ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44-Г-84/17 от 02.08.2017 Ярославского областного суда (Ярославская область)

44-г-84/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

президиума Ярославского областного суда

г. Ярославль 2 августа 2017 года

Президиум Ярославского областного суда в составе:

председательствующего Ананьева В.Н.,

членов президиума Чугунова А.Б., Петровой Л.В., Малахова В.А., Кручининой Н.В.

рассмотрел по кассационной жалобе администрации Ростовского муниципального района Ярославской области гражданское дело по иску Ростовского межрайонного прокурора Ярославской области в интересах Российской Федерации, Ярославской области, городского поселения Ростов Ярославской области к администрации Ростовского муниципального района Ярославской области о возмещении вреда,

Заслушав доклад судьи Ярославского областного суда Кручининой Н.В., объяснения представителя администрации Ростовского муниципального района Ярославской области по доверенности ФИО5, возражения на кассационную жалобу представителя администрации городского поселения Ростов Ярославской области по доверенности ФИО6, объяснения заместителя прокурора Ярославской области Кукина А.А., изучив письменные возражения Контрольно-счетной палаты Ярославской области, президиум

у с т а н о в и л:

Ростовский межрайонный прокурор Ярославской области в интересах Российской Федерации, Ярославской области, городского поселения Ростов Ярославской области обратился в суд с иском к администрации Ростовского муниципального района Ярославской области о взыскании денежных средств в пользу федерального бюджета - 490 080 рублей, в пользу бюджета Ярославской области - 1 064 381 рубль, в пользу администрации городского поселения Ростов Ярославской области - 1 064 381 рубль. В обоснование исковых требований прокурор ссылался на то, что Контрольно-счетной палатой Ярославской области проведена проверка в администрации городского поселения Ростов Ярославской области по вопросу целевого и эффективного использования средств областного бюджета, направленных в рамках реализации региональной программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области» на 2011-2020 г.г., утв. постановлением Правительства Ярославской области от 26 января 2011 года №9-П. В ходе проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства, связанные с неэффективным использованием бюджетных средств. По информации главы городского поселения Ростов Ярославской области ФИО7 неэффективное использование бюджетных средств произошло из-за неправильного расчета муниципальным казенным учреждением Ростовского муниципального района «Комитет коммунального хозяйства», являющимся структурным подразделением администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, понижающего коэффициента, применяемого при расчете среднерыночной стоимости 1 кв.м жилья. В результате этого социальные выплаты молодым семьям на приобретение (строительство) жилья за счет бюджетных денежных средств в 2014-2015 г.г. произведены в большем размере на общую сумму 2 618 842 рубля, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 490 080 рублей, за счет средств областного бюджета – 1 064 381 рубль, за счет средств бюджета городского поселения Ростов – 1 064 381 рубль. Таким образом, по вине администрации Ростовского муниципального района Ярославской области имело место неэффективное, неэкономное использование бюджетных денежных средств.

Представитель администрации Ростовского муниципального района Ярославской области по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала. Не отрицала, что норматив стоимости 1 кв.м жилья рассчитан неверно, однако, при расчете норматива специалисты руководствовались указаниями агентства по делам молодежи Ярославской области. Считала, что администрация городского поселения Ростов Ярославской области, являясь исполнителем программы, должна была сама утверждать норматив стоимости 1 кв.м жилья и рассчитывать понижающий коэффициент. Ответственным исполнителем программы и главным распорядителем бюджетных денежных средств является агентство по делам молодежи Ярославской области, которое несет ответственность за эффективное использование денежных средств областного и федерального бюджета. Администрация Ростовского муниципального района Ярославской области, получив денежные средства на единый счет в Управлении финансов, перечислила их в бюджет городского поселения, более никакого участия в программе не принимала.

Представители Контрольно-счетной палаты Ярославской области по доверенности ФИО1 и ФИО2 поддержали заявленные прокурором требования, полагали, что факт неэффективного расходования денежных средств бюджетов имел место по вине администрации Ростовского муниципального района, утвердившей норматив стоимости 1 кв.м общей площади жилья для расчета размеров социальных выплат, направляемых на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, с нарушением требований п.1.13 Положения о порядке предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, утв. постановлением Правительства Ярославской области от 17 марта 2011 года № 171-п.

