ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44-ГА-15/16 от 18.03.2016 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

дело № 44-га-15/16

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Якутск «18» марта 2016 года

Президиум Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего: Горевой Л.Т.

членов президиума: Данилова А.Р., Дмитриевой Л.А., Кулагина А.А., Летучих Л.Е., Седалищева А.Н.,

при секретаре: Негнюровой С.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Администрации муниципального образования «Нерюнгринский район» Фитисова А.В. по делу по административному иску прокурора г.Нерюнгри к Администрации муниципального образования «Нерюнгринский район» об обязании принять меры к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов в зеленой зоне,

Заслушав доклад судьи Николаева И.И., пояснения первого заместителя Прокурора Республики Саха (Якутия) Иванова А.Л., президиум Верховного Суда Республики Саха (Якутия),

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд с иском к АМО «Нерюнгринский район» об обязании принять меры по организации ликвидации мест несанкционированного складирования отходов, обосновывая тем, что в результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что различные участки Нерюнгринского района захламлены различного рода строительными и бытовыми отходами. Указывая на неправомерное бездействие со стороны органа местного самоуправления по соблюдению действующего законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологическом благополучии прокурор просит обязать принять меры по организации сбора, вывоза отходов с указанного земельного участка на обустроенный полигон размещения отходов.

Решением Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 августа 2015 года исковое заявление удовлетворено, признано незаконным бездействие администрации муниципального образования «Нерюнгринский район» по своевременному устранению нарушений норм действующего законодательства об отходах производства и потребления. Администрацию муниципального образования «Нерюнгринский район» обязали принять меры к ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных

по автомобильной дороге к реке «Малый Беркакит» в районе дач «Комарово» с географическими координатами 56 градусов 37 минут 49 секунд северной широты и 124 градуса 40 минут и 49 секунд восточной долготы;

по автомобильной дороге к реке «Малый Беркакит» в районе дач «Комарово» с географическими координатами 56 градусов 37 минут 53 секунды северной широты и 124 градуса 40 минут и 55 секунд восточной долготы;

на обочине объездной дороги г. « Нерюнгри » за пределами отводов предприятий с географическими координатами 56 градусов 38 минут 74 секунды северной широты и 124 градуса 75 минут и 90 секунд восточной долготы;

по автомобильной дороге к реке «Малый Беркакит» в районе дач «Комарово» с географическими координатами 56 градусов 37 минут 56 секунд северной широты и 124 градуса 40 минут и 49 секунд восточной долготы;

на обочине объездной дороги г. « Нерюнгри » за пределами отводов предприятий с географическими координатами 56 градусов 38 минут 56 секунд северной широты и 124 градуса 40 минут и 34 секунды восточной долготы;

на обочине объездной дороги г. « Нерюнгри » за пределами отводов предприятий с географическими координатами 56 градусов 38 минут 10 секунд северной широты и 124 градуса 42 минуты и 48 секунд восточной долготы;

в 500 метрах по трассе М-56 «Лена» районе от садово-огороднических товариществ «Энергетик-Дачник», «Виктория», «Лэповец», «Брусничка», в районе водохранилища Нерюнгринской ГРЭС с географическими координатами 56 градусов 41 минута 39 секунд северной широты и 124 градуса 52 минуты и 06 секунд восточной долготы

путем вывоза бытовых и промышленных отходов на специализированный полигон для утилизации в срок до 30 сентября 2015 года.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2015 года решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель административного ответчика Администрации муниципального образования «Нерюнгринский район» Фитисов А.В. указывает, что в постановлении Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 г. №26-П указано, что п.24 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не предполагает возложение на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации несанкционированного складирования отходов на лесных участках в составе земель лесного фонда. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Законом «О санитарно-эпидемиологической безопасности населения» предусмотрены полномочия только РФ и субъектов РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Просит отменить решение суда, апелляционное определение.

Кассационная жалоба представителя административного ответчика подана в Верховный Суд РС (Я) 23 ноября 2015 года. По запросу судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2015 года дело истребовано из Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) и поступило в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) 12 февраля 2016 года.

По результатам изучения кассационной жалобы и материалов истребованного дела судьей Верховного Суда РС (Я) Николаевым И.И. 29 февраля 2016 года вынесено определение о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и определения судьи о передаче дела для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, президиум Верховного Суда РС (Я) находит жалобу подлежащей удовлетворению путем отмены решения Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 августа 2015 года, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2015 года и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Согласно ч.1 ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 13 октября 2015 года № 26-П пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признан не противоречащим Конституции РФ, поскольку содержащееся в нем положение - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагает возложение на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

Статьи 14–16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулируют вопросы местного значения городского, сельского поселения (ст.14), муниципального района (ст.15), городского округа (ст.16).

Согласно п.24 ч.1 ст.16 этого закона к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п.14 ч.1 ст.15 этого закона к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Применяя по аналогии указанное постановление Конституционного Суда РФ от 13 октября 2015 года № 26-П к п.14 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» президиум приходит к выводу, что содержащееся в нем положение не предполагает возложение на органы местного самоуправления муниципального района обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этого муниципального района, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

Согласно ответу Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района от 09.06.2015 н. № ... четыре точки расположения: точка расположения в районе дачного поселка «Комарово» с координатами 56°37/56.76// северной широты и 124°40/49.58// восточной долготы, находится на территории лесного фонда, ориентировочно 262 м на запад от подъездной автодороги к СОТ «Углестроитель»; точка расположения в районе дачного поселка «Комарово» с координатами 56°37/53.40// северной широты и 124°40/55.74// восточной долготы, находится на территории лесного фонда, ориентировочно 209 м на юго-запад от подъездной автодороги к СОТ «Углестроитель»; точка расположения в районе дачного поселка «Комарово» с координатами 56°37/49.67// северной широты и 124°40/49.58// восточной долготы, находится на территории лесного фонда, ориентировочно 347 м на юго-запад от подъездной автодороги к СОТ «Углестроитель»; точка расположения в районе СОТ «Энергетик-Дачник», «Виктория», «Лэповец», «Брусничка», расположенных в районе водохранилища Нерюнгриской ГРЭС с координатами 56°41/39.00// северной широты и 124°52/06.24// восточной долготы, находится на территории лесного фонда, ориентировочно 408 м на северо-запад от подъездной автодороги и внутриквартальных проездов СО(Д)НТ «Виктория», в соответствии с действующим законодательством земли лесного фонда находятся в федеральной собственности (л.д.19-20).

При рассмотрении дела суд первой инстанции не учел, что четыре из семи спорных несакционированных свалок бытовых отходов находятся на территории лесного фонда. В соответствии с действующим законодательством земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, и на органы местного самоуправления муниципального района не может быть возложена обязанность по их ликвидации за счет средств местного бюджета без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

Суд апелляционной инстанции согласился с указанным неправильным выводом суда первой инстанции.

Таким образом, судами первой и апелляционной инстанции допущено неправильное толкование указанных норм материального права.

Указанное выше обстоятельство является существенным нарушением норм материального права, которое повлияло на исход дела и без устранения которого невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного ответчика.

Согласно п.2 ч.1 ст.329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд в ином составе судей.

На основании изложенного решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 августа 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2015 года следует отменить и направить дело на новое рассмотрение в Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в ином составе суда.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, президиум Верховного Суда Республики Саха (Якутия)

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 августа 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2015 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в ином составе суда.

Председательствующий Л.Т. Горева