ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44-Г-64 от 14.12.2018 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 декабря 2018 г. № 44-г-64

Президиум Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего – Летучих Л.Е.,

членов президиума Данилова А.Р., Кулагина А.А., Оконешниковой М.М.,

первого заместителя Прокурора Республики Саха (Якутия) Иванова А.Л.,

при секретаре Одинцовой И.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационное представление Прокурора Республики Саха (Якутия) Пилипчука Н.Л. по гражданскому делу по иску Прокурора Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Ленскому районному нефтепроводному управлению - филиалу ООО «Транснефть-Восток», ООО «Транснефть-Восток» о признании незаконным взимания с Управления федеральной почтовой связи Республики Саха (Якутия) платы за пользование вдольтрассовым проездом.

Заслушав доклад судьи Данилова А.Р., пояснения первого заместителя Прокурора Республики Саха (Якутия) Иванова А.Л., поддержавшего доводы кассационного представления, представителя Управления федеральной почтовой связи Республики Саха (Якутия) Караваевой И.М., возражения представителя ООО «Транснефть-Восток» Коноплева А.С., президиум Верховного Суда Республики Саха (Якутия),

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к ООО «Транснефть-Восток», собственнику вдольтрассового проезда на территории Ленского района Республики Саха (Якутия), проходящего вблизи населенных пунктов - город Ленск, поселки Витим, Пеледуй и Толон, протяженностью 263,7 км.

В 2017 году Управление федеральной почтовой связи Республики Саха (Якутия) обратилось к ответчику с обращением о разрешении на безвозмездной основе передвижение их ведомственного автотранспорта по вдольтрассовому проезду по маршруту Ленск-Пеледуй-Витим-Ленск в период отсутствия возможности проезда по альтернативному пути в целях соблюдения ежемесячного графика выплаты пенсии, обеспечения своевременной доставки почтовых отправлений и периодической печати.

Письмами от _______, _______, _______ ООО «Транснефть-Восток» разрешил передвижение почтового автотранспорта по вдольтрассовому проезду, но на условиях внесения 100% предоплаты.

Указывая на приведенные обстоятельства, Прокурор Республики Саха (Якутия) ставит вопрос о признании незаконными действий Ленского районного нефтепроводного управления – филиала ООО «Транснефть-Восток», ООО «Транснефть-Восток», направленных на взимание с федеральной почтовой связи платы за пользование вдольтрассовым проездом со ссылкой на требования Федерального закона о почтовой связи и другие нормы права о перевозке почтовых отправлений и денежных средств организациями федеральной почтовой связи во внеочередном и безвозмездном порядке.

Решением Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 04 июля 2018 года иск удовлетворен.

Суд постановил признать незаконным решение Ленского районного нефтепроводного управления, ООО «Транснефть-Восток» по взиманию платы с Управления федеральной почтовой связи Республики Саха (Якутия) - филиала ФГУП «Почта России» за пользование вдольтрассовым проездом, соединяющим город Ленск с поселками Витим, Пеледуй и Толон.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2018 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении искового заявления Прокурора Республики Саха (Якутия) отказано.

В кассационном представлении Прокурор Республики Саха (Якутия) ставит вопрос об отмене апелляционного определения, ссылаясь на нарушения судом норм материального и процессуального права.

По результатам изучения доводов кассационного представления 29 октября 2018 года дело было истребовано и поступило в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) 06 ноября 2018 года. Определением судьи Верховного Суда РС (Я) Данилова А.Р. от 21 ноября 2018 года кассационное представление с делом переданы для рассмотрения судом кассационной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и определения судьи о передаче дела для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, президиум Верховного Суда РС (Я) находит представление подлежащим удовлетворению, а определение суда апелляционной инстанции - отмене.

В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения норм права были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ООО «Транснефть-Восток» является собственником вдольтрассового проезда, соединяющего город Ленск с поселками Витим, Пеледуй и Толон, протяженностью 263,7 км.

Для установления порядка пользования спорными вдольтрассовыми и технологическими проездами Обществом утвержден Стандарт организации № СТО-03.220.01-ВСМН-111-16 «Положение о порядке пользования вдольтрассовыми и технологическими проездами, принадлежащими ООО «Транснефть-Восток» на праве собственности».

Данным Положением допускается проезд транспортных средств граждан и организаций, не имеющих прямого отношения к эксплуатации объектов ООО «Транснефть-Восток», в заявительном порядке и при условии получения соответствующего разрешения.

В 2017 году Управление федеральной почтовой связи Республики Саха (Якутия) обращалось к собственнику вдольтрассового проезда с просьбой о передвижении на безвозмездной основе ведомственного автотранспорта по вдольтрассовому проезду по маршруту Ленск-Пеледуй-Витим-Ленск в период отсутствия возможности проезда по альтернативному пути в целях соблюдения ежемесячного графика выплаты пенсии, обеспечения своевременной доставки почтовых отправлений и периодической печати.

