ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44А- от 23.10.2015 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу № 44а-№...

23 октября 2015 года г. Уфа

И.о. заместителя Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Иващенко В.Г., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении протест заместителя прокурора Республики Башкортостан ФИО5 на постановление мирового судьи судебного участка судебного района г. Межгорье Республики Башкортостан от 09 сентября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ, в отношении Буджерак ФИО10

у с т а н о в и л а:

постановлением мирового судьи судебного участка судебного района г. Межгорье Республики Башкортостан от 09 сентября 2014 года Буджерак ФИО11 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 500 рублей.

В порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.3 КоАП РФ вышеуказанное постановление мирового судьи не проверялось и вступило в законную силу 22 сентября 2014 года.

В протесте заместитель прокурора Республики Башкортостан ФИО14 просит отменить постановление мирового судьи судебного участка судебного района г. Межгорье Республики Башкортостан от 09 сентября 2014 года, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы протеста, нахожу обжалуемое постановление мирового судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При осуществлении такого вида государственного контроля, как налоговый контроль, положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не применяются (пункт 4 части 3.1 статьи 1 названного Федерального закона).

Частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 05 мая 2014 года № 125-ФЗ) установлена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.

Объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ, образуют действия (бездействие) граждан и должностных лиц, которые оказали неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.

Как усматривается из материалов дела, дата председателем комиссии ФИО3 городского округа ФИО2адрес Республики Башкортостан ФИО6 на имя ФИО1 было направлено уведомление №... о необходимости явиться 03 июня в 15.00 часов на заседание Межведомственной комиссии по легализации объектов налогообложения и вопросам погашения просроченной задолженности по заработной плате, выявлению и пресечению нарушений в сфере оплаты труда по рассмотрению вопросов полноты уплаты налогов (л.д.14).

Указанное уведомление о вызове на заседание комиссии получено ФИО1 дата, что подтверждается приобщенным к материалам дела почтовым уведомлением (л.д. 15).

Однако, 03 июня 2014 года в назначенное время ФИО1 на заседание Межведомственной комиссии по легализации объектов налогообложения и вопросам погашения просроченной задолженности по заработной плате, выявлению и пресечению нарушений в сфере оплаты труда по рассмотрению вопросов полноты уплаты налогов не явилась, что не позволило должностному лицу, осуществляющему государственный надзор (контроль), выполнить свои служебные обязанности.

дата секретарем государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса специалистом 1 разряда отдела камеральных проверок Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №... по адресФИО7 по данному факту в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ (л.д. 18-19).

Мировой судья, признавая ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ, исходил из того, что факт совершения ею административного правонарушения и вина в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами.

Вместе с тем с такими выводами мирового судьи согласиться нельзя.

В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

8) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах (часть 1).

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Аналогичные права предоставлены должностным лицам налоговых органов статьей 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

Формы документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждены Приказами ФНС России.

На момент составления протокола об административном правонарушении форма письменного уведомления налогового органа была утверждена Приказом ФНС России от 06 марта 2007 года № ММ-3-06/106@ (в редакции приказов ФНС России от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338@), от 25 декабря 2006 года № САЭ-3-06/892@), от 23 июля 2012 года № ММВ-7-2/511@).

В соответствии с утвержденной формой уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) содержит графы: «Подпись должностного лица налогового органа», «Подпись руководителя организации (филиала, представительства, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, иного участника консолидированной группы налогоплательщиков) (физического лица) (представителя)».

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица налоговых органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ.

Таким образом, исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства в их системной взаимосвязи следует, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ, образуют действия налогоплательщика в неповиновении законному распоряжению должностного лица налогового органа о явке в налоговый орган, а также на заседание соответствующей Комиссии по легализации объектов налогообложения, созданной при налоговой инспекции на основании приказа ее руководителя.

Вместе с тем ФИО1 приглашалась на заседание Межведомственной комиссии, созданной на основании постановления ФИО2адрес Республики Башкортостан, являющейся постоянно действующим совещательным органом и не относящейся к структурам, осуществляющим государственный надзор (контроль) или муниципальный контроль. В состав Комиссии входят руководители нескольких органов местного самоуправления и органов власти, Положение о соответствующей Межведомственной комиссии не наделяет ее контрольными функциями и не предусматривает административную ответственность за неявку на ее заседание налогоплательщика либо иного лица.

Деятельность вышеназванной Межведомственной комиссии Налоговым кодексом Российской Федерации не регулируется.

Материалы дела об административном правонарушении сведений о том, что ФИО1 направлялось уведомление налогового органа о явке на заседание Комиссии по легализации объектов налогообложения, созданной при налоговой инспекции, не содержат.

Исходя из положений статей 2.1, 2.2, 24.1 КоАП РФ в рамках административного судопроизводства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации.

Субъекты правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, в силу части 1 статьи 1.5, части 1 статьи 2.1 и статьи 2.2 КоАП РФ, во всяком случае подлежат ответственности только при наличии вины.

Указанные обстоятельства не были учтены мировым судьей при рассмотрении данного дела.

При таком положении постановление мирового судьи судебного участка судебного района адрес Республики Башкортостан от дата, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ, подлежит отмене.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л а :

протест заместителя прокурора Республики Башкортостан ФИО5 удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка судебного района г. Межгорье Республики Башкортостан от 09 сентября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ, в отношении Буджерак ФИО12 отменить.

Производство по данному делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.

И.о. Заместителя Председателя

Верховного Суда

Республики Башкортостан п\п В.Г. Иващенко

Копия верна

ФИО13