№44-г-40
Районный суд – Концевая Н.А.
ГСК: Кричкер Е.В.(предс.)
Сентякова Н.Н.
Буров А.И. (докл.)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
г. Ижевск 28.11. 2014 года
Президиум Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего – Суханова Ю.В.
Членов Президиума – Емельянова А.В., Головкова Л.П., Никулина А.Л., Баранова Н.В.
По докладу судьи – Сундукова А.Ю.
рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования «Шарканский район» Удмуртской Республики на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 6 августа 2014 года по делу по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения администрации МО «Шарканский район» Удмуртской Республики от 9 января 2014 года № 11, переданную на рассмотрение Президиума определением судьи Верховного суда Удмуртской Республики Сундукова А.Ю. от 11 ноября 2014 года
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения администрации муниципального образования «Шарканский район» от <данные изъяты> года № <данные изъяты> об исключении из списка на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета как вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении на администрацию МО «Шарканский район» обязанности восстановить ФИО1 в указанном списке.
Заявление мотивировано тем, что ФИО1 исключили из списка на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета по основанию – утрата оснований мер социальной поддержки в связи с поступлением уточняющей справки от <данные изъяты> года № <данные изъяты> военного комиссариата Удмуртской Республики по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам. В уточняющей справке указано, что П. не значится участником Великой Отечественной войны. При этом он проходил военную службу с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года. В период Великой Отечественной войны с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года П. проходил службу в <данные изъяты> зенитной дивизии, которая в состав действующей армии не входила. Между тем заявитель с позицией администрации МО «Шарканский район» не согласна, поскольку в соответствии с положениями статей 2 и 21 Федерального закона «О ветеранах» П. является участником Великой Отечественной войны, а она как его супруга имеет право на единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
Решением Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 21 апреля 2014 года заявление ФИО1 о признании незаконным решения администрации муниципального образования «Шарканский район» от <данные изъяты> года № <данные изъяты> об исключении из списка на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета как вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить ФИО1 в списке, оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 6 августа 2014 года решение районного суда отменено, по делу принято новое решение. Постановлено заявление ФИО1 о признании незаконным решения администрации муниципального образования «Шарканский район» от <данные изъяты> года № <данные изъяты> об исключении из списка на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета как вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении на администрацию муниципального образования «Шарканский район» обязанности восстановить ФИО1, удовлетворить.
Решение администрации муниципального образования «Шарканский район» от <данные изъяты> года № <данные изъяты> об исключении из списка на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета как вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий, признать незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Шарканский район» восстановить ФИО1 в списке на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета как вдову участника Великой Отечественной войны, нуждающуюся в улучшении жилищных условий с момента её исключения из списков.
В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Удмуртской Республики 2 октября 2014 года, глава администрации МО «Шарканский район» Удмуртской Республики М. просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неверное применение норм материального права к спорным правоотношениям при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции. Излагая фактические обстоятельства настоящего гражданского дела, заявитель кассационной жалобы полагает, что суд апелляционной инстанции необоснованно применил п.4 ч.1, п.3 ч.2 ст.21,23.2 Федерального закона «О ветеранах» без взаимосвязи с п.4 ст.17 вышеназванного нормативного правового акта, поскольку объем мер социальной поддержки ФИО1 производен от объема мер социальной поддержки П., предусмотренных ФЗ «О ветеранах».
Изучив материалы гражданского дела, проверив доводы кассационной жалобы и законность принятых по делу судебных постановлений, выслушав пояснения явившихся лиц, Президиум приходит к следующему.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Между тем, по данному делу судом апелляционной инстанции были допущены существенные нарушения норм материального права, которые выразились в неправильном применении и толковании закона.
Так, из материалов гражданского дела усматривается, что ФИО1 является вдовой ветерана - участника Великой Отечественной войны П., умершего <данные изъяты> года. С <данные изъяты> года ФИО1 зарегистрирована и проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности А. (л.д.32-35).
Согласно письменному уведомлению администрации МО «Шарканский район» от <данные изъяты> года № <данные изъяты> ФИО1 была включена в список ветеранов Великой Отечественной войны по Шарканскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
Письмом начальника отдела социальной защиты населения в Шарканском районе № <данные изъяты> от <данные изъяты> года администрация МО «Шарканский район» уведомлена о том, что на основании уточняющей справки от <данные изъяты> года № <данные изъяты> отдела военного комиссариата Удмуртской Республики по городу Воткинск, Воткинскому и Шарканскому районам принято решение об аннулировании удостоверения серии <данные изъяты> № <данные изъяты> от <данные изъяты> года, выданного ФИО1, в связи с чем меры социальной поддержки на нее как на вдову участника Великой Отечественной войны не распространяются (л.д.19).
Из архивной справки отдела военного комиссариата Удмуртской Республики по городу Воткинск, Воткинскому и Шарканскому районам от <данные изъяты> года № <данные изъяты> следует, что П., <данные изъяты> года рождения, проходил военную службу с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года. В период Великой Отечественной войны с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года проходил службу в <данные изъяты> зенитной дивизии, которая в состав действующей армии не входила (л.д.10).
