ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44А-1248/18 от 11.09.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

судья – Мыц Е.А.

судья – Синицына Т.А.

№ 44а-1248/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Пермь 11 сентября 2018 года

Заместитель председателя Пермского краевого суда Нечаева Н.А., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края К. на решение Пермского краевого суда от 18.05.2018, которым решение судьи Чайковского городского суда Пермского края от 06.04.2018 оставлено без изменения, жалоба старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды К. – без удовлетворения, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Чеснокова Сергея Петровича,

у с т а н о в и л:

Постановлением старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от 23.01.2018 № 32 индивидуальный предприниматель Чесноков Сергей Петрович (далее – ИП Чесноков С.П.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и с учетом правил статьи 4.1.1 КоАП РФ подвергнут административному наказанию в виде предупреждения (л.д.6-8).

Решением судьи Чайковского городского суда Пермского края от 06.04.2018, принятым по результатам рассмотрения жалобы Чеснокова С.П., постановление должностного лица от 23.01.2018 отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении Чеснокова С.П. по статье 8.1 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения (л.д.24-25).

Решением судьи Пермского краевого суда от 18.05.2018 решение судьи Чайковского городского суда Пермского края от 06.04.2018 оставлено без изменения, жалоба старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды К. - без удовлетворения (л.д.61-63).

В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 14.08.2018, старший государственный инспектор Пермского края в области охраны окружающей среды К. просит отменить решение судьи краевого суда, дело направить на новое рассмотрение; со ссылкой на ГОСТ 32693-2014 «Учет промышленных выбросов в атмосферу. Термины и определения», Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу», введенное в действие письмом Минприроды России от 29.03.2012 №05-12-47/4521, указывает, что гараж-бокс и автостоянка являются стационарными источниками выбросов.
Гараж как объект, в котором происходит выделение загрязняющих веществ в результате въезда, выезда, запуска двигателя, подлежит нормированию с учетом выделений загрязняющих веществ (количество автотранспортных средств эксплуатируемых в гараже), является стационарным источником по суммации выделений загрязняющих веществ из вентиляции, окон, дверей, что подлежит расчету и нормированию в соответствии с формулами раздела 2 Методики проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом) 1998 года.

Определением заместителя председателя Пермского краевого суда от 16.08.2018 жалоба с подлинным административным материалом принята к рассмотрению.

Дело об административном правонарушении № 12-71/2018 поступило в Пермский краевой суд 23.08.2018.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, административный материал, проверив доводы жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) (пункт 3 статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников.

Статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» определено, что источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества; стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника; передвижной источник - транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса.

В пункте 8 Постановления Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» также закреплено, что разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

В силу ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Из материалов дела следует, что на основании приказа начальника Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края от 08.12.2017 № СЭД-36-01-05-406 проведена внеплановая выездная проверка фактов о возможном загрязнении атмосферного воздуха при осуществлении деятельности ИП Чесноковым С.П., в ходе которой установлено, что ИП Чесноковым С.П. допущены нарушения экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации объектов, о чем составлен акт от 26.12.2017 № 248 (л.д.9).

В ходе проверки установлено, что в нарушение статей 22, 23, 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденной приказом Госкомприроды СССР от 01.01.1991, ИП Чесноков С.П. на земельном участке по адресу: г. Чайковский, ул. Советская, 45а, допускает эксплуатацию стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - гараж (автостоянка) с автотранспортными средствами без проведенной инвентаризации источников выбросов и без утвержденных нормативов предельно-допустимых выбросов.

Привлекая ИП Чеснокова С.П. к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ, административный орган исходил из того, что у ИП Чеснокова С.П. отсутствуют инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ и утвержденные нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Отменяя постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении ИП Чеснокова С.П., и прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья городского суда на основе анализа положений Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183, Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденной Госкомприроды СССР (ГОСТ 17.2.1.04-77), исходил из того обстоятельства, что в деле отсутствуют доказательства наличия у ИП Чеснокова С.П. стационарного источника выброса вредных веществ в атмосферу.

В связи с этим, судья городского суда, учитывая, что гараж (автостоянка) с автотранспортными средствами не является стационарным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, используется ИП Чесноковым для въезда и выезда автотранспорта, а именно: хранения транспортных средств в ночное время, принимая во внимание акт проверки № 248 от 26.12.2017 по результатам отбора проб по результатам инструментальных замеров состава атмосферного воздуха, согласно которому концентрация измеренных загрязняющих веществ в пробах не превышает установленные гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха населенных мест, пришел к выводу о недоказанности административным органом состава вменяемого правонарушения и необходимости проведения инвентаризации источников выбросов и наличия утвержденных нормативов предельно-допустимых выбросов.

Судья краевого суда, проверяя законность и обоснованность принятого судьей городского суда решения, оснований для их отмены или изменения не установил, указав, что материалами дела наличие стационарных источников в том смысле, в каком его определяет Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», на момент проведения должностными лицами административного органа проверки не подтверждается.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что вывод должностного лица о наличии события правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, является необоснованным, в связи с чем, нижестоящие инстанции правомерно пришли к выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ИП Чеснокова С.П. по статье 8.1 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Довод жалобы о том, что гараж-бокс и автостоянка являются стационарными источниками выбросов, проверялся судьей городского суда и судьей краевого суда и правильно был признан несостоятельным, поскольку административным органом не был подтвержден факт наличия у ИП Чеснокова С.П. стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на территории осуществления им своей деятельности, так как ни акт проверки, ни протокол, ни постановление о назначении наказания не содержат описания таких источников, кроме как указания, что таким источником является гараж (автостоянка) с автотранспортными средствами.

Доводы заявителя о необходимости применения Методики проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом), утвержденной Минтрансом РФ 28.10.1998, не могут быть приняты во внимание.

Настоящая Методика устанавливает порядок расчета валовых и максимально разовых выбросов загрязняющих веществ от источников загрязнения атмосферы на территории автотранспортных предприятий независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также грузовых станций и терминалов, гаражей и стоянок автомобилей, организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.

Данных, позволяющих установить, что предпринимательская деятельность ИП Чеснокова С.П. должна быть связана с использованием стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, в материалах дела не имеется.

Доводов, влияющих на законность вступивших в законную силу судебных актов, жалоба должностного лица не содержит.

Обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,

постановил:

Решение судьи Чайковского городского суда Пермского края от 06.04.2018, решение судьи Пермского краевого суда от 18.05.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Чеснокова Сергея Петровича оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края К. – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Пермского краевого суда подпись