№ 44а-28/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Пермь 17 января 2019 года
Заместитель председателя Пермского краевого суда Нечаева Н.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление главного государственного инспектора Чусовского, Гремячинского и Горнозаводского муниципальных районов по пожарному надзору от 14.08.2018, решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 27.09.2018, решение судьи Пермского краевого суда от 13.11.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ФИО1,
у с т а н о в и л:
Постановлением главного государственного инспектора Чусовского, Гремячинского и Горнозаводского муниципальных районов по пожарному надзору № 88 от 14.08.2018 должностное лицо – директор ООО «Регион» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 6000 рублей (л.д. 6-11).
Решением судьи Чусовского городского суда Пермского края от 27.09.2018 постановление главного государственного инспектора Чусовского, Гремячинского и Горнозаводского муниципальных районов по пожарному надзору № 88 от 14.08.2018 в отношении должностного лица – директора ООО «Регион» ФИО1 оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения (л.д. 31-32).
Решением судьи Пермского краевого суда от 13.11.2018 постановление главного государственного инспектора Чусовского, Гремячинского и Горнозаводского муниципальных районов по пожарному надзору № 88 от 14.08.2018, решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 27.09.2018 оставлены без изменения, жалоба защитника Лебедик Э.Б., действующей в интересах ФИО1 - без удовлетворения (л.д. 51-55).
В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 17.12.2018, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и назначить наказание в виде предупреждения.
Для проверки доводов жалобы дело об административном правонарушении истребовано 20.12.2018, поступило в Пермский краевой суд 27.12.2018.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, определены требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организации и других объектов в целях пожарной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения внеплановой выездной проверки ООО «Регион» 31.07.2018 в 15:30 часов в жилом доме, расположенном по адресу: ****, находящимся в управлении у ООО «Регион», в соответствии с договором управления многоквартирным домом № М-23, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: лестничные марши в лестничных клетках окрашены краской с неизвестными показателями пожарной безопасности, чем нарушены пункт 6.25 СНиП 21.01-97, пункт 4.3.2 СП 1.13130-2009; пол в коридорах на этажах покрыт линолеумом с неизвестными показателями пожарной безопасности, чем нарушены пункт 6.25 СНиП 21.01-97, пункт 4.3.2 СП 1.13130-2009; запоры на дверях эвакуационных выходов, из лестничных клеток наружу, не обеспечивают возможность их свободного открытия изнутри без ключа (закрыты на навесной замок, ключи находятся на 4 этаже), чем нарушены пункт 35 Правил противопожарного режима в РФ; ООО «Регион» допустило размещение на путях эвакуации, в коридоре на 3 этаже тумбочку, ограничитель открывания двери (деревянный брусок), чем нарушены пункт 36 Правил противопожарного режима в РФ; ООО «Регион» допустило эксплуатацию светильников со снятыми колпаками, предусмотренными конструкцией светильников, чем нарушены пункт 42в Правил противопожарного режима в РФ; ООО «Регион» допустило эксплуатацию дверей в лестничных клетках, ведущих в поэтажные коридоры, без приспособлений для самозакрывания и уплотнения в притворах, чем нарушены пункт 6.18 СНиП 21.01-97, пункт 4.2.7 СП 1.13130-2009; не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности, чем нарушены пункт 2 Правил противопожарного режима в РФ; ООО «Регион» не подвергло обработке огнезащитными составами стропила и обрешетку кровли (документы по обработке не предоставлены), чем нарушены пункт 5.4.5 СП 2.13130.2012; не предусмотрена система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре (жилой дом коридорного типа), чем нарушены пункт 19 табл. 2НПБ 107-03, пункт 5 табл.2 СП 3.13130.2012; не предусмотрено ограждения на кровле (здание 4 этажное, высотой более 10 метров), чем нарушены пункт 8.11 СНиП 21.01-97, пункт 7.16 СП 4.13130-2013; в лестничных клетках допущено размещение открытого проложенного электрического кабеля, чем нарушены пункт 6.32 СНиП 21.01-97, пункт 4.4.4 СП 4.13130-2013; для выхода на чердак из лестничной клетки используются не противопожарные люки, чем нарушены пункт 8.4 СНиП 21.01-97, пункт 7.7 СП 4.13130-2013. Данные нарушения требований пожарной безопасности послужили основанием для привлечения директора ООО «Регион» ФИО1, как должностного лица, к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: приказом о назначении на должность директора № 1 от 08.09.2015 (лист 2 адм. дела); договором управления многоквартирным домом № М-23 от 01.05.2017 (листы 3-5 адм. дела); распоряжением (приказом) органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой, выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в области пожарной безопасности № 85 от 17.07.2018 (листы 7-9 адм. дела); актом проверки № 85 от 31.07.2018 (листы 10-11 адм. дела), протоколом об административном правонарушении № 88 от 03.08.2018 (листы 13-14 адм. дела); постановлением по делу об административном правонарушении № 88 от 14.08.2018 (листы 16-18 адм. дела) и другими доказательствами, которые в совокупности получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, с учетом положений ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ. Оснований сомневаться и не доверять вышеуказанным доказательствам не имеется.