Письмами от ______________, _______ ООО «Транснефть-Восток» разрешил передвижение почтовому автотранспорту по вдольтрассовому проезду на платной основе на условиях внесения 100% предоплаты.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, применив положения ст. 41 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», ст. 32 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» суд первой инстанции нашел требования Прокурора Республики Саха (Якутия) обоснованными и удовлетворил иск.

При этом суд сослался на нормы федерального законодательства, которые свидетельствуют о том, что организациям почтовой связи предоставляется право перевозить почтовые отправления по всем маршрутам и линиям автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта, в связи с чем, взимание платы за проезд транспортных средств почтовой связи, при наличии возможности предоставить его безвозмездно, является незаконным.

Судебная коллегия не согласилась с выводами суда первой инстанции и, ссылаясь на доводы о том, что вдольтрассовый проезд не может быть отнесен к автомобильным дорогам, ссылка суда на положения Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» является необоснованной, по мотивам, изложенным в апелляционном определении судебной коллегии, отменила решение суда. При этом коллегия отметила, что освобождение филиала почтовой связи от уплаты вознаграждения за проезд будет являться дарением, что между коммерческими организациями недопустимо в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Между тем, с данными выводами судебной коллегии нельзя согласиться, поскольку указанные выводы не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, выводы суда основаны на неверном толковании норм материального права, а также судом не применены нормы, подлежащие применению.

Согласно ч. 3 ст. 11 ГПК РФ в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

В связи с отсутствием нормы, регулирующей отношения об установлении или освобождении платы за пользование вдольтрассовыми проездами, суд первой инстанции обоснованно применил нормы, регулирующие сходные отношения, а именно: Федеральные законы от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи".

Согласно п. 1.2. Правил охраны магистральных трубопроводов, утв. Минтопэнерго России от 29 апреля 1992 года и постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 года № 9 вдольтрассовые проезды входят в состав магистральных трубопроводов.

Согласно п. 3.19 СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» под вдольтрассовым понимается объект магистрального трубопровода, предназначенный для перевозки грузов и персонала вдоль трассы магистрального трубопровода в период его строительства и эксплуатации.

В соответствии с пунктом 1.3 Положения о порядке пользования вдольтрассовыми и технологическими проездами, принадлежащими ООО «Транснефть-Восток» на праве собственности, вдольтрассовые и технологические проезды относятся к служебным и патрульным автомобильным дорогам и не являются дорогами общего пользования (л.д. 47).

Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе (статья 1).

Действие данного Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

Автомобильная дорога в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенной для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - защитные дорожные сооружения искусственные дорожные сооружения производственные объекты, элементы автомобильных дорог.

Владельцами автомобильных дорог могут быть исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 7 статьи 3).

К собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 статьи 6).

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (часть 2 статьи 5).

К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд (часть 4 статьи 5).

К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования (часть 12 статьи 5).

В данном случае спорный вдольтрассовый проезд является дорогой, что согласуется с положением абзаца 8 статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно которому дорога – это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Вдольтрассовый проезд обладает признаками, присущими автомобильной дороге: имеет конструктивные элементы, а также дорожные сооружения, обеспечивающие безопасность дорожного движения.

Как следует из системного толкования вышеуказанных норм, вдольтрассовый проезд, не является самостоятельным объектом транспортной инфраструктуры, так как входит в состав линейного объекта - магистрального трубопровода, по своему назначению используется как патрульная и служебная автомобильная дорога, предназначенная для перевозки грузов и персонала ООО «Транснефть-Восток».

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Положением о порядке пользования вдольтрассовыми и технологическими проездами, принадлежащими ООО «Транснефть-Восток» на праве собственности, допускается проезд транспортных средств граждан и организаций, не имеющих прямого отношения к эксплуатации объектов ООО «Транснефть-Восток», как на платной основе, так и без взимания платы. В пункте 5.2 перечислены транспортные средства физических лиц и организаций, которые освобождены от платы за пользование вдольтрассовыми и технологическими проездами. Данный перечень носит закрытый характер, согласно пункту 5.3 Положения, иные лица, не указанные в пункте 5.2, могут быть допущены к пользованию вдольтрассовыми и технологическими проездами на платной основе. Транспорт Управления федеральной почтовой связи пункте 5.2 Положения в числе организаций освобожденных от платы за пользование вдольтрассовыми и технологическими проездами не указан.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что указанный вдольтрассовый проезд является объектом, предназначенным (приспособленным) для передвижения по нему транспортных средств, как для перевозки грузов и персонала ООО «Транснефть-Восток», так и иных лиц и организаций, указанных в п. 5.2. Положения о порядке пользования вдольтрассовыми и технологическими проездами, принадлежащими ООО «Транснефть-Восток» на праве собственности, а также лиц, получивших соответствующее разрешение на пользование проездом (на платной основе).

