ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44А-1562/18 от 08.11.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Оборин Л.Г.

Судья Филатова Е.С. №44а-1562/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Пермь 08 ноября 2018 года

Заместитель председателя Пермского краевого суда Нечаева Н.А., рассмотрев жалобу администрации Калининского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.04.2018, решение главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю от 10.05.2018, решение судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 20.06.2018, решение судьи Пермского краевого суда от 09.08.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Калининского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края,

у с т а н о в и л:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.04.2018 администрация Калининского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей (л.д.14-17).

Решением главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю от 10.05.2018, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы главы администрации Калининского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края, постановление должностного лица оставлено в силе, с учетом положений ч.3.2, 3.3 ст.4.1 назначен административный штраф в размере 200000 руб. (л.д. 10-13).

Решением судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 20.06.2018 указанные постановление и решение должностных лиц оставлены без изменения (л.д.114-122).

Решением судьи Пермского краевого суда от 09.08.2018 решение судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 20.06.2018, решение главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от 10.05.2018, постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от 24.04.2018 оставлены без изменения, жалоба администрации Калининского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края – без удовлетворения (л.д.163-166).

В настоящей жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 11.10.2018, поставлен вопрос об отмене постановления и решения должностных лиц, решений судей городского и краевого судов.

Материалы административного дела и дело об административном правонарушении истребованы 15.10.2018, поступили в Пермский краевой суд 24.10.2018 и 25.10.2018 соответственно.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов не нахожу.

В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

В силу подпунктов 1, 2, 3 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, администрация Калининского сельского поселения является правообладателем (постоянное (бессрочное) пользование) земельного участка с кадастровым номером ** по адресу: ****, общей площадью 8000 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, разрешенное использование: организация площадки временного хранения твердых бытовых отходов.

На основании приказа № 129 от 27.02.2018 руководителя Управления Росприроднадзора по Пермскому краю 28.02.2018 проведена рейдовая проверка по соблюдению природоохранного законодательства в районе свалки, расположенной на территории Калининского сельского поселения Кунгурского муниципального района на земельном участке с кадастровым номером **.

При проведении обследования территории свалки специалистом Управления установлено, что большая часть свалки занесена снегом, на подъезде к свалке есть следы недавнего пребывания колесного транспорта, на снегу видны бытовые отходы, строительный мусор и др., территория не огорожена, обваловка отсутствует. При этом выявлено отсутствие аншлагов, запрещающих размещение мусора и отходов, ограждений либо иных сооружений, ограничивающих свободный доступ (проход, проезд) на них неограниченного круга лиц.

Указанное свидетельствует о невыполнении администрацией Калининского сельского поселения установленных требований и обязательных мероприятий по использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель и о ненадлежащем контроле администрации за защитой земель от негативного воздействия.

Данные фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении от 11.04.2018 (л.адм.м.7-9, л.д.67-69);

- приказом Управления Росприроднадзора по Пермскому краю от 27.02.2018 №129 о проведении рейдовой проверки (л.адм.м. 34-35, л.д.93-94);

- актом обследования территории (акватории) от 28.02.2018 (л.адм.м.30, л.д.89);

- фототаблицей (л.адм.м.31-33, л.д.90-92);

- свидетельством о государственной регистрации права (л.адм.м.12, л.д.72);

- выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельные участки (л.адм.м. 22-24, л.д.83-85);

- выпиской из ЕГРЮЛ (л.адм.м.25-29, л.д.86-88);

- паспортом объекта для размещения отходов (л.адм.м.14-17, л.д.25-34) и другими доказательствами.

Выводы должностного лица, вынесшего постановление о привлечении администрации Калининского сельского поселения к административной ответственности, и судебных инстанций о доказанности ее вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, являются мотивированными и основаны на оценке имеющихся в деле доказательств.

Факт совершения администрацией Калининского сельского поселения вменяемого административного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, исследованных судебными инстанциями при рассмотрении жалоб на постановление о привлечении к административной ответственности, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.

Доводы жалобы отмену состоявшихся по делу об административном правонарушении актов не влекут, поскольку не свидетельствуют об отсутствии в действиях администрации Калининского сельского поселения состава вменяемого административного правонарушения и наличии существенных нарушений процессуальных требований.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении данного дела не установлено объективных препятствий для соблюдения администрацией Калининского сельского поселения правил и норм природоохранного законодательства при содержании земельного участка, на котором расположена свалка, а равно принятие ею исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства, что свидетельствует о наличии вины администрации Калининского сельского поселения в совершении правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Доказательств, подтверждающих принятие администрацией Калининского сельского поселения всех зависящих от нее, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, суду не представлено.

Приведенные заявителем доводы о том, что свалка твердых бытовых отходов, размещенная на спорном земельном участке, является санкционированной, имеется паспорт объекта от 1997 года, земельный участок зарегистрирован в установленном порядке, используется по назначению длительного время, свалка твердых бытовых отходов внесена в региональный реестр объектов размещения отходов и зарегистрирована 01.01.2010 под № 25.10.006, данная площадка учтена в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края, утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 09.12.2016 № СЭД-35-01-12-503, определен срок для ликвидации объекта до 2030 года, не влекут удовлетворение жалобы.

В соответствии с п.п.6, 7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.6). Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (п.7).

Материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений о включении земельного участка, на котором расположена свалка, в государственный реестр объектов размещения отходов, в связи с чем факт внесения ранее земельного участка в региональный реестр объектов размещения отходов не влияет на законность выводов должностных лиц и судей городского и краевого судов о наличии в действиях администрации Калининского сельского поселения состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

Доводы заявителя об отсутствии в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, со ссылкой на то, что положения данной статьи применимы к землям сельскохозяйственного назначения, к которым земельный участок с кадастровым номером ** не относится, являлись предметом рассмотрения судей городского и краевого судов и признаны необоснованными по мотивам, изложенным в решениях. Положения ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, устанавливая административную ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, не содержат указания на категорию земельного участка. Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации, возлагая соответствующие обязанности на собственников и пользователей земельных участков, не ставит их исполнение в зависимость от категории земель, что свидетельствует о необходимости соблюдения требований установленных данной нормой независимо от категории земель.

Ссылка заявителя на отсутствие доказательств, подтверждающих факт ухудшения качественного состояния земель в результате невыполнения администрацией обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, является не состоятельной, поскольку состав данного правонарушения не требует наличия доказательств ухудшения качественного состояния земель.

Доводов, влекущих отмену или изменение вступивших в законную силу постановления и решения должностных лиц и судебных актов, в настоящей жалобе не приведено, оснований для их отмены при рассмотрении жалобы и проверке их законности не установлено.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену обжалуемых постановлений, в ходе производства по делу не допущено.

Иное толкование заявителем жалобы закона не является основанием для отмены принятых по делу постановления и решения должностных лиц и судебных постановлений.

Действия администрации Калининского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении администрации Калининского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л :

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.04.2018, решение главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю от 10.05.2018, решение судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 20.06.2018, решение судьи Пермского краевого суда от 09.08.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Калининского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края, оставить без изменения, жалобу администрации Калининского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Пермского краевого суда подпись