Решением администрации МО «Шарканский район» от <данные изъяты> года № <данные изъяты> ФИО1 исключена из списка на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета как вдова участника Великой Отечественной войны, нуждающаяся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований мер социальной поддержки (л.д.4).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявления ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что П. являлся участником Великой Отечественной войны, проходившим военную службу в воинской части, не входившей в состав действующей армии с период с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года, не менее шести месяцев, и в силу п.4 ст.17 Федерального закона «О ветеранах» он имел право на меру социальной поддержки – обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в случае выселения из занимаемого служебного жилого помещения.
Учитывая положения ст.ст.21,23.2 Федерального закона «О ветеранах», предусматривающие меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, во взаимосвязи с п.4 ст.17 этого же нормативного правового акта, суд первой инстанции пришел к выводу, что объем прав члена семьи участника Великой Отечественной войны на предоставление мер социальной поддержки производен от объема прав участника Великой Отечественной войны на предоставление мер тех или иных мер социальной поддержки.
Суд первой инстанции учел перечисленные законоположения, в результате чего установил, что <данные изъяты> в силу своего статуса имел право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем только в случае выселения из занимаемого служебного помещения, следовательно, его вдова ФИО1 имеет право на предоставление такой же меры поддержки.
Вместе с тем, поскольку ФИО1 проживает не в служебном помещении, а в квартире, принадлежащей на праве собственности А., то суд первой инстанции признал, что правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» ФИО1 не обладает.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение по делу, не согласился с выводами районного суда о непосредственной зависимости мер государственной социальной поддержки, предоставляемых супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, от объема мер государственной социальной поддержки, которыми обладал погибший (умерший) участник Великой Отечественной войны. По мнению апелляционной инстанции, в данном случае суд первой инстанции неверно применил положения п.4 ст.17 ФЗ «О ветеранах», при этом не применил норму, подлежащую применению, а именно п.4 ч.1 ст.21 названного Закона.
Судебная коллегия указала, что ФИО1 как вдова участника Великой Отечественной войны, нуждающаяся в жилом помещении, имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст. 21 Федерального закона "О ветеранах".
Данные выводы судебной инстанции, основанные на неправильном применении норм материального права, являются ошибочными в силу следующего.
Федеральным законом Российской Федерации от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» определено право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, без ограничения срока постановки на учет.
В ст.2 Федерального закона "О ветеранах" законодатель выделил несколько категорий военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты "а - и" подпункта 1 пункта 1), меры социальной поддержки которых предусмотрены статьями 15 и 17 данного Федерального закона и различаются по объему.
Статьей 15 названного Федерального закона такая мера социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона, предоставлена участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Меры социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период (п. п. "з" п. п. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах"), предусмотрены ст. 17 Федерального закона "О ветеранах", которая в пункте 4 гарантирует указанным лицам обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона только в случае выселения их из занимаемых ими служебных жилых помещений.
Установление законодателем различных мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, как неоднократно указывал в своих постановлениях Конституционный Суд Российской Федерации, свидетельствует об особой государственной поддержке фронтовиков, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", и инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, и основано на объективных критериях.
Таким образом, Президиум полагает, что системное толкование положений статей 2, 15, 17, 21 Федерального закона "О ветеранах" свидетельствует о том, что право членов семьи участников Великой Отечественной войны на предоставление мер социальной поддержки производно от права участников Великой Отечественной войны на предоставление тех или иных мер социальной поддержки.
Учитывая, что П. в силу своего статуса участника Великой Отечественной войны, предусмотренного п. п. "з" п. п. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", имел право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями ст. 23.2 закона о ветеранах только в случае выселения из занимаемого служебного помещения (ст. 17 Федерального закона "О ветеранах"), его вдова ФИО1 имеет право на предоставление такой же меры социальной поддержки.
Поскольку ФИО1 проживает не в служебном жилом помещении, а в квартире, принадлежащей на праве собственности А., то правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" заявительница не обладает.
Указанные в статье 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны носят персональный характер, так как обусловлены одним из конкретных обстоятельств: различием мер социальной защиты в зависимости от того, относится ли лицо к участникам Великой Отечественной войны, указанным в подпунктах «а» - «ж» и «и», либо указанным в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ «О ветеранах».
Из системного толкования приведенных норм права следует, что объем прав членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны на предоставление мер социальной поддержки не может быть больше объема прав участника Великой Отечественной войны на предоставление тех или иных мер социальной поддержки.
Таким образом, при установленных по делу обстоятельствах у апелляционной инстанции не имелось законных оснований для отмены решения районного суда и удовлетворения заявления ФИО1
Учитывая изложенное, Президиум считает необходимым апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 6 августа 2014 года отменить как вынесенное с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, а решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 21 апреля 2014 года оставить в силе, поскольку оно является законным и обоснованным, отвечающим требованиям ст.195 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь п.4 ч.1 ст.390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
П О С Т А Н О В И Л :
Кассационную жалобу администрации муниципального образования «Шарканский район» Удмуртской Республики удовлетворить.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 6 августа 2014 года отменить.
По гражданскому делу по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения администрации МО «Шарканский район» Удмуртской Республики от <данные изъяты> года № <данные изъяты> оставить в силе решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 21 апреля 2014 года.
Председательствующий Суханов Ю.В.