ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44-ГА от 04.02.2016 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 44 – га - 8

президиума Верховного Суда Республики Саха (Якутия)

от 04 февраля 2016 года

Президиум Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего Горевой Л.Т., членов Президиума: Данилова А.Р., Кулагина Летучих Л.Е. и ФИО1, при секретаре Негнюровой С.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании по кассационной жалобе представителя административного ответчика административное дело по заявлению заместителя прокурора Ленского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Ленский район» о совершении определенных действий.

Заслушав доклад судьи Николаева И.И., пояснения представителя АМО «Ленский район» ФИО2, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Щербакова А.А., просившего оставить судебные постановления без изменения, а жалобу – без удовлетворения, президиум Верховного Суда Республики Саха (Якутия)

установил:

Заявитель обратился с заявлением к ответчику о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении дорожного сообщения между населенными пунктами г. .......... - пос. .......... - пос........... – с. .......... - с. ........... Просил возложить на ответчика обязанность в течение 3 лет закончить строительство указанной дороги. Впоследствии прокурор исключил требование в отношении дороги между населенными пунктами пос. .......... – пос. ...........

Решением Ленского районного суда РС (Я) от 15 июня 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РС (Я) от 12 августа 2015 года, возложена обязанность на МО «Ленский район» спроектировать и построить круглогодичную автомобильную дорогу для обеспечения сообщения между населенными пунктами г........... - пос. .......... - с........... - с. .......... в течение пяти лет со дня вступления решения суда в законную силу.

На вступившие в законную силу судебные постановления подана кассационная жалоба административным ответчиком 12 декабря 2015 г. с указанием на то, что при рассмотрении дела судами допущены существенные нарушения норм закона и судебной практики.

Кассационная жалоба подана в Верховный Суд РС (Я) 12.12.2015 года. Запросом судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 04.12.2015 года настоящее гражданское дело было истребовано из Ленского районного суда РС (Я) и поступило в Верховный Суд РС (Я) 18.12.2015 года. Определением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Николаева И.И. от 12.01.2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в президиум Верховного Суда РС (Я).

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и определения судьи о передаче дела для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, президиум Верховного Суда РС (Я) находит жалобу подлежащей удовлетворению путем отмены вынесенных по делу судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08 марта 2015 г. N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений). В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), вступившего в силу с 15.09.2015, настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Согласно ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения были допущены при рассмотрении и разрешении настоящего дела.

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Согласно ч.2 и 3 ст.52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемым в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

В силу п.3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Предъявляя требование о возложении обязанности построить круглогодичную автомобильную дорогу по спорным маршрутам, прокурор полагал, что неисполнением администрацией МО «Ленский район» обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в пределах района нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих в указанных населенных пунктах. Вместе с тем, объективных и бесспорных доказательств в обоснование своих доводов прокурор не представил. Судами данному обстоятельству никакой оценки не дано.

Судами установлено и из материалов дела следует, что автомобильное транспортное сообщение по указанному выше маршруту обеспечивается в зимнее время за счет автозимника. Круглогодичное автомобильное сообщение между указанными населенными пунктами отсутствует. Но в то же время администрацией Ленского района принимаются меры по обеспечению перевозок груза, пассажиров в летнее время водным маршрутом, а межсезонье воздушным транспортом и для этих целей в местном бюджете предусмотрены средства для субсидирования. Кроме того автозимники на протяжении всего сезона содержатся в исправном состоянии за счет средств местного бюджета.

Существующий зимник между населенными пунктами г. .......... - пос. .........., пос. .......... - с. .......... - с. .........., исходя из положений Закона РС (Я) от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РС (Я)», является регулярной автомобильной дорогой. В связи с этим нельзя утверждать, что администрация района бездействовала в отношении обеспечения транспортной связи между указанными населенными пунктами.

Судами не принято во внимание то обстоятельство, что администрация муниципального района, осуществляющая исполнительно-распорядительную деятельность, имеет возможность выполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия только в рамках тех бюджетных средств, которые предусмотрены в бюджете района на эти цели. Как муниципальный нормативный акт, бюджет муниципального района, принимается законодательным органом муниципального района. Действия ответчика в области дорожной деятельности в пределах района (проектирование и строительство дороги по указанным маршрутам) можно было бы признать незаконным бездействием лишь в том случае, если бы имея выделенные на эти цели средства, администрация района указанные работы не выполнила.

Между тем, как пояснял представитель администрации района в судебных заседаниях, денежные средства на эти цели не предусмотрены, не предусмотрена и не утверждена и программа о строительстве дорог на указанном маршруте.

Положениями ст. 39 КАС РФ (ст. 45 ГПК РФ) право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц не ограничено. Вместе с тем, компетенция прокурора в части обращения с подобными заявлениями в суд не имеет абсолютного и бесспорного характера. Ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре» устанавливает, что при осуществлении прокурорского надзора не допускается необоснованное вмешательство в экономическую деятельность предприятий, организаций, органов местного самоуправления, т.е. полномочия прокуратуры не должны создавать препятствия для осуществления указанными субъектами права своих полномочий, установленных федеральными законами.

Понуждение администрации Ленского муниципального района к строительству круглогодичной автомобильной дороги по спорным маршрутам является ограничением права органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, в том числе в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении дорог местного значения, что противоречит ст.ст.12,130 Конституции РФ, которые предусматривают самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, гарантированную к тому же ст. 10 Конституции РФ, запрещающей судам вмешиваться в компетенцию исполнительной власти, тем более, что в полномочия суда не входит оценка вопросов необходимости и целесообразности строительства автомобильных дорог местного значения.

Поскольку выполнение администрацией Ленского муниципального района своих полномочий осуществляется строго в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований, возложение на нее обязанности по строительству автодорог по указанным маршрутам приведет к нарушению требований ст.ст. 9,15 Бюджетного кодекса РФ. ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Учитывая изложенное, оснований полагать, что администрация Ленского муниципального района при выполнении своих полномочий в области организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения бездействовала или действовала неправомерно, не имеется. Доказательств обратного прокурором суду не представлено.

Принимая во внимание вышеизложенное необходимо признать, что суды обеих инстанций вынесли необоснованные и незаконные судебные постановления и в силу ст. 328 КАС РФ данные судебные постановления подлежат отмене.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, президиум Верховного Суда Республики Саха (Якутия)

постановил:

Решение Ленского районного суда от 15.06.2015 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РС (Я) от 12.08.2015 г., вынесенные по настоящему делу отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.

Председательствующий Л.Т. Горева