищная служба города Перми» в пользу ФИО1 убытки за установку электросчетчика, при этом исходил из того, что прибор учета установлен на лестничной клетке и его замену должен производить собственник жилого помещения.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение мирового судьи и отказывая ФИО1 в иске, указал на то, что бремя содержания индивидуального прибора учета электроэнергии должен нести наниматель жилого помещения.
Указанный вывод суда апелляционной инстанции основан на неправильном применении закона.
В соответствии со ст.210 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статья 8 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) устанавливает, что к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных данным Кодексом.
В соответствии со ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
Перечень обязанностей нанимателя жилого помещения по договору социального найма урегулирован ч. 3, 4 ст.67 ЖК РФ, а также подпунктом «е» п.4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005г. № 315. Положениями данных норм не предусмотрена обязанность нанимателя жилого помещения нести расходы по установке расположенного на лестничной площадке оборудования, в том числе приборов учета энергии.
Круг лиц, на которых ложится обязанность по содержанию приборов учета потребления энергии, предусмотрен Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (в ред. от 28.06.2008 N 476) (далее - Правила).
Согласно пункту 139 Правил владелец объекта, на котором установлен прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание.
Согласно п.5.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003г. № 170, обязанность по сохранности приборов учета электроэнергии, установленных вне квартир (на площадках лестничных клеток, в коридорах, вестибюлях, холлах и в других общедомовых помещениях), возложена на организацию, эксплуатирующую жилищный фонд.
В соответствии с п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307) исполнитель обязан самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
Согласно п. 2.11.16 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (утв. Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6) замену и поверку расчетных электрических счетчиков, осуществляет собственник (иной владелец) приборов учета по согласованию с энергоснабжающей организацией.
В силу пункта 13 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (далее -внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.
Указанные положения согласуются со ст.210 Гражданского кодекса РФ, исходя из положений которой, именно собственник должен нести бремя финансовых расходов по поддержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии.
Таким образом, учитывая, что по договору социального найма наниматель не обязан заменять за свой счет электросчетчик, который не находится в его собственности и расположен на лестничной площадке, собственник муниципального жилья или уполномоченное им лицо должны нести бремя по замене прибора учета электроэнергии в случае его непригодности к эксплуатации.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
ФИО1 произвела за свой счет замену вышедшего из строя прибора учета энергии, который в собственность ей не передавался и расположен на лестничной площадке дома.
Постановлением Администрации г. Перми от 30.04.2009г. № 235 муниципальное бюджетное учреждение «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» уполномочено осуществлять функции наймодателя муниципального жилищного фонда с 01.06.2009г.
Согласно Устава муниципальное бюджетное учреждение осуществляет участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества многоквартирных домов, в которых находятся муниципальные жилые помещения, закрепленные за Учреждением на праве оперативного управления, обеспечение предоставления коммунальных услуг нанимателям жилых помещений по договора социального найма.
При таких обстоятельствах требования ФИО1 о взыскании убытков с муниципального бюджетного учреждения «Жилищная служба города Перми» подлежат удовлетворению.
Таким образом, апелляционная инстанция допустила ошибку в применении материального закона, которая привела к неправильному разрешению спора и без устранения этого нарушения невозможно восстановление и защита прав истца.
Поскольку решение мирового судьи судебного участка № 138 о возмещении убытков в сумме 987 рублей 50 копеек являлось правильным, оснований для его отмены судом апелляционной инстанции Ленинского районного суда г. Перми не имелось.
Президиум приходит к выводу об отмене апелляционного решения по делу и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 387, 388, п. 4 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Отменить апелляционное решение Ленинского районного суда г. Перми от 29.04.2010г.
Оставить в силе решение мирового судьи судебного участка № 138 Ленинского района г. Перми от 03.11.2009 г.
Председатель президиума - В.Н. Вельянинов