В связи с изложенным, вопреки выводам судебной коллегии, к правоотношениям, рассматриваемым в настоящем деле, при определении порядка пользования вдольтрассовым проездом могут быть применены положения Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с учетом характера и специфики объекта.

При вынесении апелляционного определения судебной коллегией также не учтены нормы Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ «О почтовой связи».

Согласно части 2 статьи 3 данного закона почтовая связь в Российской Федерации осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями почтовой связи, иными операторами почтовой связи и предназначается для оказания услуг почтовой связи гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам.

В соответствии со ст. 5 Закона деятельность в области почтовой связи в Российской Федерации осуществляется на основе принципа доступности для всех граждан и юридических лиц услуг почтовой связи как одного из средств получения информации и обмена ею.

Для надлежащей деятельности организаций почтовой связи Федеральным законом № 176-ФЗ в целях бесперебойной и регулярной поставки всех видов почтовых отправлений установлены преимущества в отношении транспортных средств организаций почтовой связи по сравнению с транспортом граждан и юридических лиц.

Так, в соответствии с положениями абзаца 1 статьи 32 Федерального закона "О почтовой связи" организациям почтовой связи предоставляется право на условиях договора перевозить почтовые отправления и денежные средства по всем маршрутам и линиям автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта в сопровождении работников организаций почтовой связи либо передавать почтовые отправления для перевозки под ответственность транспортных организаций.

Почтовый транспорт имеет право на беспрепятственный проезд по всем улицам населенных пунктов и дорогам Российской Федерации, а также на заправку горючим вне очереди наряду с автомобилями оперативных и специальных служб.

Согласно абзацу 3 статьи 32 названного Федерального закона перевозки почтовых отправлений и денежных средств организациями федеральной почтовой связи, их работниками, сопровождающими почтовые отправления и денежные средства, на постоянных и временных переправах через реки, каналы и другие водные объекты, а также по платным автомобильным дорогам производятся вне очереди, безвозмездно.

Данной норме корреспондируют положения статьи 41 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым от платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам и платным участкам автомобильных дорог освобождаются транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, осуществляющие перевозки почтовых отправлений и денежных средств, а также сопровождающих почтовые отправления и денежные средства работников таких организаций.

Указанные нормы являются императивными, подлежат обязательному исполнению при указанных в них обстоятельствах.

Исходя из взаимосвязи содержания вышеуказанных положений, с учетом ч. 3 ст. 11 ГПК РФ, можно сделать вывод об обязанности предоставления почтовому транспорту проезда вне очереди и на безвозмездной основе по всем автомобильным дорогам, в т.ч. и по указанному спорному вдольтрассовому проезду, предназначенному (приспособленному) для передвижения транспортных средств.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2011 N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» вдольтрассовый проезд не является объектом общего пользования и не может быть использован для проезда неограниченного круга лиц.

Однако исходя из буквального толкования Положения о порядке пользования вдольтрассовыми и технологическими проездами, принадлежащими ООО «Транснефть-Восток» на праве собственности, допускающего проезд по вдольтрассовой дороге транспортных средств, принадлежащих сторонним организациям и физическим лицам, как на платной основе, так и без взимания платы, а также установленного судом факта допуска транспортных средств УФПС Республики Саха (Якутия) – филиал ФГУП «Почта России» к пользованию вдольтрассовым проездом, установление платы за проезд почтового транспорта в рассматриваемом случае противоречит нормам действующего законодательства.

Судебной коллегией также не учтено, что согласно ч. 1 ст. 3 Федерального Закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ «О почтовой связи» в соответствии со своим назначением почтовая связь в Российской Федерации является неотъемлемым элементом социальной инфраструктуры общества, содействует укреплению социально-политического единства Российской Федерации, способствует реализации конституционных прав и свобод граждан, позволяет создать необходимые условия для осуществления государственной политики в области формирования единого экономического пространства, способствует свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободе экономической деятельности.

Установление платы за пользование вдольтрассовым проездом при установленных обстоятельствах дела нарушает основополагающий принцип доступности для всех граждан и юридических лиц услуг почтовой связи как одного из средств получения информации и обмена ею, на основе которого осуществляется деятельность в области почтовой связи, а в связи с этим - нарушаются права граждан на получение данной информации и обмен ею.

При таких обстоятельствах, судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов неограниченного круга лиц.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу, вправе оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.

Руководствуясь статьями 387, 388, пунктом 4 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум Верховного Суда Республики Саха (Якутия)

П О С Т А Н О В И Л :

Кассационное представление Прокурора Республики Саха (Якутия) Пилипчука Н.Л. удовлетворить.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2018 года по данному делу отменить, решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 04 июля 2018 года оставить в силе.

Председательствующий Летучих Л.Е.