ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 440009-01-2021-000182-93 от 30.06.2021 Павинского районного суда (Костромская область)

УИД № 44RS0009-01-2021-000182-93

производство № 5-84/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

с. Пыщуг 30 июня 2021 года

Судья Павинского районного суда Костромской области Бессонов Д.А. с участием лица, составившего протокол об административном правонарушении, - старшего госинспектора БДД ОГИБДД МО МВД России «Вохомский» Смыслова Ю.С., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в отношении ОГБУ «Костромаавтодор»,

установил:

ОГБУ «Костромаавтодор», являясь юридическим лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог на территории Павинского района Костромской области, в нарушение требований ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 5.2.4, п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст), не обеспечило содержание автодороги Пыщуг-Павино-Вохма-Боговарово на участке с 13 км по 59 км в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, что угрожало безопасности дорожного движения при пользовании таким участком.

На указанном участке дороги в период до 12 мая 2021 года вследствие ненадлежащего содержания автодороги образовались выбоины дорожного покрытия площадью (в м2): на 16.2 км -1.05; на 16.7 км- 0,63; на 17 км – 0,77; на 18.8 км – 0,56; на 19 км – 3; на 20 км -2,6; на 21.6 км – 1,08; на 22 км - 0,96; на 23.8 км – 0,8; на 25.5 км- 1,7; на 26.4 км – 4; на 27.1 км – 0,49; на 27.4 км – 1,2; на 28.1 км – 0,64; на 28.2 км – 2,1; на 29.8 км- 2,85; на 30 км – 1,2; на 32.2 км – 1,43; на 32.3 км – 2,16; на 36.4 км – 0,4; а также дефекты в виде просадок обочины глубиной (в м): на 16.3 км – 0,16; на 16,6 км- 0,1; на 19,9 км – 0,14; на 36.2 км – 0,07.

Представитель ОГБУ «Костромаавтодор» в судебное заседание не явился. Представил возражения, в которых указал, что ОГБУ «Костромаавтодор» не является субъектом вменяемого правонарушения. В целях обеспечения необходимого транспортно-эксплуатационного состоянии автомобильных дорог общего пользования в Павинском районе Костромской области в 2021 году заключен контракт с ООО «Дорстрой». В соответствии с п. 7.2.22 Контракта подрядчик несет имущественную, административную и иную ответственность в случае ненадлежащего содержания автомобильных дорог. В возражениях также указано, что наличие дефектов в дорожном полотне обусловлено тем, что велись активные работы по содержанию и ремонту автомобильной дороги, на всем протяжении автомобильной дороги в Павинском районе на 4 мая 2021 года были установлены предупреждающие знаки, в том числе, «Неровная дорога», «Дорожные работы», «Ограничение скорости», участники дорожного движения были уведомлены о производстве дорожных работ. В соответствии с нормативными актами зимний период для Костромской области определен с 01.10 по 10.04.

Несмотря на занятую позицию, вина ОГБУ «Костромаавтодор» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении, определением о возбуждении дела и проведении административного расследования, иными материалами дела.

Старший госинспектор БДД ОГИБДД МО МВД России «Вохомский» Смыслов Ю.С. в судебном заседании пояснил, что 4 мая 2021 года в дежурную часть МО МВД России «Вохомский» поступило сообщение от водителя ФИО о несоответствии дорожного покрытия автомобильной дороги Пыщуг-Павино-Вохма-Боговарово установленным нормам. 6 мая 2021 года Смыслов Ю.С. возбудил дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в отношении ОГБУ «Костромаавтодор», вынес определение о проведении административного расследования. 12 мая 2021 года было проведено обследование дороги, с использованием специальной рейки произведены замеры выбоин на участке с 13 км по 59 км автодороги Пыщуг-Боговарово, о чем составил акт. Обнаруженные выбоины превышали допустимые размеры, установленные ГОСТ Р 50597-2017. Состояние дорожного покрытия ухудшалось на протяжении нескольких лет, требовало проведения капитального ремонта. Из-за недостаточного финансирования необходимый ремонт не проводится, что влечет обоснованные жалобы граждан. ОГБУ «Костромаавтодор» не могло не знать о состоянии дороги, наличии выбоин, но не приняло мер к их своевременному устранению. ОГБУ «Костромаавтодор» привлечено к административной ответственности как лицо, ответственное за содержание автодороги, в том числе, за надлежащим исполнением своих обязанностей подрядчиком - ....