Доводы жалобы являлись предметом рассмотрения судебных инстанций и не свидетельствуют о незаконности судебных постановлений.
Ссылки заявителя жалобы на то, что жильцы многоквартирного дома, ненадлежащим образом исполняют обязанность по уплате коммунальных услуг, в связи с чем, у ООО «Регион» не было возможности исполнения противопожарных норм и правил, а также то, что договор управления многоквартирным домом не включает в себя работы по соблюдению противопожарных норм и требований, несостоятельны.
Так, согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности наряду с собственниками имущества несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Кроме того, заключив договор на управление указанным многоквартирным домом, ООО «Регион» обязано обеспечить надлежащим образом в том числе соблюдение требований пожарной безопасности при эксплуатации жилого дома, поскольку управляющая организация осуществляет фактические и юридические действия по владению, пользованию и распоряжению определенным имуществом в интересах собственников этого имущества.
Также не могу повлечь отмену постановления должностного лица и судебных решений доводы жалобы о том, что нарушения требований законодательства ООО «Регион» частично устранены, поскольку на момент проведения проверки указанные нарушения имелись, за что ООО «Регион» было обоснованно привлечено к административной ответственности.
Доводы жалобы о возможности назначения административного наказания в виде предупреждения, не являются основанием для отмены судебных актов в силу следующего.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1).
Согласно ч. 3.5 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса, за впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Учитывая, что нарушения требований пожарной безопасности создают непосредственную угрозу для жизни и здоровья граждан и могут привести к возникновению пожара, его распространению и образованию препятствий для безопасной эвакуации людей, должностное лицо, с учетом выявленных нарушений, руководствуясь действительной необходимостью применения административного наказания в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, пришел к обоснованному выводу о назначении административного наказания в виде штрафа, применив именно ту меру государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний.
Выявленными нарушениями противопожарной безопасности затрагиваются права граждан на охрану жизни, здоровья, имущества, государственная защита которых также гарантируется Конституцией Российской Федерации (ст. 41, 45 Конституции Российской Федерации).
При таких обстоятельствах административное наказание в виде предупреждения не могло быть применено, поскольку не обеспечивало бы достижение цели административного наказания – предупреждение совершения нового административного правонарушения, как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ).
Иные доводы жалобы являлись предметом проверки судей нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в соответствующих судебных актах, оснований для их переоценки не имеется.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности принято с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Поскольку существенных нарушений требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено, оснований для отмены судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь частью 2 статьи 30.13, пунктом 1 части 2 статьи 30.17Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л:
постановление главного государственного инспектора Чусовского, Гремячинского и Горнозаводского муниципальных районов по пожарному надзору от 14.08.2018, решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 27.09.2018, решение судьи Пермского краевого суда от 13.11.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пермского краевого суда подпись