ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44А-30/2012 от 20.02.2012 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

                                                                                    Красноярский краевой суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                               

                                    Красноярский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        № 44А-30 /2012

ПОСТАНОВЛЕНИЕ   г.Красноярск 20 февраля 2012 года.

Первый заместитель председателя Красноярского краевого суда Асташов С.В., рассмотрев надзорную жалобу ФИО1 - защитника ООО СХП «Мустанг» на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 21 в Емельяновском районе Красноярского края от 27 октября 2011 года и решение судьи Емельяновского районного суда Красноярского края от 20 декабря 2011 года по делу об административном правонарушении в отношении ООО СХП « Мустанг»,

УСТАНОВИЛ:

  Постановлением мирового судьи судебного участка № 21 в Емельяновском районе Красноярского края от 27.10.2011 г., ООО СХП « Мустанг» привлечено к административной ответственности по ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ, за невыполнение в установленный срок законного предписания отдела государственного пожарного надзора по Емельяновскому району № 456/1/1-12 от 29.09.2010 г. Назначено административное наказание в виде штрафа в размере 70 000 рублей.

Как следует из постановления, основанием назначения ООО СХП « Мустанг» административного наказания, послужило неисполнение указанным юридическим лицом предписания ОГПН по Емельяновскому району Красноярского края от 29.09.2010 г. № 456-12 об устранении нарушений требований пожарной безопасности в части выполнения огнезащитной обработки стропил, обрешетки чердачного покрытия в зданиях конюшен, помещениях для содержании овец и в административно-бытовом помещении, а также невыполнение требований предписания в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Решением судьи Емельяновского районного суда Красноярского края от 20.11.2011 г., жалоба ФИО1- защитника ООО СХП « Мустанг» была частично удовлетворена. Постановление мирового судьи изменено: из его описательно-мотивировочной части исключено указание на невыполнение ООО СХП «Мустанг» пункта 456/1/1-2 предписания ОГПН по Емельяновскому району УГПН ГУ МЧС России по Красноярскому краю № 456/1-1-12 от 29.09.2010 г. в части нарушения требований пожарной безопасности. В остальном постановление мирового судьи оставлено без изменения.

В надзорной жалобе, поступившей в Красноярский краевой суд, ФИО1- защитник ООО СХП « Мустанг» просит об отмене принятых судебных решений, ссылаясь на их незаконность. В жалобе заявитель ссылается, на то, что ООО СХП «Мустанг» необоснованно назначено наказание по ч.12 ст.19.5 КоАП РФ, так как данная статья предусматривает ответственность за невыполнение в срок законного предписания, однако предписание № 456/1/1-12 от 29.09.2010 г. таковым не является, требования о выполнении мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предприятию предъявлены необоснованно, проверка проведена с нарушением, изменен ее предмет.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, полагаю, что постановление мирового судьи и решение судьи Емельяновского районного суда Красноярского края в отношении ООО СХП « Мустанг» подлежат отмене по следующим основаниям.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Как видно из обжалуемого решения от 20.12.2011 г., судья Емельяновского районного суда, признав необоснованным назначение ООО СХП « Мустанг» административного наказания за неисполнение требований предписания (п.456/1/1-2) в части отсутствия огнезащитной обработки стропил, обрешетки чердачного покрытия в зданиях конюшен, помещениях для содержании овец и в административно-бытовом помещении, пришел к выводу о законности привлечения юридического лица к административной ответственности за невыполнение предписания в части защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Однако выводы судьи материалами дела не подтверждаются.

Как мировой судья, так и судья районного суда, исходили из того, что ООО СХП « Мустанг» обязано выполнять требования ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», исходя из содержания положений ст. 4 данного Закона, п. 4 «Положения о функциональной подсистеме защиты сельскохозяйственных животных единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденного Приказом Минсельхоза РФ от 21.07.2006 N 213 и п.4 «Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", утвержденного Приказом МЧС РФ от 09.08.2010 N 382. Как отражено в судебных решениях, такая обязанность имеется у ООО СХП «Мустанг», как у члена Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Между тем, положения приведенных нормативных актов не являются безусловным свидетельством наличия у ООО СХП « Мустанг» обязанностей в части защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в объеме, установленном предписанием ОГПН.

