ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44А-2384/2016 от 06.02.2017 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу №44 а - 2384/2016

6 февраля 2017 года г. Уфа

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Латыпова З.У., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 12 января 2017 года) жалобу Ишмаева А.Г. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 9 по Калининскому району города Уфы Республики Башкортостан от 22 сентября 2016 года, решение судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 КоАП РФ, в отношении Ишмаева А.Г.,

установила:

постановлением мирового судьи судебного участка № 9 по Калининскому району города Уфы Республики Башкортостан от 22 сентября 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 ноября 2016 года, Ишмаев А.Г. привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке статьи 30.12 КоАП РФ, Ишмаев А.Г. просит отменить указанные судебные постановления, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 19.7 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения вменяемых действий (бездействия)) непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что Управлением по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан проведена проверка по обращению ФИО3 о принятии мер к собственнику квартиры адрес, который самовольно установил кирпичную перегородку и железную дверь в общем коридоре, являющемся общедомовой территорией.

В ходе проверки составлен акт №... от дата, в котором зафиксировано, что собственник квартиры адрес Ишмаев А.Г. установил кирпичную перегородку и произвел перенос входной двери в свою квартиру №... на 1135 мм ближе к входной двери квартиры №... того же дома.

Определением №... от дата ведущего специалиста отдела муниципального жилищного контроля администрации ГО г.Уфа ФИО1 у Ишмаева А.Г. истребованы свидетельство о праве собственности на жилое помещение (квартиру адрес г. Уфы), технический паспорт на указанное жилое помещение, решение межведомственной комиссии о согласовании перепланировки, капитального ремонта и реконструкции жилых (нежилых) помещений (коридора общего пользования на ... этаже многоквартирного жилого дома адрес г. Уфы), согласованный и утвержденный межведомственной комиссией проект перепланировки, капитального ремонта и реконструкции жилых (нежилых) помещений (коридора общего пользования на ... этаже многоквартирного жилого дома адрес г. Уфы), решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома адрес г. Уфы об использовании общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома; установлен срок для исполнения запроса 3 дня.

Ишмаевым А.Г. запрошенные сведения представлены не были, в связи с чем по данному факту в его отношении ведущим специалистом отдела муниципального жилищного контроля администрации ГО г.Уфа ФИО2 составлен протокол №... от дата об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 КоАП РФ.

Разрешая дело, мировой судья пришел к выводу о виновности Ишмаева А.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ, сославшись на протокол об административном правонарушении от дата№..., заявление ФИО3 от дата, запрос о предоставлении информации от дата, приказ о проведении внеплановой выездной проверки от дата№..., акт проверки №... от дата, фотоиллюстрации, определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела от дата№..., предписание №... от дата, уведомление физического лица о составлении протокола от дата№....

С указанным постановлением мирового судьи согласился судья районного суда.

Между тем с решением судьи районного суда согласиться нельзя, поскольку оно принято без выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, в частности судьей не проверены доводы жалобы Ишмаева А.Г. об отсутствии полномочий должностных лиц органа местного самоуправления на составление протокола об административном правонарушении.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (пункт 9 части 1 статьи 14 ЖК Российской Федерации).

Пункт 3 части 2 статьи 19 ЖК Российской Федерации определяет, что муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В соответствии с частью 1.1 статьи 20 ЖК Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (часть 2.1 статьи 20 ЖК Российской Федерации).

В пунктах 1, 4 части 5 статьи 20 ЖК Российской Федерации закреплено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований; составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 36 ЖК Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Согласно пунктам 1.1, 1.2 Положения о муниципальном жилищном контроле на территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета ГО г. Уфа Республики Башкортостан от 26 июня 2013 года № 19/6 (далее - Положение) муниципальный жилищный контроль - деятельность администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по организации и проведению на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами, законами Республики Башкортостан в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами; муниципальный жилищный контроль на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан осуществляется администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Управления по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – орган муниципального жилищного контроля).

Основными целями муниципального жилищного контроля является выявление и пресечение нарушений обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами, законами Республики Башкортостан, а также муниципальными правовыми актами в области жилищных отношений (пункт 2.1 Положения).

Муниципальный жилищный контроль в отношении граждан осуществляется в форме внеплановых проверок. Внеплановые проверки соблюдения обязательных требований гражданами проводятся органом муниципального жилищного контроля в отношении муниципального жилищного фонда (пункт 11.1 Положения).

Из материалов дела следует, что при проведении проверки соблюдения жильцами дома адрес в г.Уфе требований, установленных жилищным законодательством, органом муниципального жилищного контроля не был исследован вопрос о наличии в указанном многоквартирном доме жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Так, ни в акте проверки №... от дата, ни в определении об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела от дата№..., ни в предписании №... от дата не содержится указание на то, что многоквартирный дом по адресу: г. Уфа, адрес относится к муниципальному жилищному фонду.

При проверке законности действий органа муниципального жилищного контроля, проводившего проверку и составившего протокол об административном правонарушении, судьями не учтено, что доказательства принадлежности помещений в проверяемом многоквартирном доме муниципальному образованию в материалах дела отсутствуют; доводы заявителя об отсутствии у должностных лиц, проводивших проверку, полномочий на ее проведение и составление протокола об административном правонарушении, не получили надлежащей оценки в решении, принятом по результатам рассмотрения жалобы Ишмаева А.Г. на постановление мирового судьи.

В связи с изложенным вывод судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, является преждевременным. Рассмотрение жалобы не отвечает требованиям статей 24.1, 26.1, 30.6 КоАП РФ, задачи производства по делу об административном правонарушении судьей не выполнены, что является существенным процессуальным нарушением.

Поскольку указанные нарушения являются существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть жалобу Ишмаева А.Г. на постановление мирового судьи, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ решение судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 ноября 2016 года подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,

постановила:

жалобу Ишмаева А.Г. удовлетворить частично.

Решение судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 КоАП РФ, в отношении Ишмаева А.Г., отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.

Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.

Заместитель Председателя

Верховного Суда

Республики Башкортостан подпись З.У. Латыпова

...

...

...

...