Из материалов дела следует, что 4 мая 2021 года в дежурную часть МО МВД России «Вохомский» поступило сообщение ФИО о неудовлетворительном состоянии автомобильной дороги около с. Павино Павинского района Костромской области.

12 мая 2021 было проведено обследование автомобильной дороги Пыщуг-Павино-Вохма-Боговарово в границах Павинского района Костромской области (участок с 13 км по 59 км). В акте от 12.05.2021 отражены недостатки эксплуатационного состояния автомобильной дороги (л.д. 10). Указанные в нем сведения подтверждаются фототаблицей.

Выявленные недостатки дороги, учитывая их характеристики, угрожали безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Статья 2 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ) определяет обеспечение безопасности дорожного движения как деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ).

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения» (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе, содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность (статья 31 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ).

Требования к содержанию автомобильных дорог установлены, в том числе, ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст.

Согласно пункту 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что обочины не должны иметь дефектов, влияющих на безопасность дорожного движения.

Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

В рассматриваемом деле категория дороги Пыщуг-Павино-Вохма-Боговарово определена в соответствии с ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования, утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2005 № 296-ст.

Под выбоиной понимается местное разрушение дорожного покрытия, имеющее вид углубления с резко очерченными краями (таблица А.1 приложения А названного ГОСТ Р 50597-2017).

Обозначенный ГОСТ Р 50597-2017 не содержит положений, предусматривающих необходимость устранения дефектов дороги в установленные сроки с момента их обнаружения. Следовательно, срок устранения дефектов установлен с момента их образования.

Характеристики выбоин и их внешний вид, отраженные на фототаблице, опровергают утверждения представителя ОГБУ «Костромаавтодор», что недостатки дорожного покрытия образовались в результате проведения ремонтных работ. Учитывая размеры выбоин, прихожу к выводу, что они образовались в зимне-весенний период 2021 года вследствие воздействия автомобильного транспорта в условиях эксплуатации дороги, требующей капитального ремонта. ОГБУ «Костромаавтодор» не были предприняты меры к своевременному выявлению недостатков дороги на указанном участке, дефекты дороги не были устранены в установленные в таблице 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 сроки.

Довод о том, что ОГБУ «Костромаавтодор» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, является необоснованным, противоречит закону и исследованным доказательствам.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно пункту 12 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ).

Исходя из положений приведенных норм и вышеприведенного пункта 13 Основных положений субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.

Согласно п.п. 2.2 и 2.3 Устава ОГБУ «Костромаавтодор» основной целью деятельности учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа государственной власти Костромской области в сфере использований автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Предметом деятельности Учреждения является организация и осуществление деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или муниципального значения Костромской области, в том числе технических средств регулирования дорожного движения.

Свою деятельность ОГБУ «Костромаавтодор» осуществляет в соответствии с государственным заданием. При этом в случае отсутствия и (или) недостатка у Учреждения производственных ресурсов, необходимых для выполнения государственного задания собственными силами, Учреждение вправе осуществлять функции заказчика по закупкам соответствующих работ (услуг) (п.п. 2.6, 2.7 Устава).

Таким образом, ОГБУ «Костромаавтодор» является лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог регионального и муниципального значения Костромской области.

Заключение между ОГБУ «Костромаавтодор» и ... контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Павинском районе Костромской области в 2021 году не освобождает ОГБУ «Костромаавтодор» от ответственности за ненадлежащее содержание автомобильных дорог.

Согласно указанному контракту ... является подрядчиком, осуществляет определенные работы в предусмотренные контрактом сроки и в обозначенном объеме.