Представитель администрации городского поселения Ростов Ярославской области по доверенности ФИО6 в судебном заседании требования прокурора подержала.

Представитель агентства по делам молодежи Ярославской области в судебном заседании не участвовал.

Представитель МКУ РМР «Комитет коммунального хозяйства» по доверенности ФИО3 в судебном заседании пояснила, что норматив стоимости 1 кв.м общей площади жилья для расчета размеров социальных выплат производился учреждением по поручению администрации Ростовского муниципального района.

Представитель УФК по Ярославской области в судебном заседании не участвовал.

Представитель управления финансов администрации Ростовского муниципального района Ярославской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании пояснила, что в рамках соглашений, заключаемых с агентством по делам молодежи Ярославской области и администрацией городского поселения Ростов Ярославской области на администрацию Ростовского муниципального района Ярославской области возложена только обязанность по перечислению поступившей субсидии в бюджет городского поселения Ростов Ярославской области.

Решением Ростовского районного суда Ярославской области от 24 октября 2016 года прокурору отказано в удовлетворении исковых требований.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 19 января 2017 года указанное решение отменено, принято новое решение, которым с администрации Ростовского муниципального района Ярославской области в пользу федерального бюджета взыскано 490 080 рублей, в пользу бюджета Ярославской области – 1 064 381 рубль, в пользу администрации городского поселения Ростов Ярославской области - 1 064 381 рубль.

В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене апелляционного определения с принятием нового судебного постановления об отказе в иске. Автор кассационной жалобы полагает, что ответственность за неправильное определение размера социальной выплаты молодым семьям может быть возложена на агентство по делам молодежи Ярославской области, являвшегося ответственным исполнителем программы и главным распорядителем бюджетных денежных средств. Автор кассационной жалобы указывает на законность постановлений администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, которыми в 2014-2015 годах утверждались нормативы стоимости 1 кв.м общей площади жилья для расчета размеров социальных выплат, направленных на приобретение (строительство) жилья молодым семьям городского поселения Ростов Ярославской области. Одновременно автор кассационной жалобы полагает, что такой норматив в 2014 -2015 году подлежал утверждению администрацией городского поселения Ростов Ярославской области.

Дело истребовано в Ярославский областной суд.

Определением судьи Ярославского областного суда от 12 июля 2017 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции- президиум Ярославского областного суда.

Проверив материалы дела, президиум не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Принимая решение по делу, районный суд исходил из того, что прокурором не доказан факт неэффективного использования бюджетных денежных средств администрацией Ростовского муниципального района Ярославской области при реализации региональной программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области» на 2011-2020 г.г. При этом суд указал, что прокурором не представлено доказательств того, что участвующие в подпрограмме конкретные молодые семьи могли улучшить жилищные условия в случае получения субсидии в меньшем размере. Суд не усмотрел оснований для возложения на администрацию Ростовского муниципального района Ярославской области ответственности за утверждение неверного норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилья в рамках реализации указанной программы, сославшись на то обстоятельство, что принятие окончательного решения о размерах социальных выплат относилось к компетенции агентства по делам молодежи Ярославской области, являвшегося исполнителем программы и главным распорядителем средств областного и федерального бюджетов. Кроме того, суд пришел к выводам о том, что норматив стоимости 1 кв.м общей площади жилья для расчета социальной выплаты молодым семьям должен был утверждаться администрацией городского поселения Ростов Ярославской области. Суд указал, что участие ответчика в программе сводилось только к перечислению денежных средств, поступивших от агентства по делам молодежи Ярославской области, в бюджет городского поселения Ростов Ярославской области.

