ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44А-1861/18 от 26.12.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

судья – Зюзиков А.А.

судья – Синицына Т.А.

№ 44а-1861/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Пермь 26 декабря 2018 г.

Заместитель председателя Пермского краевого суда Нечаева Н.А., рассмотрев жалобу защитника администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края Иконникова Александра Вячеславовича на постановление судьи Губахинского городского суда Пермского края от 18 октября 2018 г., решение судьи Пермского краевого суда 28 ноября 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края,

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Губахинского городского суда Пермского края от 18 октября 2018 г. администрация городского округа «Город Губаха» Пермского края (далее – администрация городского округа «Город Губаха») признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ей назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 200 000 рублей (л.д.167-171).

Решением судьи Пермского краевого суда от 28 ноября 2018 г. постановление судьи Губахинского городского суда Пермского края от 18 октября 2018 г. оставлено без изменения, жалоба защитника Иконникова Александра Вячеславовича – без удовлетворения (л.д.190-193).

В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 13 декабря 2018 г., защитник администрации городского округа «Город Губаха» Иконников А.В. просит отменить принятые по делу судебные акты, производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации городского округа «Город Губаха» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Определением заместителя председателя Пермского краевого суда от 18 декабря 2018 г. жалоба принята к рассмотрению, дело об административном правонарушении № 5-135/2018 истребовано 18 декабря 2018 г., поступило в Пермский краевой суд 20 декабря 2018 г.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Субъектами правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, являются юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт автомобильной дороги.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; под обеспечением безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В силу статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ) содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 статьи 13 этого Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу пункта 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

В соответствии с пунктом 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017) дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.

Пунктом 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 г. № 120-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2004) в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и улицах, дорогах и улицах местного значения, а в сельских поселениях - на дорогах и улицах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 19 августа 2018 г. в 15:00 час. при выезде на место дорожно-транспортного происшествия инспектором ДПС ОГИБДД МО МВД России «Губахинский» были выявлены недостатки эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, а именно на дороге, проходящей по ул. Краснооктябрьская (по данной улице проходят регулярные автобусные маршруты) отсутствует горизонтальная дорожная разметка. В результате чего нарушены требования ГОСТ Р 50597-2017 и ГОСТ Р 52289-2004. Данные недостатки были зафиксированы актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 19 августа 2018 г.

Старшим государственным инспектором безопасности дорожного движения отделения ОГИБДД МО МВД России «Губахинский» М. 20 августа 2018 г. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ в отношении администрации городского округа «Город Губаха», а определением от 21 августа 2018 г. также от администрации истребованы необходимые документы (л.д.40, 43).

Старшим государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД МО МВД России «Губахинский» М. по результатам проведенного административного расследования 3 октября 2018 г. в отношении администрации городского округа «Город Губаха» составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.

Привлекая администрацию городского округа «Город Губаха» к административной ответственности, судья городского суда и судья Пермского краевого суда пришли к правильному выводу о том, что обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении указанным органом местного самоуправления административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.

Совершение администрацией городского округа «Город Губаха» административного правонарушения по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ и вина в его совершении подтверждена совокупностью исследованных при рассмотрении дела об административном правонарушении доказательств: протоколом об административном правонарушении от 3 октября 2018 г. (л.д.1-10); актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 19 августа 2018 г. (л.д.12), фототаблицей (л.д. 13-15); Перечнем автомобильных дорог общего пользования Губахинского городского округа, утвержденным постановлением администрации от 30 января 2014 г. № 107 (л.д.18-32); предписанием № 08-541 от 19 августа 2018 г. (л.д.33); определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 21 августа 2018 г. (л.д.43); информацией администрации городского округа «Город Губаха», предоставленной по запросу (л.д.44-46); копией устава муниципального образования «Губахинский городской округ» (л.д.101-119); иными собранными по делу доказательствами.

Оценка собранным по делу доказательствам дана судьями нижестоящих инстанций на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьей 26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что в действиях администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края отсутствует состав административного правонарушения ввиду того, что проектом организации дорожного движения, схемой дислокации дорожных знаков и разметки на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования, разработанном в 2013 г. не предусмотрено размещение разметки на ул. Краснооктябрьская, не могут являться основанием для отмены судебного постановления, учитывая, что администрация городского округа «Город Губаха» Пермского края является лицом, ответственным за содержание автодороги, проходящей по ул. Краснооктябрьская г. Губаха, а также, что осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе разработка проекта организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в данном случае администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края.

Судебные инстанции обоснованно исходили из того, что установленный факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии при отсутствии доказательств принятия администрацией городского округа «Город Губаха» всех зависящих от нее мер к соблюдению действующего законодательства свидетельствует о том, что администрация, будучи ответственной за состояние автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта, является субъектом вмененного административного правонарушения по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ.

Обстоятельства, на которые ссылается защитник в жалобе, поданной в краевой суд, от высокой нагрузке на бюджет, его дефицитном характере, материалами дела не подтверждены, а также исключительными не являются, в связи с чем полагаю, что оснований для применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ не имеется.

Иных доводов, способных повлечь отмену или изменение вступивших в законную силу судебных постановлений в настоящей жалобе не приведено, оснований для отмены постановления судьи городского суда и судьи краевого суда при рассмотрении настоящей жалобы и проверке законности обжалуемых судебных актов не установлено.

Порядок и срок привлечения администрации городского округа «Город Губаха» к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.

Административное наказание назначено администрации городского округа «Город Губаха» в пределах санкции части 1 статьи 12.34 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено, основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении администрации городского округа «Город Губаха» отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.13, пунктом 1 части 2 статьи 30.17, статьёй 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

постановление судьи Губахинского городского суда Пермского края от 18 октября 2018 г., решение судьи Пермского краевого суда 28 ноября 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края, оставить без изменения, жалобу защитника администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края Иконникова Александра Вячеславовича - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Пермского краевого суда подпись