Так, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Аналогичное понятие Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, содержится в п. 2 «Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794.

Применительно к организациям и предприятиям агропромышленного комплекса приведенные положения законодательства конкретизированы Приказом Минсельхоза РФ от 21.07.2006 N 213 «О функциональных подсистемах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Минсельхоза России»

В соответствии с п.3 «Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) агропромышленного комплекса единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", утвержденного Приказом Минсельхоза РФ от 21.07.2006 N 213, выполнение системы предусмотренных в нем мероприятий обязательно для Минсельхоза России, Россельхознадзора и организаций, находящихся в их ведении, а также иных организаций, входящих в состав отрасли и выполняющих задачи в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Как предусмотрено п.12 данного Положения, к силам подсистемы относятся специально подготовленные работники Минсельхоза России, Россельхознадзора и Организаций, привлекаемые для выполнения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) агропромышленного комплекса.

Аналогичные требования содержаться в п.п. 3,12 утвержденного Приказом Минсельхоза РФ от 21.07.2006 N 213 «Положения о функциональной подсистеме защиты сельскохозяйственных растений единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и в п.п. 3,12 утвержденного этим же приказом «Положения о функциональной подсистеме защиты сельскохозяйственных животных единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Приведенные выше нормативные акты возлагают выполнение обязанностей по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах агропромышленного комплекса на организации в том случае, если эти организации входят в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Между тем, как следует из письма Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края от 14.11.2011 г., ООО СХП «Мустанг» не является организацией, входящей в состав отрасли и выполняющей задачи по защите сельскохозяйственных животных, как член Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на уровне края.

В соответствии с п.4 «Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", утвержденного Приказом МЧС РФ от 09.08.2010 N 382, объектами надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются организации, имеющие потенциально опасные объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, объекты экономики, обеспечивающие жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения), а также объекты, к которым установлены требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с представленными данными краевой Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, от 26.19.2011 г. № 03-05-967, ООО СХП «Мустанг» не относится к потенциально опасным объектам.

В материалах административного дела сведения о том, что ООО СХП «Мустанг» имеет потенциально опасные объекты, а также объекты, к которым законодательно установлены требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, отсутствуют.

Частью 12 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.

Исходя из диспозиции статьи, законность предписания, неисполнение которого вменяется лицу, является необходимым условием назначения наказания в соответствии с ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ, обстоятельством, подлежащим оценке при рассмотрении дела.

Вместе с тем, административным органом при направлении дела на рассмотрение мировому судье не представлено доказательств, подтверждающих законность содержащихся в предписании № 456/1/1-12 от 29.09.2010 г. адресованном ООО СХП « Мустанг», требований о выполнении мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Совокупность переданных судье материалов не содержит данных, об основаниях возникновения у ООО СХП «Мустанг» соответствующих обязанностей.

С учетом изложенного, назначение ООО СХП « Мустанг» наказания по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение требований предписания в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, нельзя признать обоснованным.

В этой связи постановление мирового судьи судебного участка № 21 в Емельяновском районе Красноярского края от 27 октября 2011 года в отношении ООО СХП « Мустанг» подлежит отмене, с прекращением производства по делу на основании п.4 ч.2 ст. 30.17 КоАП РФ- ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение судьи Емельяновского районного суда Красноярского края от 20 декабря 2011 года подлежит изменению с исключением указания об оставлении постановления мирового судьи без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.12 и п.4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 21 Емельяновского района Красноярского края от 27 октября 2011 года в отношении ООО СХП «Мустанг» отменить, производство по делу прекратить на основании п.4 ч.2 ст. 30.17 КоАП РФ- ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение судьи Емельяновского районного суда Красноярского края от 20 декабря 2011 года изменить, исключить указание об оставлении постановления мирового судьи без изменения.

Первый заместитель председателя

Красноярского краевого суда С.В.АСТАШОВ.