44а-302/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Пермь 19 марта 2019
Заместитель председателя Пермского краевого суда Нечаева Н.А., рассмотрев жалобу начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Н. на вступившие в законную силу решение судьи Кизеловского городского суда Пермскуого края от 11.12.2018 и решение судьи Пермского краевого суда от 23.01.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении закрытого акционерного общества «Кама-Лес» (далее – ЗАО «Кама-Лес»),
у с т а н о в и л а:
постановлением начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края № 02-04/39-18 от 17 мая 2018 г. закрытое акционерное общество «Кама-Лес» (далее - ЗАО «Кама-Лес», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением начальника управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края № 02-04/39-18-Р от 24 сентября 2018 г. постановление 02-04/39-18 от 17 мая 2018 г. оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Решением судьи Кизеловского городского суда Пермского края от 11.12.2018, оставленным без изменения решением судьи Пермского краевого суда 17.01.2019 постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 22.02.2019, начальник отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Н. просит решение судьи Кизеловского городского суда от 11.12.2018 и решение судьи Пермского краевого суда от 27.11.2018 отменить, ссылаясь на его незаконность.
Законный представитель ЗАО «Кама-Лес» И., уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, в установленный срок возражений не представил.
Дело об административном правонарушении истребовано из Кизеловского городского суда Пермского края 27.02.2019, поступило в Пермский краевой суд 04.03.2019.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч.1 ст. 8.28 КоАП РФ незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет административную ответственность.
Незаконной признается рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например, рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение, договоров купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Из материалов дела следует, что по договору аренды лесного участка № ** от 21 октября 2008 г. ЗАО «Кама-Лес» переданы для заготовки древесины лесные участки в ГКУ «***».
В период с 20 декабря 2014 г. по 19 декабря 2015 г. согласно лесной декларации от 19 декабря 2014 г. (принята Министерством природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Пермского края 19 декабря 2014 г., вх. № 4185/5) ООО «Кама-Лес» осуществляло заготовку древесины способом сплошной рубки на делянке ** в выделе ** квартала ** Кизеловского участкового лесничества ГКУ «Кизеловское лесничество» (Кизеловский муниципальный район Пермского края) (площадь лесосеки – 4,9 га).
Дистанционным мониторингом использования лесов выявлен факт незаконной рубки лесных насаждений на площади 2.0 га (превышение разрешенной площади) на делянке ** в выделе ** квартала ** Кизеловского участкового лесничества, расположенного в непосредственной близости от разрабатываемой обществом вышеуказанной лесосеки.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении ЗАО «Кама-Лес» протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечении к административной ответственности по указанной норме.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности. Таким образом, истечение срока давности исключает производство по делу об административном правонарушении.
Отменяя постановление должностного лица административного органа от 17.05.2018 о привлечении ЗАО «Кама-Лес» к административной ответственности, решение вышестоящего должностного лица от 24.09.2018, и прекращая производство по делу, судья Кизеловского городского суда Пермского края обоснованно указал на длящийся характер административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом судья городского суда правильно учел, что основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности послужил факт незаконной рубки, имевшей место (как указано в постановлении) в период с 19.03.2015 по 23.06.2015. Данные о том, что заготовка древесины осуществлялась, а противоправные действия имели место в более поздний период, в том числе, на момент обнаружения нарушения лесного законодательства, в материалах дела отсутствуют, а должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении не ссылался.
Сведений о фактических работах по заготовке древесины за пределами срока действия лесной декларации должностным лицом административного органа не предоставлено.
При таких обстоятельствах, при решении вопроса о привлечении виновного лица к административной ответственности, судья Кизеловского городского суда Пермского края верно руководствовался указанными сроками осуществления действий по заготовке древесины, в ходе которых было допущено нарушение лесного законодательства, выразившееся в незаконной рубке лесных насаждений, то есть моментом прекращения (окончания) противоправного деяния.
Утверждение должностного лица в жалобе о том, что срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться с момента обнаружения правонарушения (освидетельствование мест рубок 07.08.2017) основан на ошибочном толковании положений законодательства, определяющих длящееся правонарушение с учетом объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.28 КоАП РФ.
Таким образом, исходя из того, что на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении – 17.05.2018 в данном случае годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делам данной категории, исходя из момента прекращения противоправных действий, истек, судья районного суда обоснованно отменил состоявшиеся по делу акты и прекратил производство по делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
С учетом изложенного оснований для изменения или отмены решения судей Кизеловского районного и Пермского краевого суда не усматриваю.
На основании изложенного, руководствуясь пункта 1 части 2 статьи 30.17, статьи 30.18 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
Решение судьи Кизеловского городского суда Пермского края от 11.12.2018 и решение судьи Пермского краевого суда от 23.01.2019 оставить без изменения, жалобу начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Н. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пермского краевого суда подпись