Таким образом, ... не является исполнителем государственного задания, привлечено ОГБУ «Костромаавтодор» в соответствии с п. 2.7 Устава Учреждения для выполнения определенного объема работ по содержанию автомобильных дорог. Привлечение подрядной организации не исключает ответственности ОГБУ «Костромаавтодор» за осуществление деятельности по содержанию автомобильных дорог, в том числе, не снимает с Учреждения обязанности осуществлять надлежащий контроль за исполнением подрядной организацией взятых на себя обязательств.

Положения п. 7.2.22 заключенного контракта о том, что подрядчик несет имущественную, административную и иную ответственность в случае ненадлежащего содержания автомобильных дорог, не определяют ... как субъект административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Возможность урегулирования отношений в сфере административной ответственности путем заключения договора КоАП РФ не предусмотрена.

В случае причинения подрядчиком убытков в результате ненадлежащего исполнения договора заказчик не лишен возможности предъявить требование об их компенсации.

Установка подрядчиком предупреждающих знаков о неровной дороге, проведении ремонтных работ не свидетельствует о надлежащем содержании автомобильной дороги, не подтверждает устранение недопустимых недостатков дорожного покрытия.

Ссылка представителя на сроки зимнего периода в Костромской области также несостоятельна. Нормативные акты, регулирующие деятельность по содержанию автомобильных дорог, не исключают возможность устранения недостатков дорожного покрытия в зимний период. Напротив, вышеприведенные требования ГОСТ Р 50597-2017 не ставят обязанность устранять дефекты дороги в установленные сроки в зависимость от начала строительного сезона. В распоряжении ОГБУ «Костромаавтодор» имеются достаточные силы и средства для своевременного выявления и устранения дефектов дороги в любое время, в том числе в зимний период.

Исследованные доказательства позволяют прийти к выводу, что ОГБУ «Костромаавтодор» при содержании автомобильной дороги Пыщуг-Павино-Вохма-Боговарово нарушило требования по обеспечению безопасности дорожного движения. При этом пользование таким участком угрожало безопасности дорожного движения.

Следовательно, в действиях ОГБУ «Костромаавтодор» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

В совершении вмененного правонарушения ОГБУ «Костромаавтодор» следует признать виновным, поскольку у данного юридического лица имелась возможность соблюсти требования закона, для чего не были приняты все зависящие от него меры.

Срок давности привлечения к административной ответственности в настоящем деле не истек.

Оснований для признания административного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не усматриваю, поскольку совершенным ОГБУ «Костромаавтодор» правонарушением существенно нарушены охраняемые общественные правоотношения, под угрозу поставлена безопасность дорожного движения, что может привести к причинению вреда жизни и здоровью участников дорожного движения.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие смягчающих и наличие отягчающих административную ответственность обстоятельств.

В качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, следует признать повторное совершение однородного административного правонарушения. В течение года ОГБУ «Костромаавтодор» привлекалось к административной ответственности за аналогичные правонарушения.

Санкция ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от 200 до 300 тысяч рублей.

Учитывая фактические обстоятельства дела, обстоятельства, отягчающие ответственность, характер совершенного административного правонарушения и его последствия, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, признавая данные обстоятельства исключительными, нахожу наличие оснований, предусмотренных п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ для снижения размера штрафа.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

постановил:

Областному государственному бюджетному учреждению «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» назначить административное наказание по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Костромской областной суд со дня вручения или получения копии постановления.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Неисполнение этого требования влечет наказание в порядке ст. 20.25 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

УИН 18810444210610000627, получатель платежа – УФК по Костромской области (УМВД России по Костромской области), КПП 440101001, ИНН 4401005116, ОКТМО 34606410, номер счета получателя- 03100643000000014100 в Отделение Кострома Банка России//УФК по Костромской области г. Кострома, БИК 013469126, корр. счет 40102810945370000034, КБК 18811601121010001140.

Судья Д.А. Бессонов