Отменяя решение районного суда и принимая по делу новое решение, судебная коллегия исходила из того, что установленный администрацией Ростовского муниципального района Ярославской области норматив стоимости 1 кв.м общей площади жилья, использованный для расчета размеров социальных выплат на приобретение жилья молодым семьям городского поселения Ростов, рассчитан с нарушением положений нормативно-правового акта -п. 1.13 Положения о порядке предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, утв. постановлением Правительства Ярославской области от 17 марта 2011 года № 171-п. Допущенные администрацией Ростовского муниципального района Ярославской области нарушения при расчете и утверждении соответствующего норматива привели к нарушению в сфере бюджетного процесса, а именно: к нарушению принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, и причинило ущерб бюджетам различных уровней. Поэтому именно администрация Ростовского муниципального района Ярославской области является лицом, ответственным за причиненный бюджетам ущерб. Судебная коллегия признала доказанным заявленный прокурором на основании ст.15 ГК РФ размер ущерба, установив, что социальные выплаты молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в городском поселении Ростов Ярославской области в 2014-2015 годах выплачены в большем, чем полагалось размере. Общий размер переплаты составил 2618842 руб., в том числе: 490 080 руб. из федерального бюджета, 1 064 381 рубль из бюджета Ярославской области, 1 064 381 руб. из бюджета администрации городского поселения Ростов Ярославской области.

Выводы судебной коллегии основаны на правильном применении и толковании материального закона- ст.34 Бюджетного кодекса РФ и ст.15 ГК РФ.

Установив факт нарушения ответчиком требований законодательства при утверждении норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилья, используемого для расчета размеров социальных выплат на приобретение жилья молодым семьям городского поселения Ростов, причинную связь между этими действиями ответчика и переплатой бюджетных средств на общую сумму 2618842 руб., судебная коллегия пришла к обоснованному выводу о том, что неэффективное использование бюджетных денежных средств было допущено именно по вине ответчика. Таким образом, судебной коллегией установлены обязательные условия наступления ответственности администрации Ростовского муниципального района Ярославской области за причинение убытков.

При оценке собранных по делу доказательств судебная коллегия не допустила существенных нарушений процессуального закона.

Вывод судебной коллегии о том, что именно на ответчике лежала обязанность по утверждению норматива стоимости 1 кв.метра жилья для расчета размера социальных выплат на приобретение жилья молодым семьям городского поселения Ростов Ярославской области, соответствует п.7.4 Приложения к региональной программе «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области» на 2011-2020 г.г. (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений), в силу которого норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по каждому муниципальному образованию области определяется и устанавливается нормативным правовым актом муниципального района (городского округа) области.

Довод кассационной жалобы о том, что обязанность по утверждению соответствующего норматива возложена на администрацию городского поселения Ростов Ярославской области, основан на ошибочном толковании материального закона.

Пунктом 1.12 Положения о порядке предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, утв. постановлением Правительства Ярославской области от 17 марта 2011 года № 171-п (в редакции, действовавшей на момент спорных отношений), установлено, что расчет размера социальной выплаты молодым семьям производится с использованием норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилья, определенного по соответствующему муниципальному образованию, в котором проживают и поставлены на учет молодые семьи. В соответствии с новой редакцией Положения о порядке предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, утв. постановлением Правительства Ярославской области от 17 марта 2011 года № 171-п, действующей с 4 ноября 2016 года, расчет размера социальной выплаты молодым семьям производится с использованием норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилья, определенного по соответствующему муниципальному району ( п.1.13). Из содержания названных пунктов Положения о порядке предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, утв. постановлением Правительства Ярославской области от 17 марта 2011 года № 171-п не следует, что администрация городского поселения Ростов Ярославской области была наделена полномочиями по утверждению норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилья для целей расчета соответствующей социальной выплаты.

В силу требований ст.387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Таких нарушений судебной коллегией по настоящему делу не допущено.

С учетом изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 19 января 2017 года подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба администрации Ростовского муниципального района Ярославской области - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.390 ГПК РФ, президиум

п о с т а н о в и л:

Кассационную жалобу администрации Ростовского муниципального района Ярославской области оставить без удовлетворения, а апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 19 января 2017 года - без изменения.

Председательствующий В.Н. Ананьев